В частности, где инспектор ДПС вправе составлять протокол, если водитель отказывается пересесть в патрульную машину? Каким образом инспектор должен разъяснять права: лично вслух или дать их водителю прочитать? Какие преимущества дает водителю отказ от подписания протокола? Инспектор заполнил бланк протокола авторучками разного цвета: будет ли такой документ действительным? Сначала протокол, потом постановление: в каких случаях можно наоборот? Как инспектор ДПС должен исправлять допущенные им в протоколе ошибки?
Сотрудник ГИБДД заявил, что поскольку по закону протокол о нарушении должен составляться в присутствии водителя, а оформлять его он будет в своей машине, то я должен пересесть к нему. А я слышал, что наоборот – инспектор должен стоять рядом со мной и заполнять протокол. Это правда?
Не совсем так. Протокол должен составляться не в присутствии водителя, а с его участием. Как это будет происходить, неважно. Хотите – пересядьте в машину. Не хотите – оставайтесь за рулем. И сотрудник ГИБДД при составлении протокола не должен все время стоять над вашей душой. Вообще, что значит «с участием водителя»?
Условно весь процесс можно разделить на три этапа.
Первый этап. Инспектор проверяет ваши документы, разъясняет вам ваши права, объясняет суть нарушения, пугает ответственностью, выясняет у вас прочие необходимые для протокола сведения. Затем он вправе удалиться на пост ДПС или в патрульную машину, где и будет сочинять протокол.
Второй этап. Вы сидите и ждете второго пришествия инспектора.
Третий этап. Инспектор приносит вам заполненный протокол, предлагает ознакомиться и дать объяснения. Вы ознакомились, письменно выразили свою точку зрения на обвинение и расписались в получении копии протокола. Причем расписались только после фактического получения.
Вот это и есть составление протокола с участием водителя. И совсем не обязательно стоять с инспектором нос к носу или сидеть с ним рядом.
Инспектор ДПС начал оформлять на меня протокол за нарушение. Я напомнил ему, что сначала он должен разъяснить мне мои права. Он перевернул протокол и показал: вот, мол, здесь все написано, читайте! Мне прочитать не трудно. Но разве не сам инспектор должен зачитать мне мои права?
По большому счету не так уж и важно, кто зачитает вам ваши права – инспектор или вы сами себе. Не это главное. Ведь закон вообще не говорит, что права должны быть кем-то именно зачитаны. Закон говорит, что права должны быть разъяснены. И разъяснить, то есть раскрыть смысл прочитанного, разжевать, объяснить водителю, что все это значит, обязан инспектор ДПС.
Например, инспектор говорит: «Вы, товарищ водитель, имеете право ознакомиться с делом». Водитель же вправе потребовать разъяснить: когда можно начинать знакомиться, где и можно ли делать копии? На обратной стороне протокола об этом нет ни слова.
Или, например, инспектор заявляет: «Вы имеете право пользоваться юридической помощью». И опять водитель вправе потребовать разъяснений: например, с какого момента возникает такое право и как это документально оформить.
Вот чего действительно важно добиться от инспектора – разъяснения, потому как все, что содержится на обратной стороне протокола, написано лишь в общих чертах. Это тезисы. А вы имеете право здесь и сейчас на получение подробной информации, чтобы уже с первой минуты знать, каким образом вы можете защитить свои интересы.