Некогда скифские1 князья Славен и Рус поднявшись от Черного моря, что после них в Прологе2 пишется Русским, со множеством народов своих пришли в земли к северу от великого озера Ильменя и в полутора поприщах3 от него на реке Мутной, ныне называемой Волховым, основали город и назвали его по имени старейшего князя Славен-Град.
Было это в 3099 году от Сотворения Мира (2409 году до Рождества Христова). Со временем этот город запустел, наказанный по Божию попущению смертельной болезнью; особенно же после того, как напали на него племена угров4 и окончательно его разорили, положив полное запустение той местности.
По прошествии многих лет те же народы, собравшись в большом числе от реки Дунай и окрестных земель, снова пришли на праотеческие запустевшие места и создали Новый Город, расплодились и оттуда расселились по многим землям.
Во дни Александра Великого, царя Македонского, в 5133 году от Сотворения Мира (375 г. до Рождества Христова)5, эти народы храбростью своей вынудили его заключить союз со своими князьями и приняли от него мирные грамоты и иные почести.
Когда же они еще более умножились и возмужали в храбрости, то покорили многие города и земли и обложили данью даже столицы государств. Тогда избрали они правителем Гостомысла, одного из своих граждан, и переименовали свой город в Новгород Великий6, сами же стали именоваться славенороссами. И со временем тем народам воссияла заря Божественной благодати – через великого князя Владимира7 в 6496 (988) году они приняли Святое Крещение, и стали христианами.
После кончины этого великого князя среди сыновей его случилось братоненавидение и убийство8. Когда же сын его Ярослав9, по убиении брата своего Святополка, стал править всей славенороссийской землей, тогда в 6528 (1020) году жителям Великого Новгорода, называемым славенами, тот великий князь Ярослав вручил грамоты, которыми навечно узаконил их независимость, определил размеры податей и дал законы, которые никто никогда не должен был преступать.
С тех пор жители Великого Новгорода самостоятельно управляли своим городом и изобиловали в богатстве более всех россиян. Для защиты же от врагов призывали они князей, наблюдая, чтобы те не преступали положенных им пределов власти, не изменяли податей и грамот, полученных от великого князя Ярослава. Если же призванные ими князья дерзали изменить что-то от прежних установлений или самовольничали, то таковых отсылали из Великого Новгорода: иных – с позором, отняв у них все имущество. Другие же, не терпя стыда и бесчестия, бежали сами. О чем правдиво записано в новгородских летописях.
И так те народы, независимо правящие Великим Новгородом и его владениями, по обычаям перенятым от своих отцов, управлялись посадниками и тысяцкими,10 избранными из числа горожан. Однако и среди них нередко случались распри и противления при собирании дани с подвластных земель. Особенно в те дни, когда отделились от Великого Новгорода двиняне11, не пожелавшие заплатить Великому Новгороду установленных податей и потому перешедшие под власть Суздальского князя Андрея12 и сына его Романа.
Тогда многие великие князья стали совершать военные набеги на Великий Новгород, завидуя его независимости, но, главным образом, его богатству, так как он был богаче других городов. До тех пор пока сама Пресвятая Богородица не избавила его от нашествия этих князей и междоусобиц, показав чудо от своей честной иконы «Знамение». И было это преславное чудо в 6676 (1168) году.13 После чего новгородцы снова самостоятельно управляли своим городом, призывая князей по своему выбору, и еще более умножились числом, не допуская новых беспорядков, раздоров и своеволия.