Я много читал о воинских подвигах азербайджанского сокола – легендарного летчика Мазаира Абасова. И решил написать о нем художественный очерк. Это один из трудных жанров в журналистике, требующий особого писательского мастерства и творческого воображения. Реализовать эту идею мне помог ветеран ВОВ, заместитель председателя секции ветеранов войны – однополчан капитан I ранга Александр Александрович Гритченко.
– Я его лично знал, – сказал мне при встрече ветеран. – Он лучший из лучших героев, которых я знал в жизни. Человек храбрый и отважный, главное – скромный. Не любит распространяться о себе. Это была война моторов, и лучшие пилоты проявили себя в этих сражениях.
Сан Саныч многозначительно взглянул на меня и вполголоса сказал: «Ну что, журналист, убедил я тебя?».
– Я задумал о нем написать художественный очерк, Сан Саныч, – ответил я и попросил его помочь собрать материалы о боевом летчике.
– Запиши номер телефона его сына Алиовсада Абасова. Он тебя обеспечит всеми материалами.
Можно было считать, что я добился цели. И надо было действовать незамедлительно, приближалась 70-я годовщина Великой Победы.
Вечером я позвонил Алиовсаду и сообщил о моих намерениях написать очерк о его отце. Он согласился и сказал, что встретится со мною в ближайшее воскресенье. Я понял, что и Алиовсад заинтересован в публикации этого очерка на страницах такой старейшей газеты республики, как «Бакинский рабочий». В годы Великой Отечественной войны она помещала свои статьи, репортажи, материалы о военных действиях азербайджанских дивизий на фронтах. Были также короткие сообщения о подвиге Мазаира Абасова.
Я встретился с Алиовсадом Абасовым апрельским утром в садике имени М. Ф. Ахундова. Это был мужчина средних лет, такого же роста, как и я. На нем был легкий плащ.
– Будем знакомы, – сказал он и протянул руку. – Алиовсад Абасов, судья. Я принес вам материалы, фото и книги о моем отце. Если возникнут вопросы, звоните мне на мобильный телефон.
Передо мной лежали все материалы о жизни ветерана войны и ученого-историка. Я делал в блокнот записи, и в моем художественном воображении сложился яркий образ этого мужественного человека. Но я никак не мог понять, почему Иосиф Виссарионович Сталин не удостоил Мазаира Абасова звания Героя Советского Союза. Ведь он по всем статьям подходил к этой награде. Но вскоре я понял, что вождь всех народов все три дня начала войны находился в шоке и даже готовился к отставке. Но кремлевское окружение уговорило Сталина остаться. И это было разумное решение Политбюро.
Несомненно, о подвиге легендарного летчика доложили Сталину. Но он всегда ревностно относился к военным летчикам. Ведь его сын Василий слыл талантливым и храбрым летчиком, но Сталин загубил его жизнь, послав служить в боевую эскадрилью, находившуюся далеко от линии фронта. Сын главы Азербайджана Мирджафара Багирова также служил летчиком и геройски погиб. Но, зная, как ревностно относился Сталин к наградам летчиков, глава Азербайджана отказался от звания Героя Советского Союза, которым Верховный Совет СССР наградил его сына Владимира Багирова.
Знания, почерпнутые из источников, позволили мне сделать правильные выводы о моем герое. Мазаир родился в рубашке, и судьба его назло недоброжелателям и завистникам сложилась удачно и счастливо. Он прожил всего восемьдесят четыре года, наполненных кипучей жизненной энергией, когда он в небе громил фрицев, сбрасывал на вражескую территорию со своего самолета фугасные бомбы, вызывая у противника панику и кромешный ад пожарищ, в которых гибли оккупанты и вся их военная техника. Славный сокол в небе вместе с боевыми товарищами защищал родину от иностранного нашествия и военной агрессии. Но меня всегда мучил вопрос: что же собой представляет человек, ставший профессиональным летчиком?
И я нашел ответ. Летчик – это человек, владеющий искусством управления летательным аппаратом. В свое время люди не просто восхищались профессией летчика. Женщины их называли крылатыми ангелами. Во всем мире военный летчик считается золотой элитой вооруженных сил. Лишь один из тысячи человек может пройти в летное училище по состоянию здоровья. В полете может достигаться нагрузка до 11 g, нормальный человек может выдержать до 4,4–5 g.
Судьба улыбнулась маштагинскому мальчишке, и он стал не просто летчиком, а военным летчиком. Любовь к самолетам у него возникла еще в детстве. Он уже ходил в аэроклуб, которым руководила талантливая азербайджанская летчица Лейла Мамедбекова. И это были 30-е годы прошлого века. Вспоминая о юноше, его наставники говорили, что он был стеснительным, но талантливым мальчиком. Все схватывал на лету. Сначала увлекался парашютом, прыгал с вышки в приморском парке, а потом его стали манить полеты. Он изучал теоретические курсы воздухоплавания, строение самолетов, а затем бегал на летную базу.
– Приходили в аэроклуб, – вспоминал Мазаир, – заходили в ангар, где стояли самолеты. Под руководством инструкторов приступали к полетам. Здесь полетам учились Руфат Алескеров, Гусейн Бала Алиев, Джахангир Багиров, Юрий Цыганов и многие другие бакинцы. Учила нас Лейла Мамедбекова, а потом – летчица Зулейха Сеидмамедова.
После окончания средней школы № 18 города Баку три одноклассника поехали в Одессу и поступили на химико-технологический факультет. Когда он был на третьем курсе, в институт прибыли военные для отбора из числа талантливых студентов с целью подготовки военных летчиков в высшем военно-авиационном училище в городе Ейске. М. Абасов окончил училище в 1941 году как военный летчик в звании лейтенанта. И это совпало с началом Великой Отечественной войны. Непосредственно в начале священной войны он оказался в самом пекле боевых действий. За короткое время совершил 36 боевых вылетов. Самый последний вылет оказался смертельно опасным. Его, всего обгоревшего, штурман Зимницкий извлек из пылавшего самолета, и сразу увезли в госпиталь, находившийся в Севастополе. Город постоянно бомбила немецкая авиация. И по настоянию руководства Азербайджана отважного летчика, завернув в одеяла, поместили в пассажирский поезд, направлявшийся в Баку. Как вспоминал сам летчик, ехали одиннадцать суток. В Баку, на железнодорожной станции, Мазаира Абасова встречали как отважного героя, прославившего свой народ в самые горячие дни 1941 года.
Его лечили научные светила медицины Азербайджана, в том числе Мустафа Топчибашев и Азиз Алиев. Эта война длилась 1418 дней и ночей. Она была страшной и кровавой, погибли десятки миллионов людей. На войну из Азербайджана ушли 610 тысяч человек, и половина не вернулась. Однозначно СССР одержал Великую Победу над фашистской Германией, освободил народы Европы от коричневой чумы. 126 человек из Азербайджана получили звание Героя Советского Союза, а генерал-майор танковых войск Ази Асланов стал дважды Героем Советского Союза.
Мазаир Абасов в двадцать три года оказался инвалидом, перестал летать, но еще шесть долгих десятилетий находился в рядах сотрудников Института истории, достигнув ученой степени доктора исторических наук, стал профессором. И это был его второй трудовой подвиг. На такое способны только люди из особого сплава, воинской закалки. Имя им – Ветеран, что значит Победитель. Мазаир Гамид оглы Абасов принадлежит именно к когорте замечательных людей национальной элиты, где воедино сплелись подлинный патриотизм, активная гражданская позиция и кристальная честность. Его беспримерный подвиг – образец величайшей стойкости и несгибаемого духа, писал А. Гритченко, капитан 1-го ранга в отставке.
Приступая к повести о легендарном летчике, я снова перелистал с десяток книг, журнальных и газетных публикаций, беседовал с учеными и сотрудниками Института истории АН Азербайджана, где он работал до последних дней своей жизни. По воспоминаниям и оценкам коллег, он был человеком, придерживавшимся четких жизненных ориентиров и принципов, с оптимизмом верившим в победу добра над злом, активно боровшимся с негативными явлениями за утверждение социальной справедливости. Всегда заботился о молодежи, мудрыми советами и наставлениями учил молодых коллег постигать истинную цену жизни. Он и сам целеустремленно взбирался по каменистым тропам исторической науки, вникая в непростые факты эпохи Великой Отечественной войны, пытаясь доказать справедливость борьбы, которую вели народы СССР и Европы против коричневой чумы фашизма.
Мазаир с детства мечтал летать на самолетах в небе. В школе занимался моделированием и конструированием самолетов. В конкурсах занимал первые места и выходил победителем. В школе № 18, где он учился, одноклассники прозвали его «соколом». В довоенное время окончил аэроклуб и получил пилотское свидетельство. Их тогда называли учлетами. В то время у них была такая любимая песня: