Атлантология простирается от оккультных доктрин на одном полюсе до усилий добросовестных историков и ученых, пытающихся найти основу сказания Платона, – на другом, между ними лежат различные псевдо– и полунаучные размышления. Пока оккультисты со всеми своими атлантическими колдунами и лемурийцами-гермафродитами предлагают сказки, более цветистые, нежели рассказ Платона, разумные люди вряд ли могут принимать их всерьез. Спорить с ними то же самое, что бороться с гигантской медузой цианеей. Эта материя слишком мягкая и скользкая, в руках не удержишь. К тому же у нее нет мозга, по которому ее можно было бы хорошенько огреть.
Посему я, с некоторым облегчением, перехожу от них к атлантологам, которые заявляют о своем научном подходе к делу. Ибо, если человек претендует на мантию ученого, ему следует приготовиться к тому, что и судить его будут по научным критериям. Так же как американский индеец, провозгласивший себя воином, сделав «ирокез», понимает, что может найтись еще один смельчак, который примет и подразумеваемый вызов, и скальп, к нему прилагающийся.
За пределами магических братств атлантология является достаточно небольшим, но крепким верованием. Например, когда-то существовало, и весьма успешно, Атлантическое исследовательское общество со штаб-квартирой в Нью-Джерси. А в 30-х гг. XX в. аналогичная датская организация выпустила атлантические марки и деньги. Примерно в то же время кто-то обратился к покойному Джорджу В. Вайлленту, ведущему специалисту по ацтекам, за помощью в организации экспедиции на поиски Атлантиды на дне морском с водолазным колоколом. А сейчас Атлантический исследовательский центр публикует свои отчеты в Лондоне.
Одно из самых активных объединений, французское Общество изучения Атлантиды, было основано в 1926 г. Роже Девинье стал его президентом, а Поль ле Кур – секретарем. Вскоре сей клуб распался на консервативную часть под началом Девинье, который пытался удерживаться в научном русле, и радикальную под началом ле Кура, который обособился, создал собственный кружок «Друзья Атлантиды» и вступил в споры с французскими учеными-неатлантологами, такими как археолог Ренаш. Несколько лет ле Кур издавал журнал «Атлантида», выходящий раз в два месяца, в основном посвященный оккультизму. Его группа общалась на piqu-niques atlanteens языке, странном жаргоне собственного сочинения, носила атлантическую символику в петлицах и в конце концов в 1927 г. разогнала в Сорбонне диспут своих соперников о древней Корсике, закидав их бомбами со слезоточивым газом.
Атлантология достаточно активна, и каждые несколько лет выходят книги, эксплуатирующие и развивающие гипотезы Донелли и ему подобных. Типичным примером может служить недавно увидевшая свет «Тень Атлантиды» Брайна. Автор соответственно начинает с фронтисписа. На нем приведена фотография пары древностей в тумане, которые он выдает за реликвии Атлантиды. Затем Брайн, хотя и отрицая оккультное вдохновение теософов, выдает фантастический ряд плоских и нелепых утверждений: что все статуи майя были бородаты, что бретонский язык не связан с другими европейскими языками, что вымерший зубр или европейский дикий вол – это то же самое, что американский бизон, что верблюды не являлись частью фауны Северной Америки, что остатки слона не были найдены в Америке на севере Флориды, что в античной Греции не было львов, что отомы говорили на древнеяпонском, что биографом знаменитого волшебника Аполлония из Тяны был Теофраст, что великие пирамиды Гизы и Теотихуакана были возведены за многие тысячи лет до нашей эры и так далее. Ошибки, которых можно избежать, прочитав определенные книги и посетив несколько хороших музеев. Но можно и поверить полковнику Брайну на свой страх и риск.
Большая часть его книги посвящена сомнительным таинственным надписям и потерянным атлантическим городам в Бразилии. Что ж, города-сокровищницы в бразильских дебрях всегда были призрачной мечтой умозрительной палеологии еще со времен конкистадоров, прочесавших вдоль и поперек этот обширный регион в напрасных поисках Эльдорадо. Британский атлантолог Вилкинс написал целую книгу об этих предполагаемых руинах более развитой цивилизации. В начале XX в. Круппы из Эссена потратили 500 тысяч долларов своего состояния, сделанного на производстве стали, на экспедицию в Мату-Гросу, где велись поиски таких городов.
Затем в 1925 г. британский офицер в отставке, подполковник Перси X. Фосетт, отправился в такую же командировку со своим двадцатилетним сыном и еще одним молодым человеком по фамилии Римелл. Все они бесследно пропали. Фосетт, опытный исследователь и волевая личность с мистическим складом ума, полагал, что бразильские джунгли скрывают руины либо самой Атлантиды, либо одного из ее дочерних городов. Несколько групп отправились на поиски Фосетта в следующее десятилетие, но все экспедиции успеха не имели. Его исчезновение оставалось загадкой до 1951 г., когда Орландо Вил ас Боас, индейский агент бразильского правительства, уговорил индейцев калапало из верховьев Ксингу признаться, что это они убили Фосетта и его помощников, поскольку им не понравилось, как они к ним отнеслись.
После этого французский золотоискатель Аполлинэр Фрот распространил заманчивый слух о своих археологических находках в Бразилии, заявив с типичным для псевдоученых пылом, что результаты его исследований настолько ошеломляющие, что он опасается их обнародовать. Фрот умер, не опубликовав их. Как морские змии, психические феномены и ваза Шлимана в форме совы, бразильская Атлантида, похоже, ускользает и прячется от квалифицированного научного изучения.
Но вернемся к книгам об Атлантиде. Еще более древним экземпляром в этом саду чудных литературных цветов является «Атлантида: истинная родина арийцев», 1922 г. Карла Георга Чётча, который утверждал, что истинные арийцы, светловолосые, целомудренные вегетарианцы и трезвенники, и были народом Атлантиды. Как Кар ли до него и Великовский после, Чётч заявлял, что Атлантида была разрушена столкновением Земли с кометой. Единственными выжившими при затоплении оказались Вотан, его дочь и беременная сестра. Все они укрылись в пещере под корнями гигантского дерева, рядом с холодным гейзером. Сестра Вотана умерла в родах, и ее младенца вскормила волчица. Кровь этих благородных представителей нордической расы смешалась с кровью неарийцев материка. Их опустившиеся потомки стали употреблять мясо и пристрастились к пагубной привычке пить забродившие напитки, изобретенные девушкой-не-арийкой по имени Хайд (как и Вотан, она фигурирует в мифологии нордических народов).
«Расовой памятью» автор «доказывает», что эти события легли в основу легенд о Рождественской звезде, мировом древе Иггдрасил и, помимо того, отпрысков Мимира, Ромула и Рема, и почти всех других мифов, какие только придут на память. Так, райское яблоко Евы было на самом деле яблочной водкой Хайд. Греки были колонией Атлантиды, а Зевс – одним из их первых вождей. Все это доказывает, что сам герр Чётч является потомком Зевса, что ясно видно по его фамилии (по-немецки Zschaetzsch)!
Подобные фантазии, столь частые в атлантологии, объясняют, отчего историки и ученые уходят в себя, едва заслышав об Атлантиде. Частично их фобия происходит из опыта чтения лекций для народа, в конце которых кто-нибудь непременно встает и заводит разговор об Атлантиде, помахивая книгой Чётча и утверждая, что это так, потому что вот тут написано черным по белому.
Тем не менее, если возможно изучать такие эмоционально нагруженные предметы, как секс и религия в отстраненной научной манере, то и вопрос Атлантиды нам удастся рассмотреть в подобном духе.
Проанализируем проблему Атлантиды с разных сторон. Можно вслед за оккультистами целиком принять историю Платона и расширить ее вдохновенной экстраполяцией.
Или взять ее за основу и постараться дать рациональное объяснение, откинув сверхъестественные детали. Или углубиться в поиски настоящей древней культуры, соответствующей государству Платона, который не обязательно должен находиться на затонувшем острове. Или исследовать возможность существования Атлантических островов и перешейков с точки зрения геологии и биологии. Или, в конце концов, рассматривать «Диалоги» Платона как беллетристику и искать их источники так же, как стали бы искать вдохновляющие идеи любого другого знаменитого художественного произведения.