Глава 2 ПОСТРОЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы на основе новой учебной программы (1994 г.) и на результатах эксперимента, проведенного нами в 1994/1996 учебных годах, выработать единое направление учебного процесса по его совершенствованию и оптимизации.

Учебный процесс в целом, по нашему убеждению, целесообразно строить, опираясь на структуру управления. Его эффективность во многом зависит от факторов, тесно связанных между собой, а именно:

1) от организации планирования и управления как всем учебным процессом, так и процессом познавательной деятельности;

2) от регулирования, контроля и корректирования всего учебного процесса и процесса познавательной деятельности. Каждый вид учебной деятельности и подготовленности студентов выполняет определенные функции, которые имеют, в принципе, единую цель и построены по общей схеме: планирование – управление – регулирование – контроль – корректирование (рис. 1).

Для более разумного управления учебным процессом в целом и процессом познавательной деятельности в частности мы посчитали наиболее целесообразным применить системно-структурный подход, основные задачи которого состоят в разработке методов исследования, в создании различных систем, а также в построении разных моделей систем и их структур.

И. Кант писал: «Именно от структуры системы главным образом и зависят суждения о ее единстве и основательности».


Рис. 1. Схема управления учебным процессом

Разработанная нами система учебного процесса опирается на структурный подход. Структура учебного процесса, представленная учебной рабочей программой, состоит из трех разделов и трех подразделов.

1. Теоретический раздел (курс лекций).

2. Практический раздел (методико-практические и учебно-тренировочные занятия).

3. Контроль.

Каждый раздел содержит определенное количество модулей обучения и моделей подготовленности, которые зависят от задач и курса обучения. Например, теоретический раздел I–II курсов содержит по два модуля и четыре темы, III–IV курсов – по одному модулю и одной теме. Методико-прак-тический подраздел I–II курсов – по шесть модулей и шесть тем, III–IV курсов – по три модуля и три темы. Учебно-тренировочный подраздел включает в себя также шесть модулей на I–II курсах и три модуля – на III–IV курсах. Теоретический раздел представляет собой цикл лекций. Методико-прак-тический подраздел – проведение методико-практических занятий по разработанному нами методическому пособию, а также ведение дневника самоконтроля студента, в который заносятся результаты показателей физического развития, построенные графически, и результаты контрольных тестов по видам подготовленности, построенных с учетом динамики развития их поэтапно и по годам обучения. Учебно-тренировочный подраздел построен аналогично предыдущим по системе модулей, но его модули состоят из модулей физического развития и моделей по различным видам подготовленности. В содержание данного подраздела входит разработанная нами программа по углубленной физической подготовке студентов. Контроль предполагает сдачу зачетов по темам обучения, контрольных нормативов и тестирование, а также занятия в форме семинаров, диспутов-дискуссий, межэтапную и поэтапную корректировку уровней подготовленности студентов.

Представим принцип построения структур различных видов подготовленности студентов и их физического развития.

Структура физического развития построена на антропометрических показателях и состоит из 5 частей: роста, веса, спирометрии, окружности грудной клетки и динамометрии, а также соединяющих их элементов, например росто-весово-го, жизненного, силового индексов и др.

Структура физической подготовленности построена на показателях физических качеств и состоит из 3 частей: общей, силовой выносливости и скоростно-силовой подготовки, а также их элементов, например, бега на 100 м, 2 (3) км, подъема туловища, подтягивания и др.

Структура психофизической подготовленности построена не только на показателях физических качеств, но и на специальных качествах, необходимых для будущей профессии студентов, например на статической выносливости, элементом которой является удержание горизонтального положения туловища лицом вниз или силовой выносливости и ловкости, элементом которых является лазание по канату и др.

Структура функциональной подготовленности построена на показателях жизненно важных систем избирательного направления, необходимых для будущей профессии студентов, например сердечно-сосудистой системы с ее элементом – пробой Руфье, дыхательной системы с ее элементами – спирометрией, пробой Штанге и др.

Структура психологической подготовленности построена на показателях, характеризующих психические качества студентов, необходимые для их будущей профессии. Она представлена общей и специальной нервной системой, а также такими элементами, как оперативное мышление, внимание, выдержка и др.

Структура духовного развития студентов построена на показателях, способствующих и определяющих это развитие, таких как социальная среда, общественные отношения, воспитание и их элементы (искусство, физическая культура, музыка, литература и др.).

Структура интеллектуального развития студентов построена на их активном сознании и творческом критическом мышлении и их элементах, например, беседах, диспутах-дискуссиях, основанных на методических разработках, учебных пособиях и др.

Структура подготовленности студента, как итог обучения в вузе, построена на всех тех показателях, которые были рассмотрены в отдельности для каждой профессии (рис. 27, 28).

Мы предлагаем несколько типов моделей процесса обучения. Каждому из них соответствует свой этап подготовки, зависящий от задач обучения. Модель физического развития, как и остальные модели, включает в себя элементы, т. е. малые модели. Задачи данной модели заключаются в медицинском и педагогическом контроле преподавателями студентов, в укреплении их здоровья и совершенствовании их физического развития.

Модель подготовленности составляют следующие типы подмоделей:

1) физическая подготовленность;

2) психофизическая подготовленность;

3) функциональная подготовленность;

4) психологическая подготовленность;

5) интеллектуальная подготовленность;

6) духовная подготовленность.

Например, задачи моделей физической и психофизической подготовленности – формирование навыков и умений студентов, применение различных средств, методов и путей для развития физических и профессионально важных качеств (ПВК).

Задачи моделей функциональной подготовленности связаны с исследованием и совершенствованием жизненно важных функций организма.

Задачи моделей психологической подготовленности – изучение психических процессов студентов и создание прочного психологического фундамента для их будущей профессии.

Задачи моделей интеллектуальной подготовленности – исследование интеллектуального развития студентов, выработка их активного сознания и творческого критического мышления.

Задачами моделей духовной подготовленности являются исследование духовного развития студентов и формирование их духовных ценностей.

Модели обучения в физическом воспитании студентов


1. Модель физического развития Модель № 1 (сентябрь, апрель)

Задача: определение уровня физического развития студента на начало и конец учебного года по данным медицинского осмотра.

Модель № 2 (октябрь, май)

Задача: дальнейшее повышение уровня физического развития в процессе учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.


2. Модель физической и психофизической подготовленности

Модель № 1 (3-я неделя сентября – 2-я неделя октября)

Задачи:

1) обучение технике бега с высокого и низкого стартов и технике спортивной ходьбы;

2) развитие общей выносливости;

3) развитие скоростно-силовых качеств;

4) определение уровня подготовленности студентов по контрольным нормативам.

Модель № 2 (2-я неделя октября – конец октября)

Задачи:

1) повышение уровня физической подготовленности;

2) развитие общей и силовой выносливости;

3) формирование двигательных умений и навыков.

Модель № 3 (ноябрь – декабрь)

Задачи:

1) развитие общей и силовой выносливости;

2) формирование двигательных умений.

Модель № 4 – лыжная (февраль – 1-я неделя марта)

Задачи:

1) обучение технике ходьбы на лыжах;

2) развитие координации движения;

3) развитие общей выносливости.

Модель № 5 – игровая (февраль – 1-я неделя марта)

Задачи:

1) развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движения, концентрации и переключения внимания, смелости, выдержки и других ПВК;

2) обучение элементам техники игры в баскетбол, волейбол и др.;

3) развитие силы;

4) формирование двигательных умений и навыков.

Модель № 6 (2-я неделя марта – 2-я неделя апреля)

Задачи:

1) развитие скоростной силы;

2) развитие общей выносливости.

Модель № 7 (2-я неделя апреля – конец апреля)

Задачи:

1) развитие скоростно-силовых качеств;

2) развитие общей выносливости.


3. Модель функциональной подготовленности

Модель № 1 (сентябрь, декабрь, май, 1-я неделя июня)

Задачи:

1) исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы и определение физической работоспособности;

2) исследование функционального состояния системы внешнего дыхания;

3) исследование функционального состояния нервно-мышечной системы;

4) исследование функционального состояния вестибулярного аппарата.

Модель № 2 (сентябрь – май)

Задачи:

1) развитие функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

2) развитие нервно-мышечной системы;

3) развитие вестибулярного аппарата.


4. Модель психологической подготовленности

Модель № 1 (февраль – 1-я неделя марта)

Задачи: исследование психофизических качеств в ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка) студента:

1) смелости, решительности;

2) концентрации, переключения и распределения внимания;

3) выдержки, эмоциональной устойчивости;

4) оперативного мышления и т. д.

Модель № 2 (октябрь – май)

Задачи:

1) развитие психических качеств в ППФП студента (с учетом профессии);

2) регуляция нервно-психического состояния:

а) самовнушение;

б) умение расслабляться.


5. Модель интеллектуальной подготовленности

Модель № 1 (сентябрь, декабрь, май, 1-я неделя июня)

Задачи:

1) определение исходного уровня активной сознательной деятельности и творческого критического мышления студента на начало учебного года (по дневнику самоконтроля, отчету, диспуту-дискуссии);

2) определение промежуточного уровня развития активной сознательной деятельности и творческого критического мышления студента на середину учебного года (дневник самоконтроля, отчет по теме);

3) определение уровня развития активной сознательной деятельности и творческого критического мышления студента на конец учебного года (дневник самоконтроля, составление индивидуальной программы здоровья и написание реферата).

Модель № 2 (сентябрь – май)

Задача: развитие активной сознательной деятельности и творческого критического мышления студентов в процессе учебных занятий.


6. Модель духовной подготовленности (сентябрь, май)

Задачи: определение уровня духовного развития студента в начале и в конце учебного года с помощью проблемно-игрового текста.

Таким образом, на основе научного подхода мы создали структуру системы управления учебным процессом, в которую объединили все модули обучения, модели подготовленности и соединяющие их элементы (рис. 2). Именно так мы представляем себе концепцию учебного процесса, т. е. его главное направление, построенное на научном подходе, в основе которого лежит приобретение студентами системных знаний и умелое применение их в практической жизни и будущей профессиональной деятельности.

Положения и требования концепции учебного процесса

Концепция учебного процесса будет эффективной при условии соблюдения и выполнения следующих положений и требований.

1. Правильно выбранное направление, основанное на научном подходе, способствующее успеху учебного процесса в целом и процесса обучения в частности.

2. Применение метода модульного обучения на основе системно-структурного подхода к организации и управлению учебным процессом.


Рис. 2. Структура учебного процесса

3. Четко сформулированные и обозначенные как общие, так и частные цели и задачи данного предмета в вузе, поэтапное приобретение системных знаний, формирование умений и навыков.

4. Наличие внутрипредметных и межпредметных связей, обусловленных принципом всеобщей связи явлений.

5. Разработка и применение в процессе обучения методического пособия.

6. Разработка и применение рабочих и обучающих программ, их структур и моделей.

7. Создание и применение различных методических разработок, рекомендаций, указаний и учебных пособий, способствующих совершенствованию учебного процесса и процесса обучения.

8. Разработка и применение многоступенчатой системы формирования активной сознательной деятельности и творческого критического мышления студентов.

9. Разработка и применение многоступенчатой системы контроля качества подготовленности студента.

10. Применение в процессе обучения индивидуального и индивидуально-дифференцированного подходов к студенту.


Список литературы

1. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. С. 80.

2. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М. 1994. С. 8

Загрузка...