1

В России мы различаем и делим себя на русских и украинцев, татар и белорусов, казахов, бурят, калмыков, якутов и т.д. Но с западной точки зрения, все мы – Russians, т.е. русские.

2

«Все прогрессы реакционны, если рушиться человек» (А. Вознесенский).

3

В.О. Ключевский заметил когда-то, что «каждый … должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином» [Ключевский. 1995. Т.1., с.32]. Ныне каждый должен быть немного социологом, понимать общий ход событий в мире, чтобы стать сознательным и добросовестно действующим человеком (и гражданином).

4

Так, этим словом обозначают: 1) «речевые практики, в которых «понятия…постоянно обыгрываются посредством выстраивания ассоциативных рядов», 2) практики «манипулирования знаками, которые формируют символические структуры, образующие для людей мир явлений и событий, понимаемых как социальная реальность» [Социология. 2005, с.311], 3) системы мышления «в определенной области общественной жизни» [Гидденс. 2005, с. 605], и т.д.

5

Смысл этого слова может быть выражен русскими словами «оживленность» или «возбужденность».

6

Дополнительно стоит заметить, что преобразование аналогично ознакомлению, ибо результатом становится запечатление в структурах обеих «пассивных» сторон целей действующего субъекта.

7

Привычную для отечественных философов метафору «отражение», характеризующую процесс познания, лучше бы заменить метафорой «запечатление», о чем уже говорилось.

8

Забегая вперед, скажем, что точнее следовало бы говорить о деятельностном взаимодействии, т.е. обмене результатами деятельности – продуктами и услугами как основе общества.

9

Теория строится на умозрительных понятиях и суждениях, которые, вообще говоря, могут быть двоякого рода: «спекулятивными (не проверяемыми на опыте) или теоретическими (проверяемыми на опыте). Проверяемые суждения—в зависимости от результата их проверки— оказываются истинными или ложными» [Караваев. 2018, с.350]. Следовательно, принцип проверяемости – непременное условие построения теории. Одной логичности построения и выводимости содержания теории из ее базиса недостаточно для создания полноценной теории.

10

Метод постепенного проникновения в содержание представления в чемто аналогичен математическому процессу деления единицы на все меньшие и меньшие части. Единицу, к примеру, можно разделить на две или десять частей, затем разделить каждую полученную часть и т.д. Разница между простым делением и проникновением в содержание заключается в том, что получаемые вновь интуитивно ясные представления не обязательно равны между собой, а их количество не обязательно заранее известно. Некое целое может быть разделено на две равные трети, оставшаяся треть еще на три части, равные или не равные, и т.д. Причем может существовать некий остаток, не улавливаемый простым делением, но дополняющий целостность.

11

Неточно сказать, что Земля есть планета, а Москва – столица. Земля – планета солнечной системы, а Москва – столица России.

12

Возникает, правда, проблема, насколько оно удачно для понимания и решения основных проблем общества. Но она будет рассмотрена позже после выявления других возможных видовых отличий, нужных для того, чтобы понятие «общество» было включено в группу близких понятий, с которыми оно соотносится как вид к другим видам, составляя общий ближайший род «объединение людей».

13

Выражение «информационное общество» вошло в широкий научный оборот в шестидесятые годы прошлого столетия в связи с успехами кибернетики, развитием вычислительной техники, СМИ и т.д. Выдвигались разные теории относительно сущностных свойств этого общества, трактовки его как нового этапа эволюции общества и пр.

14

Император Вителлий – известный в истории реальный чревоугодник, Федор Павлович Карамазов, персонаж Достоевского, – сладострастник.

15

Представление о модусах социальной значимости, вкупе с представлениями об основных разновидностях деятельности, позволяет сформулировать социологическую концепцию счастья как социального результата индивидуальной жизни (см. Приложение 1).

16

В частности, перед началом Английской революции палата общин в английском парламенте стала в три раза богаче палаты лордов. Но большее количество благ требует большей безопасности [Guizot. 1841, р.11–12]. Для этого общинам потребовалось взять на себя всю полноту политической власти, что и послужило главной причиной революции

17

Точнее было бы говорить об общей идентичности, в которой религиозная однородность может играть важную роль.

18

Эти мысли Ильина надо бы усвоить современным российским либералам, сторонникам полной и бескомпромиссной демократии.

Загрузка...