Лауреат Нобелевской премии химик Пауль Крутцен (Paul Crutzen) придумал термин «антропоцен» в 2002 году, чтобы описать нашу нынешнюю геологическую эру в контексте влияния человека на устойчивость планеты. Термин был официально принят Международной геологической ассоциацией в Кейптауне в августе 2016 года.
См. Macfarlane, R. Generation Anthropocene: how humans have altered the planet forever. The Guardian. April 1, 2016.
С благодарностью Стейси Элеймо.
С благодарностью Шэннон Уиннабст.
«Глоссарий» также доступен в формате электронной книги, и некоторые его части можно найти на сайте Bloomsbury Academic. Больше информации об оригинальных семинарах можно найти на сайте Центра гуманитарных наук Утрехтского университета (http://cfh-lectures.hum.uu.nl) или Центра современного искусства BAK в Утрехте (http://www.bakonline.org/nl/Index).
The Real Problem is in the Hearts of Men. New York Times Magazine. June 23, 1946.
Запрещенная на территории РФ социальная сеть.
Jenna Ng и David Theo Goldberg, «Кодекс алгоритмических исследований», http://algorithmicstudies.uchri.org/codex/.
Впервые я предложил теорию альтергоритма в своем очерке «Мысли о пространстве современной скульптуры, или Одурачивание», опубликованном в сборнике Sculpture Unlimited II (Berlin: Sternberg, 2015) под редакцией Йорга Хайзера и Евы Грубингер.
См. также Vermeulen, 2014.
Было бы интересно посмотреть, как практики этих художников соотносятся с так называемыми алгористами, новой сетью медийного искусства, основанной в середине 1990-х Романом Веростко и Жан-Пьером Эбером. Обзор их работы под названием All.go.rhythm недавно показали в Украинском институте современного искусства в Чикаго (октябрь – ноябрь 2015 года).
Cм., например, Viveiros de Castro (2004), Bird-David (1999), Descola (1992) и Holbraad, Willerslev (2007).
Мое внимание к стихотворению Мюриель Рюкейсер «Миф» привлекла Афина Атанасиу (Athanasiou, 2008: 96).
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. «Алкивиад» 23.7. Перевод С. П. Маркиша, под ред. С. С. Аверинцева. Буквально: «Настолько эрос захватил эту человеческую особь». – Прим. ред.
См. вступление Витрувия, посвященное императору.
Я понимаю эти понятия как элементарные в квазиматериальном, квазидосократическом смысле: все они служат фактором любого архитектурного произведения, подобно тому как стихии в «Тимее» служат фактором для всех материальных тел (все вещи состоят из огня, воды, земли и воздуха, и мы можем предполагать наличие законосообразной пропорциональности между ними: огонь относится к земле, как воздух к воде).