Вашему малышу исполнился год. Хотя, казалось бы, только вчера принесли из роддома этот маленький кричащий комочек. Позади целый год счастья и опыта: ребенок изменился, повзрослел, даже сформировал мнение о важных для него вещах. Ранний возраст – это период от года до трех лет, во время которого малыш активно познает мир, развивается, устанавливает наиболее сильные связи с близкими.
По мнению психологов, личность человека формируется в первые три года жизни. В этот период выстраивается ее фундамент, поэтому очень важен позитивный опыт, приобретенный в это время, так как он впоследствии повлияет на развитие психики в целом. Взрослому важно осознавать не только ответственность за приобретение этого опыта, но и непохожесть их восприятия.
Ребенок – другой…
Непонимание этого влечет много трудностей и ошибок. Ребенок – это не «маленький взрослый», дело не в том, что он многого не умеет, не знает, не осознает или эмоционально не переживает. К нему неприменимы требования современности, подстраивают под которые с помощью расширения базы знаний и разнообразных методик обучения. Например, сажая ребенка перед гаджетом, взрослые считают, что он понимает все происходящее на экране, однако это – самообман. Также способность ребенка отражать поведение окружающих и умение общаться еще не говорят о наличии у него логического мышления.
О важном в воспитании рассуждал Джон Грэй, определяя любовь ключевым его моментом, однако «это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития».
Конец XIX века – прорыв в области детской психологии: ученые открыли качественные различия мировосприятия ребенка и взрослого (труды Ж. Пиаже, З. Фрейда, Л.С. Выготского). В связи с отсутствием у ребенка стереотипов и установок (они на стадии приобретения), он живет моментом, здесь и сейчас. Его эмоции характеризуются ситуативностью, полноценно переживая моменты, ребенок погружается и получает удовольствие от них. Например, лопнувший воздушный шарик заставляет ребенка плакать, а новый шарик так же быстро его успокаивает и заставляет улыбаться.
С эмоциональной ситуативностью связана и любознательность: ребенок открыт ко всему новому, его желания и предпочтения склонны быстро меняться. Сознание ребенка не направлено на будущее и не обращено к опыту, мыслительный процесс для него – это действие в данное время и в данном месте. При этом, несмотря на то, что ребенок далек от абстрактного мышления, учится он через отражение поведения взрослого.
Как помочь ребенку развить в себе личность? Играть с ним! Предметно-игровая деятельность является универсальным способ воспитания и обучения ребенка. Опорой в момент игровой деятельности служат взрослые. Игры не только вырабатывают способности, но и помогают эмоциональному развитию ребенка (во время игры ребенок испытывает самые разнообразные эмоции: радость, заинтересованность, уверенность в себе и другие).
Данный раздел посвящен развитию ребенка от 1 до 3 лет с помощью игровой деятельности. Вы узнаете, как правильно выбрать игрушки, как «сделать» игру развивающей и том, как игра помогает в физическом развитии малыша.
Переходный возраст малыша – это период от 1 года до 1 года 3 месяцев. С точки зрения физиологии у ребенка активно формируется центральная нервная система, крепнет кора головного мозга, опорно-двигательный аппарат. Отсюда его стремление к самостоятельности и независимости: он уже сам встал на ноги, научился ходить, а вместе с тем капризничать и показывать свое упрямство. Внимание ребенка на данном этапе привлекает все, что нельзя: мамина косметика и папины инструменты, пульт от телевизора и мобильны телефон, тарелки и кошачий корм. Кроме того, часто меняется поведение ребенка: им уже не так просто управлять, а иногда и вовсе пульт управления переходит в его руки, и он превращается в манипулятора. Это и есть «симптомы» кризиса первого года жизни у ребенка:
Трудности в процессе воспитания – ребенок проявляет упрямство, непослушание, требует к себе повышенного внимания;
Самостоятельность – ребенок включается в процесс кормления или одевания, овладевает новыми навыками в игре или самообслуживании;
Эмоциональная чувствительность – ребенок овладевает реакцией на внешних раздражителей: обижается, капризничает, проявляет агрессию;
Противоречивость поведения – трудная ситуация приводит ребенка в замешательство и заставляет действовать нелогично (например, просьба взрослого о помощи и следующий отказ от нее);
Однако это лишь внешние проявления кризиса, за ними стоят более важные внутренние изменения, касающиеся психики и личностного роста ребенка. Так, на смену ситуативности поведения, приходит руководство опытом и памятью; у ребенка возникают собственные желания и предпочтения; он становится более автономным от взрослых. Но несмотря на все это, ребенку по-прежнему нужна опора в лице взрослого человека, только качественно иная – не просто хорошее отношение, а реакция на действия и оценка их результата. Иначе невозможно полное ощущение самостоятельности у ребенка.
Таким образом, суть кризиса первого года жизни ребенка в его противоречивости: самостоятельность и нужда в помощи, оценке; желание что-то сделать и невозможность реализации этого (хочу сказать, но не могу, хочу взять, но не достать и т.д.). Но эти противоречия дают мощный толчок к развитию малыша, который несмотря на все трудности продолжает познавать мир.
Первый секрет успеха – это режим дня, но не жесткий, а индивидуальный для каждого ребенка. Например, чтобы ребенок вовремя ложился спать или проголодался к обеду, он должен потратить достаточное количество энергии, то есть наиграться и нагуляться. Доказано, что дети, соблюдающие режим, обладают более крепким здоровьем, уравновешенной психикой и меньше капризничают.
Во-вторых, преодолению кризиса поможет царящая в доме атмосфера развития, то есть наличие разнообразных развивающих игрушек, интересных предметов быта, которыми ребенок может «пользоваться». Развитию поможет и неограниченное движение, так как именно в момент данного процесса ребенок наиболее активно познает мир.
И, в-третьих, отсутствие запретов. Для этого нужно убрать из поля досягаемости ребенка все запрещенные и небезопасные вещи.
Жорж Санд писал, что «изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности человеческого характера, даже его недостатки – в этом заключается великая тайна и великая задача воспитания».
Как определить степень безопасности вашей квартиры? Посмотрите на нее глазами ребенка: он ползает или уже ходит? Начинайте с детской, потому что там он спит и остается без присмотра, пока вы занимаетесь домашними делами. В такие моменты ребенок может проснуться и самостоятельно исследовать этот мир. А он для него в первую очередь должен быть безопасным, поэтому нужно выполнять следующие рекомендации:
Убрать в недоступное для ребенка место:
Острые, колющие, бьющиеся и прочие вещи;
Мелкие предметы (так как ребенок может их проглотить или вдохнуть, например, монеты, пуговицы), в том числе продукты питания (орехи, карамель) и игрушки с мелкими деталями (если, например, у куклы не хватает туфельки, ее срочно нужно найти);
Бытовая химия;
Лекарственные препараты;
Пластиковые и полиэтиленовые пакеты (может возникнуть угроза удушья);
Другие советы:
Электричество.
Следует заблокировать розетки и убрать все, что можно туда засунуть;
Безопасные провода: их можно замаскировать специальным коробом, а свисающие скрутить и связать хомутами, чтобы ребенок не зацепился и не уронил на себя прибор.
Газовая плита:
Во время приготовления пищи пользуйтесь дальними конфорками, а ручки посуды поворачивайте от себя, чтобы ребенок не смог до них дотянуться.
Если ваша плита не оснащена системой контроля подачи газа, фиксируйте ручки конфорок с помощью специальных замков;
Можно установить на газовую плиту защитный экран, закрывающий доступ к горячей поверхности;
Окна:
Специальные защелки не позволят открыть их на небезопасную ширину;
Нельзя ставить мебель около окна;
Шнурки на шторах могут быть опасны удушьем, поэтому не следует ставить под ними детскую кроватку.
Двери:
Можно установить амортизаторы, которые не будут до конца закрывать двери и позволят ребенку самостоятельно их открывать. Также благодаря этому малыш не прищемит свои пальцы.
С помощью перегородок нужно ограничить доступ к опасным местам в доме (например, к балкону или камину);
Запирайте дверь в туалет.
Мебель и обстановка:
На острые углы мебели можно сделать специальные мягкие накладки, чтобы избежать травм в период, когда малыш будет учиться ходить или ползать;
Существуют специальные противоударные детские шлемы, защищающие от углов или смягчающие падения;
Сделайте мебель устойчивой, чтобы, например, повиснув на открытой дверце шкафа, ребенок не уронил его на себя;
Обувь лучше убрать в шкаф или в обувницу, чтобы ребенок не играл с грязными ботинками.
Если вы пьете чай или кофе, ставьте кружку в центр стола, чтобы малыш не достал ее;
Ребенок может стянуть скатерть со стола и уронить на себя посуду, не накрывайте стол большими скатертями;
Скользкий пол: безопаснее ребенку ходить босиком или в специальных носочках с прорезиненными подошвами;
Комнатные цветы лучше убрать, чтобы ребенок не съел их или не уронил на себя.
Ремонт:
Нужно следить за тем, чтобы ребенок не рвал и не ел обои, клей содержащийся в них может быть опасен;
Если в вашем доме есть крашеные поверхности – присмотритесь, наличие сколов и трещин может заинтересовать ребенка, он оторвет кусочек краски и потянет в рот. Такие дефекты лучше заново перекрасить.
Нужно позволять ребенку быть самостоятельным: ну и пусть он измажется в каше или наденет ботинок не на ту ногу. Необходимо хвалить его за попытки к первым самостоятельным действиям. О том, как правильно это делать, вы узнаете в этой главе.
У маленького ребенка есть врожденная потребность к познанию, то есть ему не нужны дополнительные стимулы и похвала для новых открытий. Ему интересно все: от газовой плиты, до проводов от телевизор. Но Вы же прочитали предыдущую главу и уже организовали безопасную среду.
Вы часто говорите своему ребенку «Молодец!»? Похвала не только поднимает настроение, но и служит хорошим мотиватором для поступков ребенка. Однако она может и навредить.
Например, ваш малыш сам собрал все кубики в коробку. «Молодец!», – говорите вы ему. Он всегда молодец: когда поел, или сказал новое слово, или сделал первый шаг. И дело не в формулировке, можно хвалить другими словами, но у ребенка вырабатывается зависимость от похвалы, которая будет мешать ему в дальнейшей жизни. Получается, что таким образом ребенок теряет интерес к познанию и работает «на оценку».
Думайте о будущем…
Рядом с вашим ребенком не всегда будут доброжелательные люди, которые будут его хвалить и ценить. Детский сад, школа, институт, работа – везде могут быть недоброжелатели или просто равнодушные люди. Реальность превзойдет все ожидания ребенка, который был готов только к похвале и доброму слову. С точки зрения психологии, ребенок будет испытывать дискомфорт и стресс, думая, что его не ценят и не воспринимают как личность.
Кроме того, в погоне за похвалой ребенок становится зависимым от авторитетов. Если в раннем возрасте непререкаемый авторитет – это родители, то, например, в подростковом – важной становится оценка сверстников, которая толкает порой на очень необдуманные поступки и приводит к печальным последствиям.