Здесь и ниже словом «человек» (при необходимости – с уточнением «полноправный человек») переводится аккадский термин «авилум». Этот термин имеет как общее (всякий человек), так и специальное, сословное значение. ЗХ исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: «авилумов», «мушкенумов» и «вардумов». Первое – свободные общинники, второе – лично свободные люди, утратившие связь с общиной и попавшие в зависимость от царского хозяйства, третьи – лично несвободные, рабы.
Т.е., то наказание, которое понес бы обвиняемый, если бы обвинение подтвердилось.
В законах появляются юридические лица – «дворец» и «храм».
В отличие от ст.6, подразумевающей кражу с дальнейшей перепродажей, ст.8 устанавливает ответственность за кражу как таковую.
Т.е., лица, неправомочного произвольно распоряжаться имуществом своего отца – «человека». Ср. ст. 124 о таких же не оформленных специально покупках у полноправного собственника имущества.
Т.е., наказание, которое грозило бы обвиняемому, если бы обвинение было доказано.
Отличие ст.19 от ст.16 заключается, во-первых, в том, что в ст.19 речь идет о поимке, а не об укрывательстве беглого раба, во-вторых, в том, что в ст.19 речь идет о рабах частных лиц, а в ст.16 – о рабах дворца и дворцовых людей.
Несомненно, с целью кражи.
Редум и баирум условные держатели царской земли (а редум еще и скота) в обмен на военную службу.
В целом термин «тамкар» в ЗХ употребляется в значении «человек, вложивший капитал в торгово-ростовщическую операцию». Так называли и купцов, и ростовщиков. Купцы, были обращены в государственных агентов, но ростовщическую операцию могло произвести любое частное лицо; в ЗХ оно тем самым тоже именовалось «тамкаром». Это видно из ст.116, где речь идет о «тамкаре» данного лица, а из сравнения со ст.113 выясняется, что этим «тамкаром» мог быть всякий человек по отношению к другому человеку.
«Несущими подать» назывались лица, получавшие для обработки участок царской земли под условием выплаты (натурой) большей части урожая, то есть царские издольщики. Такая выплата считалась их повинностью. Государство не заключало с ними договоров об аренде, и их положение целиком регулировалось администрацией. Реально статус «несущего подать» был наследственным.
Т.е. выданы ему в условное держание как обеспечение его службы – илька.
Дословно «бесплодная». Жрица, лишенная права деторождения и получавшая за осуществление своих обязанностей надел из царской земли.
В первую очередь имеются в виду высокопрофессиональные ремесленники и административный персонал.
Для сравнения: прожиточный минимум в год на семью составлял около 6 гуров.
Т.е. тамкар не обрабатывал землю сам, а нанимал «землепашцев». Речь, таким образом, идет о субаренде.
Имеется в виду указ, устанавливающий цены на зерно и сезам в серебре, ср. ст.89. В ст.49-51 проводится та мысль, что в норме хозяин заложенного тамкару поля должен сам продать урожай за серебро и из полученных средств возместить долг и только при крайней необходимости может отдать его натурой.
Данная статья указывает на свободную куплю-продажу земли, не являющейся условным держанием. Реально земля, однако, продавалась крайне редко.
Восстановлено по смыслу контекста.
Дословно «разносчик», торговый агент тамкара.
На путевые издержки.
Т.е. шамаллум должен вернуть тамкару основной капитал, доверенный ему, отдельно сосчитать проценты, которые он должен был нажить по договоренности с тамкаром, из них возместить себе путевые расходы, подсчитанные согласно условному поденному расчету, а оставшуюся часть процентов отдать тому же тамкару.
Дословно «из милости». Отсюда надо заключить, что обычно тамкар предоставлял шамаллуму капитал под проценты.
По смыслу статьи шамаллум должен вернуть серебро в счет стоимости товара.
Хмельной напиток.
Т.е. увеличивала цену сикеры в зерне.
Категория жриц.
По-видимому, данная статья устанавливает минимум, за который можно было взять в заклад человека.
Т.е. должник.
Здесь подразумевается любой заимодавец.
Смысл статьи: если в нарушение ст.122 при сдаче на хранение человек не заключал договора, а ограничился одними свидетелями, суд все же будет разбираться с его делом (в отличие от ситуации ст.123, когда нет даже свидетелей).
Т.е. обвинил их в прелюбодеянии. Жрица-энтум, посвященная богу, очевидно, вообще была лишена права на связь с мужчиной.
Возможно, это символ обращения в рабство.
Принадлежность к общине оказывается обязанностью каждого авилума.
Т.е. вторую неравноправную жену.
Сумма, меньшая чем «выкуп» и предваряющая его; жених вносил ее при сговоре с отцом невесты.
Т.е. тому, кому была обещана жена.
Из этой статьи видно, что приданое превышало выкуп.
Кадиштум и кульмашитум – категории жриц – храмовых блудниц.
Т.е., при усыновлении он не знал своих родных родителей.
Переднее животное при запряжке цугом тратит меньше сил, чем заднее, впряженное непосредственно в плуг, потому последнее и названо рабочим.
Со стороны третьего лица.
Т.е. уроженцы Вавилонского царства.
Имеется в виду народное судебное собрание.
Солид – золотая монета; денарий – серебряная монета, равная 1/40 солида.
Имеется в виду похищение девушки с целью вступления с ней в брак.
Имеется в виду нарушение королевского мира.