Наверняка каждый хотя бы раз в жизни бывал на похоронах. Или видел их. В детстве я боялся похорон. Боялся, но тем не менее иногда видел или даже бывал на них, когда умирали родственники или соседи. Я еще застал те времена, когда была широко распространена традиция приглашать на похороны духовой оркестр, и прощание с умершим пугало меня до чертиков. Меня страшила не столько заунывная музыка, сколько сама похоронная процессия: во главе ее шли музыканты, перед гробом разбрасывали еловые ветки, а за мертвецом тянулась длинная вереница скорбящих людей. Покойник, иногда сильно распухший на жаре, лежал в открытом гробу, и его заостренные черты лица, сложенные на груди и перевязанные веревкой руки, торчащие из-под кружевной накидки ботинки или тапочки заставляли меня, ребенка, буквально дрожать от ужаса.
Со времен моего детства многое изменилось. Усопшему все еще могут положить в гроб сигареты, очки, расческу, трость и т. п. Это отголосок древних языческих верований, согласно которым загробный мир являет собой подобие мира земного, где человеку понадобятся те вещи, которыми он пользовался при жизни. Покойник по-прежнему может день или два находиться в доме в окружении родственников, которые по старинке завешивают зеркала из-за суеверий. Но прощание «переместилось» из квартиры или с небольшого пятачка у подъезда в траурные залы при моргах, и все чаще к похоронам привлекают священников. Давно не видно и духовых оркестров, провожающих усопшего в последний путь траурным маршем Шопена. Лишь одно не меняется вовсе: люди продолжают умирать. Однако даже после смерти некоторые из них, вернее, их бренные останки не обретают покой.
Что сразу приходит на ум, когда мы слышим «мумия» или «нетленные мощи»? В первом случае – Египет с пирамидами-усыпальницами и останками фараонов. Во втором – церковные святые реликвии, в большом количестве хранящиеся в монастырях и храмах и служащие предметом поклонения миллионам верующих по всему миру.
Вера в чудодейственность останков умерших уходит корнями в далекое прошлое человечества, когда появились вера в духов, якобы способных посещать живых, и специальные погребальные обряды. Люди заботились о телах и могилах покойников, поскольку считали, что предки могут защитить их от всевозможных бед и болезней или же, наоборот, навлечь неприятности, в том числе и смерть.
В современном мире, когда в доме находится покойник, до сих пор завешивают все зеркала из-за суеверий.
Вера древних египтян в загробную жизнь породила настоящий ритуал бальзамирования тел фараонов и представителей знати. Отец истории Геродот так описывал создание египтянами мумии. Вначале жрецы тщательно готовили останки к бальзамированию: через ноздри удаляли мозг, извлекали внутренние органы (древнегреческий историк об этом не упоминал, но их не выбрасывали, а складывали в специальные сосуды, канопы, и помещали рядом с саркофагом), промывали брюшную полость пальмовым вином, затем наполняли тело маслом, растворами и благовониями, после чего в течение 70 дней пропитывали раствором натрона, который способствовал обезвоживанию тканей. Перед тем как обернуть мумию бинтами, смоченными клеем, тело набивали глиной, опилками, песком, известью и покрывали смолой. И только после этого помещали в специально изготовленный саркофаг. Описанный способ мумифицирования был элитным и дорогим. Дешевые варианты подразумевали простые манипуляции с останками, в том числе без вскрытия тела.
Пожалуй, самая известная сегодня египетская мумия – найденное в 1922 году археологом Говардом Картером забальзамированное тело фараона из XVIII династии Нового царства Тутанхамона. А в 2016 году сотрудниками Музея Фицуильяма Кембриджского университета была обнаружена самая «юная» на настоящий момент мумия – человеческий эмбрион возрастом 16–18 недель. Череп и тазовые кости не сохранились, но при помощи компьютерной томографии удалось определить кости рук, ног и пальцы. На протяжении более ста лет (артефакт был найден еще в 1907 году) ученые полагали, что в саркофаге лежат забальзамированные внутренности. Кстати, мумифицированные человеческие зародыши находили и ранее – в гробнице Тутанхамона. Найденные эмбрионы возрастом 25–37 недель предположительно дочери-близнецы правителя Древнего Египта.
Что приходит на ум, когда вы слышите слова «мумия» или «мощи»?
Появление услуги бальзамирования в 60-х годах XIX века в Америке напрямую связано с Гражданской войной. Масштабные сражения между Севером и Югом неминуемо влекли за собой увеличение смертности. На полях после боевых действий оставались сотни и тысячи непогребенных трупов. Новая, до этого неизвестная услуга консервации останков с помощью химикатов позволила семьям погибших солдат, которые могли организовать доставку железной дорогой, вернуть тела на родину и похоронить рядом с родственниками. Впоследствии эта процедура стала обязательной, когда речь шла о перевозке останков из одного города в другой. Отцом современного бальзамирования считается доктор Томас Холмс. Он утверждал, что в годы Гражданской войны забальзамировал не менее 4 000 покойников, с одной стороны, заработав на этом целое состояние, с другой – подарив людям возможность в последний раз увидеть сына, мужа, отца.
Самая «юная» мумия – человеческий эмбрион возрастом 16–18 недель.
К 1950-м годам кремированные тела составляли всего 3–4 % от общего количества. Большинство американских семей, следуя тогдашней похоронной моде, тратили крупные суммы на придание останкам достойного вида. Усопшие будто бы хвастались своей солидностью, лежа в гробу, который, кстати, был не из дешевых и также подчеркивал благосостояние его «владельца». Вскоре пышные похоронные процессии и покойники, напоминавшие разрезанных вдоль и поперек и накачанных формальдегидом восковых кукол, уступили место более скромным мертвецам и похоронам.
Переломным стал 1963 год, когда в свет вышла книга «Американский образ смерти»[1], в которой журналистка Джессика Митфорд попыталась открыть людям глаза на деятельность похоронных бюро. Их владельцы, считала она, в буквальном смысле обирают клиентов, навязывая им непомерно дорогие услуги, в число которых входит и уже ненужное, по сути, бальзамирование. И это было чистейшей правдой. Митфорд сильно злило, что похоронные бюро наживаются на человеческом горе. И она восстала против забальзамированных, отретушированных, нарумяненных мертвецов и роскошных погребальных ритуалов, которые к 1960-м годам стали нормой в Америке.
Похоронный бизнес очень прибылен, и без работы похоронные конторы никогда не останутся. Они просто будут следовать за модой и подстраиваться под желания потребителей. Хотите пышные похороны с прощальной службой в церкви? Без проблем. Можно организовать и скромное погребение. Но оно тоже будет стоить денег. Желаете заказать бальзамирование? Какой гроб предпочитаете? Ваш дедушка хотел, чтобы его похоронили в земле или кремировали? А может, он был сторонником экологического погребения?
В том же 1963 году католическая церковь объявила, что не имеет претензий к кремации. Это, конечно же, не привело к отказу от предания тела земле, а вместе с тем и от его сохранения для торжественной демонстрации в ходе прощальной церемонии, однако этот способ захоронения стал постепенно сдавать позиции. Бальзамирование уже не пользовалось таким огромным спросом, ведь для кремации в длительной сохранности останков не было необходимости. Тела все равно сгорят в печи. Родственники почившего могли на этом сэкономить! Многие так и поступали.
Бальзамирование или герметичный металлический гроб как способы сохранить тело умершего навязаны людям похоронными бюро, которые преподносят их как дань уважения усопшему и высшую степень проявления заботы о его бренных останках. Избежать разложения можно и не прибегая к ним. При особых условиях погребенные в земле останки могут сохраняться естественным образом длительное время. Особый интерес к нетленным телам проявляют религиозные люди.
Нетление – свойство тела не подвергаться разложению после смерти. Его следует отличать от мумификации – высыхания трупа или отдельных отмерших частей живого организма. Несмотря на осторожные заявления служителей культа о том, что сохранность тела после смерти не является определяющим критерием святости, в православной церкви, равно как и в католической, нетленность останков божьих угодников по-прежнему служит важным условием канонизации. Впрочем, православные смешивают понятия «нетленность» и «мумификация». По-настоящему нетленных останков у них почти нет, зато есть огромное количество самомумифицированных тел.
Похоронный бизнес очень прибылен, он же и навязывает людям бальзамирование и герметичные гробы, чтобы сохранить тело умершего.
Давайте обо всем подробнее. И начнем мы, пожалуй, с необычных церковных реликвий.