Муршид- так обычно называют суфийских наставников, особых учителей, которые ведут своих послушников (мюридов) по пути суфизма.
Таухид – основной принцип ислама, провозглашающий, что Всевышний Аллах Единый/Единственный и что нет никого другого кроме Аллаха, достойного поклонения. Он содержит три отрицания: отрицание множественности, отрицание соучастия и отрицание деления на части. В суфизме разделяют три уровня таухида: таухид-и ефал – единство всех деяний, таухид-и сыфат – единство всех атрибутов и таухид-и Зат – единство всего сущего.
«Вахдети – вуджуд» – суфийский термин, означающий единство бытия и единство в существовании; мировоззренческая система, которая описывает отношения между человеком, миром и Всевышним Аллахом в этом контексте. Этот принцип является основой учения великого суфийского шейха Мухйиддина аль –Араби (1165- 1239), который в дальнейшем разрабатывался его последователями. Согласно ему, истинно существует только Всевышний Аллах, а все другие сотворенные сущности являются Его проявлениями, то есть сущности материального мира находятся с ним в таких же отношениях, как сущий объект и его тень.
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009, 220
Придворная школа, элитное учебное заведение в Стамбуле, которое было открыто во время правления Султана Баязида II в 1481 году. Школьная программа в султанские времена соответствовала французскому образу; лишь вместо латинского и древнегреческого языков юноши здесь обучались турецкому, арабскому и персидскому.
Школа Аджем – особый образовательный центр Оттоманской Империи для выходцев из других национальностей, с целью их дальнейшего привлечения на государственную службу для нужд Империи.
Нумуне-и Теракки – школа, основанная математиком Мехмет Nадир беком в 1884 году в Стамбуле. В школе применялись современные методы обучения, поэтому представители богатого и аристократического общества Стамбула отправляли своих детей для обучения в эту школу.
Идади-и Намиди – учебные заведения, которые просуществовали в последний период Оттоманской Империи между 1838 -1923 годами и давали обучение по западной системе образования на уровне средних школ.
Дар уш-шафака – интернат-гимназия, школа с проживанием, в основном для детей сирот или детей из необеспеченных семей, готовящая специалистов для государственной службы Оттоманской Империи.
Нэй – один из древнейших духовых музыкальных инструментов, разновидность флейты, свирель. Изготовляется из дикорастущего тростника, является основным инструментом суфийской музыки.
Дергах – суфийская обитель
Кэн'ан Рифаи, Беседы, Изд. Куббеалты, Стамбул, 2018, 214
Шариат- с точки зрения ислама термин, означающий свод основных повелений, предписанных Всевышним Аллахом как религия для мусульман; совокупность всех религиозных, морально- этических и правовых норм.
Мустафа Тахралы, Илахият-и Кэн'ан, Фонд Дженан, Стамбул, 2013
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009,330
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009, 222-223
Также любое число получается вследствии определенного количества раз повторения единицы. У Мевланы есть такое объяснение: «Посмотри внимательно на все буквы, начиная с Алифа и заканчивая Йа, кажется, что все они имеют разные формы и дают разные звуки, но если рассмотришь повнимательнее, то увидишь, что все буквы, которые ты считал разными, на самом деле появляются благодаря всевозможным скручиваниям и видообразованиям одной и той же буквы Алиф, то есть ее черточки! На самом деле основа всех букв есть Алиф, следовательно, столько разных слов рождается из одной только единственной буквы Алиф и несмотря на то, что все они рождаются из одной основы, то есть, будучи единым и общим в основе, они могут образовывать такое несчетное количество слов и предложений, столь различающихся по форме и проявлению».
Сура «Кахв» (18; 109), Коран, пер. Пороховой В.И.
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009,225-227
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009, 219-228
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009,236-237
Хадиси Несаи, Ишарету'н-ниса 1, (7, 61). См. «Кензу'л Уммал», хадис 18913; «Джами'ус -сагир» 1/146, Ахмед 11845.
Самиха Айверди, Из одного мира в другой мир, Изд. Куббеалты, Стамбул, 2005
Члены суфийского ордена (тариката) успешно завершившие свой сулюк (духовное образование, инициацию) получают диплом – так называемый иджазатнаме или иджазат от духовного лидера – Шейха. Тот, кто получает иджазат считается уполномоченным принимать других в орден в качестве наставника и воспитывать их. Получение иджазат от разных тарикатов не запрещено, но этого удастаивались только избранные шейхи.
Поэма Джалал ад-дина Руми «Маснави-йи Ма'нави» (около 60 000 двустиший) является литературным произведением, которому обучали в медресе и в созданных специально для этого учебных заведениях Оттоманской Империи. Человек, который читал «Маснави», переводили бейты с персидского и толковал их смысл назывался «маснавихан», так со временем появились шарх-и Маснави – книги, содержающие толкования и комментарии к Маснави. Маснавиханы присутствовали в обителях тариката Мевлевия, больших мечетях, таких как Сулеймания в Стамбуле, дворцах правителей.
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009, 210
Айверди Самиха, Сафийе Эрол, Назиха Араз, Софи Хури. Кэн'ан Рифаи и Мусульманство в свете двацатого века. Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009, 214
Самиха Айверди, Человек и Сатана, Изд. Куббеалты, Стамбул, 2009,
Самиха Айверди, Дерево Огня, Изд. Куббеалты, Стамбул, 2002, 60
Самиха Айверди, Не заходящее Солнце, Изд. Куббеалты, Стамбул, 2012, 259-260
Самиха Айверди, «Ханчы», Изд. Куббеалты, Стамбул, 1988,47
Самиха Айверди, «Ханчы», Изд. Куббеалты, Стамбул, 1988, 9
Джамальнур Саргут. Самиха Айверди как зеркало, отражающее духовное величие Кен'ана Рифаи, Выступление на конференции, посвященной памяти Самихы Айверди, Декабрь, 2013, Анкара
По мнению А. Верслуиса, это связано с тем, что в конце XX века многие западные ученые признали концепцию «междисциплинарного подхода», подразумевающую возможность и необходимость научных исследований, выходящих за пределы ограничений, накладываемых частными научными дисциплинами.
Ориенталистская методология долгое время господствовала в социальных и гуманитарных науках, когда востоковедение служило эссенциализации, романтизации, дегуманизации, и как следствие, культурному и политическому подчинению субъектов Востока. Многие представители пост – колониальных исследований, такие как Эдвард Саид рассматривают ориентализм как образ мышления, мировоззрение, служившее для поддержания империалистических интересов и сохранения гегемонии запада.
Arweck E.; Stringer M., eds. Theorizing Faith: The Insider/Outsider Problem in the Study of Ritual. Birmingham, Birmingham University Press, 2002; Alexander Knysh, Sufism: A New History of Islamic Mysticism. Princeton: Princeton University Press, 2017
Фусус аль-хикем – «Геммы мудрости», наряду с «Мекканскими откровениями» является основным произведением Ибн аль- Араби. Книга состоит из 27 глав, каждая из которых отнесена к одному из пророков, имя которых упоминается в Коране. Ключевым термином книги является понятие «слово» (логос) или «истина Мухаммеда (с.а.с)». Согласно замыслу книги, внутренним смыслом, сущностью каждого пророка является это самое слово, но каждый из них представляет собой проявление этой сущности на определенном уровне, то есть занимает некое место в иерархии истин. «Истиной истин» или целокупным, материнским словом является «истина Мухаммеда (с.а.с.)»; все остальные уровни берут свое начало от него, от него получают бытие и небходимую информацию.
Нафс – по смыслу это вещество существа, его эго, самость. В суфизме так называют животную, плотскую душу человека. Нафс надо воспитывать, он имеет 7 разных уровней. Изначальный, невоспитанный нафс – источник безнравственного поведения человека, он всегда стремится к исполнению всех своих желаний, повелевает следовать прихотям тела. «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого. Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем». Сура «Ниса» (4;79), «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое». Сура «Шура» (42;30), Коран, пер. Э. Кулиева.
Саха́ба, или асхабы – общее название для всех людей – мужчин, женщин и детей, которые видели пророка Мухаммеда (с.а.с.) хотя бы один раз при его жизни, или разговаривали с ним и уверовали в него, то есть стали мусульманинами и умерли, будучи мусульманином.
Абу Джахиль – настоящее имя – Амр ибн Хишам аль-Мугира (около 570-624), был одним из самых влиятельных курайшитов и главой клана Махзумитов, получил от исламского пророка прозвище Абу Джахил («отец невежества»). Являясь непримиримым врагом ислама и посланника Аллаха (с.а.с.), он жестоко преследовал первых мусульман в Мекке, был инициатором покушения на Пророка, а потом возглавлял армию многобожников при Бадрском сражении, при котором и был убит.
Шефик Джан, Перевод Маснави, изд. Отукен, Стамбул: 2003, Т. 1-2, с. 49-50, бейты: 366-376, 778, 780, 782; Кэн'ан Рифаи, Маснави-йи Шариф, изд. Куббеалты, Стамбул: 2000, с. 58, бейты: 371-375, с. 109-110, бейты: 780-785, 790, 792 , 794.
Юнус Эмре (приб. 1240-1320) – легендарный тюркский странствующий дервиш и народный поэт. О его жизни известно очень мало, поэтическое наследие дошло до нас в виде более поздних записей. На сегодня известны сборники его стихов – Диван и трактат «Рисалет-и Нюсхия» (Поучительное Послание), где он изложил основные положения суфизма. Стихи свидетельствуют о том, что он был образованным человеком и прошел суфийский путь от начала до конца, хотя сам он утверждал, что не читал ни одной книги, кроме книги своего сердца, в котором пылает Божественная искра, что и является истинным источником познания. Его стихи написаны на простонародном языке, но глубоко символичны и для правильного понимания требуют особого толкования. Вся его поэзия пронизана всепоглощающей любовью к Всевышнему и вытекающим отсюда глубоким уважением и любовью ко всем сотворенным существам.
«Нет, клянусь днём воскресения! Клянусь душой попрекающей!» Сура «Кияма» (75; 1-2), Коран, перевод Кулиева Э.
Сура «Шамс» (91;7-8), Коран, перевод Кулиева Э.
«О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!». Сура «Фаджр» (89;27-28), Коран, перевод Кулиева Э.
Шефик Джан, перевод Маснави, изд. Отукен, Стамбул: 2003, Т. 1-2, стр. 15-16, бейты: 19-33; Кэн'ан Рифаи, Маснави-йи Шариф, стр. 8, бейты: 19-34
В арабском языке имеется много слов, обозначающих разновидности (или разные степени) любви, некоторые из них в неизменном виде перешли и на персидский, и на турецкий язык.
Ахмед аль-Газали – персидский суфий, брат знаменитого исламского ученого, богослова и философа Абу Хамид аль-Газали (имама Газали), автор знаменитой книги «Саваних». Он много путешествовал, проповедовая мистическую любовь к Всевышнему, был наставником многих знаменитых суфиев – Сухраварди, Аттара, Мевланы.
Лейла (в некоторых текстах Лейли) и Меджнун – герой и героиня популярнейшей на Востоке арабской легенды о трагедии разлученных и страдающих влюбленных. Мотив этой истории был использован во многих литературных произведениях исламского мира, в том числе и известными суфиями, такими как Низами Гянджеви, Фузули, Джами.
Муавия ибн абу Суфьян (603-680) – сын Абу Суфьяна бин Харба- главаря мекканских язычников, который долгое время сражался против мусульман. Принял мусульманство в 630 году, после покорения Мекки пророком Мухаммедом (с.а.с.). Во время правления последующих халифов участвовал во многих сражениях, прославился как искусный военачальник и опытный политик. Впоследствии стал наместником Сирии, однако, выступил против правления IV Праведного халифа Хз. Али, сражался с ним при Сиффине, чем посеял смуту среди мусульман. После смерти Хз. Али в 661 году объявил себя халифом, притеснил его сына Хасана и управлял исламским государством до 680 года. Незаконно объявил своего сына Йезида преемником, основав династию Омейядов. После него власть в государстве стала передаваться по наследству, превратившись в царскую монархию. В его правление Халифат значительно расширил границы, стал сильным государством, но ослаб духовно.
Шефик Джан, Перевод Маснави, изд. Отукен, Стамбул: 2003, Т. 1-2, с. 462-463, бейты 2725-2728, 2730-2739
Али аль – Худжвири аль-Газнави – приб. (1009-1072), один из ранних персидских ученых и суфиев. Много путешествовал, проповедовал, воспитал много суфиев, внес значительный вклад в распространение ислама в Южной Азии. Автор старейшего трактата по суфизму «Раскрытие скрытого». Похоронен в г. Лахор (Пакистан).
Шефик Джан, Перевод Маснави, изд. Отукен, Стамбул: 2003, Т. 1-2, с. 50-51, бейты: 429-436; Кэн'ан Рифаи, Маснави-йи Шариф, издательство Куббеалты, Стамбул: 2000, с. 64, бейты: 436-443
умма – досл. община, сообщность людей. В исламе так называют общину верующих, которая уверовала в Аллаха, приняла пророка Мухаммеда (с.а.с.) и подчинилась ему.
Шефик Джан, Перевод Маснави, изд. Отукен, Стамбул: 2003, Т. 1-2, с. 117, бейты: 1593-1596, 1658-1660, 1597-1602: Кэн'ан Рифаи, Маснави-йи Шариф, изд. Куббеалты, Стамбул: 2000, с. 222, 231, бейты: 1619-1622, 1684-1686, 1623 – 1628;
Закят (букв. очищение) – обязательное пожертвование части средств мусульманина нуждающимся, один из столпов ислама, совершается ежегодно в конце месяца Рамадан.
Орудж (ураза) – обязательный пост, который мусульмане держат в священный месяц Рамадан.
Шефик Джан, Перевод Маснави, изд. Отукен, Стамбул 2003, Т 1-2, стр. 479, бейт: 3013.
Ибрахим Сыддык Имамоглу, Большие религиозные истории (779 историй из Корана, хадисов пророка (с.а.с), от великих суфиев), изд. Фатих, Стамбул 2005.