Введение

Погожим петербургским днем солнечные лучи дополнительно украшают царственную усыпальницу русских государей в Петропавловском соборе. Справа от алтаря собран наш блистательный XVIII век: Петр Великий, его жена Екатерина I. С ними рядом их племянница Анна Иоанновна, дочь Елизавета Петровна, внук Петр III по соседству со своей женой Екатериной II. На первый взгляд может показаться даже милым, как все эти императоры и императрицы собрались вместе дружной семьей.

Не верьте этой благодати. Жизнь Дворца и Семьи в XVIII веке не была такой безмятежной. Достаточно вспомнить, что нет здесь двух государей того периода. Тех, кто занял трон будучи ребенком. И если с Петром II все намного проще – родился, воцарился, умер, торжественно похоронен, – то судьба Ивана Антоновича и его семьи представляет собой клубок хитросплетений и интриг, череду нелепых случайностей и ещё много чего удивительного. Обо всем мы расскажем по порядку.

Дети в истории

Если человек в наши дни претендует на то, чтобы стать главой России, то ему помимо соответствия другим требованиям следует проверить и свой возраст. Конституция позволяет[1] участвовать в выборах только тем кандидатам, которым уже исполнилось 35 лет. Это не наша отечественная инициатива. Если мы откроем[2] конституцию США, то во второй статье найдем ровно то же самое возрастное ограничение. А, к примеру, в Казахстане[3], Турции[4] и Республике Беларусь[5] претендовать на должность президента можно только с 40 лет.

Связано это с тем, что общество понимает этапы развития личности. Человеку следует получить образование, состояться в профессии, обзавестись семьей, попробовать хотя бы своих детей воспитать, да и умерить собственную юношескую горячность. Только после этого имеет смысл подходить в практическом плане к столь глобальной миссии, как руководство государством, что подразумевает прямое влияние на судьбы миллионов людей в самой стране, а также на политику в глобальном масштабе. Очевидно, что в рассматриваемых обстоятельствах даже самый талантливый юноша или лучшая ученица-олимпиадница, набравшая максимальные баллы в выпускных экзаменах, не могут возглавить государство при всем желании.

Но так было не всегда. Если обратиться к мировой истории, то сразу же вспоминается четырехлетний «Луи-Дьёдонне», ставший в этом нежном возрасте Людовиком XIV и правивший потом более семидесяти лет. Его рекорд решительно превзошел глава Свазиленда Собуза II, ставший правителем в четыре месяца и руководивший страной почти 83 года. Хорошие примеры, знаковые. Но есть в истории и куда менее счастливые судьбы. Эдуард VI надел короны Англии и Ирландии на свою детскую голову в девять лет, но – увы – прожил лишь 15 лет. Ставшая королевой Шотландии в три года Маргарет «Норвежская дева» и вовсе сумела дожить лишь до семи лет.

Разумеется, в этих примерах речь идет о государствах с монархической системой правления, где главным аргументом для вступления на престол является правильное происхождение. Возраст в таком случае не имеет никакого значения. Хотя, сами же поспорим с этим утверждением. Ведь зрелость монарха всё же имела огромное значение для его окружения. Понятно, что, вступая на престол в возрасте двух, семи или даже двенадцати лет, венценосная особа править самостоятельно не способна. А значит за неё правили те, кто был определен регентами на время взросления и становления. Разумеется, в интересах временных управителей было продлить этот благословенный период как можно дольше. Именно малый возраст порой становился определяющим фактором при выборе нового государя.

Отечественная история богата малолетними особами на престоле и событиями, с детьми связанными. Проблемой детства преемника буквально открывается наша летописная история. В 879 году, как сообщает нам Повесть временных лет[6], Рюрик, покидая сей бренный мир, передает княжение своему родственнику, но не сыну. Зачастую, Олега, принявшего власть, называют регентом при малолетнем Игоре. Но это не так, ведь «передал княжение свое Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал». Из этой летописной фразы следует ровно то, что Олег:

1) стал преемником власти Рюрика

2) принял на воспитание (на руки) малолетнего сына Игоря.

Олег был полновластным правителем, не регентом. Этим и объясняется, что тот правил целых 33 года, до самой смерти, и не помышляя о передачи власти даже после совершеннолетия сына Рюрика. Игорь уже наследовал Олегу, а не своему отцу. А это значит, что воспитатель справился со своей задачей, вырастил из ребенка достойного человека и в благодарность Рюрику передал власть его сыну.

Но уже на следующем этапе случается новая история малолетства наследника и, теперь уже настоящего, регентства. Не будем сейчас вспоминать печальную и весьма поучительную цепочку событий, приведших к гибели князя Игоря Рюриковича – для нас имеет значение сейчас, что осиротевшему сыну его было всего несколько лет от роду. Достойные мужи в его окружении были. По примеру Рюрика власть могла перейти зрелому мужу из числа тех, кому доверял Игорь: воспитателю наследника Асмуду, или воеводе Свенельду. Но произошла первая в нашей истории наследственная передача власти.

Разумеется, главную роль в этом процессе играла княгиня Ольга, которая жестко и оперативно отреагировала на убийство мужа, показав, в первую очередь, своему окружению, что случится с теми, кто покусится на власть её сына. Как мы увидим из следующих примеров, в том числе и из истории героя нашей книги, именно роль матери наследника становилась решающей в его дальнейшей судьбе. В случае с Ольгой имела место удивительная отвага и настоящая мудрость, которой объясняется стремление с самых ранних лет Святослава указывать именно на то, что настоящий правитель здесь он, пусть пока и ростом невелик. Вспомним, когда Ольга собирает войско идти на древлян, не она отдает команду к бою и не наделяет этим правом воеводу. Только представьте эту картину. Маленький мальчик, сидя на коне, вероятно с матерью или с воспитателем, бросает вперед копье, настолько недалеко, что оно, всего лишь пролетев между ушами коня, валится вниз. К тому же, наверняка и само копье было небольшое, специально сделанное под рост и вес. Кто мог это заметить? Именно поэтому тут же звучат громкие авторитетные голоса Свенельда и Асмуда: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем!».

Следом будет большой период в истории, когда становились удельными князьями и в раннем возрасте, но это не было полноценным правлением, за происходящим следил ещё живой отец или другой старший родственник. Присутствие малолетнего князя – жест больше символический с отложенным эффектом. В качестве типичной ситуации вспомним назначенного в Новгород Владимира Святославича, который первое время жил там под чутким руководством дяди и воеводы Добрыни. В том же Новгороде в семилетнем возрасте стал князем Александр Невский. Принцип везде один – при помощи воевод, отцы с ранних лет готовили своих сыновей к самостоятельной жизни, к правлению.

Но никто не готовил Ивана IV Васильевича. Его дед и отец буквально только что собрали большую страну из разрозненных княжеств. Требовалась сильная рука, чтобы хотя бы сохранить доставшееся по наследству. Увы, Василий III скоропостижно скончался, когда его старшему сыну и четырех лет не было. И вот здесь, как в случае с княгиней Ольгой после гибели Игоря, сыграла значимую роль именно мать. Елена Глинская, несмотря на свою молодость – ей было 23 года – сумела не только сохранить власть для маленького сына, но и значительно проредить количество возможных конкурентов в борьбе за власть из числа родственников почившего мужа. Ранняя смерть самой Елены Васильевны привела к тому, что семилетний мальчик оказался лицом к лицу с алчными и склочными боярами, которых он считал виновных в её отравлении. Иван всё понимал и искренне переживал, видя, как неподобающе к нему относятся, как делят между собой князья самые сытные места у власти. Помнил, как поступала мама с неугодными, верил, что настанет такое время, когда сам будет волен казнить и миловать. Потому и рано повзрослел, сказалось мамино воспитание. В 13 лет проявил характер: обвинил Андрея Шуйского в бесчинии и самовольстве, да без суда всякого предал псарям.

Сравните это с другим 13-летним нашим государем, Петром II, который, лишенный сызмальства родительской заботы, воспитания и защиты, в этом возрасте был полностью во власти других людей, занимался не мыслями о будущем своем правлении, а исключительно развлечениями. Не было даже никого, кто заботился бы о его здоровье, оттого даже и до 15 лет не дожил, никаких значимых следов после себя не оставил.

У главного героя этой книги, Ивана Антоновича, живы были и мама, и папа, но это никак не помогло ему ни удержаться на троне, ни даже обрести счастливое детство. Этот мальчик, равно как и его семья, изначально был полностью искусственно смоделирован влиятельными людьми для решения застоявшихся в государстве династических проблем, но в итоге оказался в полнейшем водовороте событий Женского века. Да, именно женщины сыграли в его судьбе важнейшие роли. Одна его создала, другая видела в нем инструмент для достижения собственного благополучия, третья не смогла уберечь его власть и будущее, четвертая лишила человеческого будущего, а пятая создала именно те условия, в которых он лишится жизни. Обо всех этих прекрасных дамах, их роли в жизни Ивана VI мы поговорим в нашей книге. Вспомним всех тех людей, которые были втянуты в водоворот событий вокруг этого ребенка, хотя он сам об их существовании даже и не подозревал. Наконец, еще раз убедимся, что не прав был Шекспир, когда утверждал, что нет повести более печальной, чем про Ромео и Джульетту.

Загрузка...