1

Традиционно датой окончания гуситских войн считается разгром умеренными утраквистами в союзе с католиками радикального крыла гуситов в битве при Липанах в 1634 г., после которой стало возможным заключение Базельских компактатов.

2

Vybíral Z. Politická komunikace aristokratické společnosti českých zemí na počatku novověku. České Budějovice, 2005, S. 76.

3

Ibid. S. 77.

4

Ibid. S. 78.

5

Matějek Fr. Byla Třicetiletá válka nevyhnutelná? (cesta Moravy a České koruny ke katastrofě) // Folia Historica Bohemica, 15, Pr., 1991, S. 454.

6

Veselý Z. Dějiný českého státu v dokumentech. Praha, 1994, S. 141.

7

Ibid. S. 142.

8

Ibidem.

9

ibidem.

10

Ibid. S. 143.

11

Ibid. S. 142.

12

Ibidem.

13

Vybíral Z. Politická komunikace aristokratické společnosti …, S. 84.

14

Pojar M. Jindřich Matyáš Thurn – muž činu. Praha, 1998, S. 16.

15

Veselý Z. Dějiný českého státu v dokumentech, S. 144.

16

Ibidem.

17

Ibidem.

18

Г. П. Мельников. Чешское восстание 1547 г. и Сикст из Оттерсдорфа как его хронист./Сикст из Оттерсдорфа. Хроника событий, свершившихся в Чехии в бурный 1547 год. М. Наука. 1989, С.13.

19

То же, С.17.

20

Об этом подробно Мельников Г. П. Решения сеймов Чешского королевства о «турецкой помощи» во второй четверти XVI века // Славяне и их соседи. М., 1992.

21

Проблемы функционирования протестантской консистории подробно разобраны в работе известного чешского историка-позитивиста Камила Крофты: Krofta K. Boj o konsistoř pod obojí v letéch 1562–1575 a jeho historický základ, Pr., 1911.

22

Klik J. Národnostní poměry v Čechách (od válek husitských do bitvy bělohorské). Pr., 1922, S. 67.

23

Ibid. S. 68.

24

Ibidem.

25

Об этом подробно Klik J. Národnostní poměry v Čechách (od valek husitských do bitvy bělohorské).

26

Kavka F. Bílá Hora a české dějiný. Pr., 1962, S. 37.

27

Kavka F. Bílá Hora a české dějiný, 37.

28

В современной историографии данной проблемы в целом под Католической Реформой подразумевается комплекс мер по внутренней модернизации церкви после Тридентского собора, в то время как Контрреформация представляет собой программу рекатолизации областей, оказавшихся в сфере распространения реформационных учений, и включает в себя, в том числе, политические и силовые методы противостояния протестантизму.

29

Janáček J. Dějiny obchodu v předbělohorské Praze. Pr., CAV, 1955. S. 371.

30

Schulz V. Correspondence Jezuiti provincie české z let 1584–1770. Pr., 1900, Uvod, S. 5–6.

31

Sněmy české od léta 1526 až po naši dobu. Královský český archiv zemský. D.III, Pr., 1884, S. 334.

32

Sněmy české od léta 1526 až po naši dobu, D.IV, 1574–1576. Pr., 1886, S. 183–184. Полное название этого документа в переводе звучит следующим образом: «Исповедание святой христианской веры (новая чешская конфессия) всех трех сословий чешского королевства, причащающихся согласно вере под обоими видами».

33

Ibidem.

34

Ibid. S. 405.

35

Pojar M. Jindřich Matyáš Thurn…, S. 23.

36

Sněmy české od léta 1526 až po naší dobu, D. IV, 1574–1576. Pr., 1886, S. 405.

37

Krofta K. Boj o konsistoř pod obojí v l. 1562–1575…, S. 105.

38

Исследованию личности Рудольфа II, всегда интересовавшего историков, посвящено много работ, среди чешских трудов можно выделить фундаментальную монографию Йозефа Яначека – Janáček J. Rudolf II a jeho doba. Pr., 1987.

39

Полное имя Юлий Цезарь Австрийский (Julius Cesar d’Austria).

40

Janáček J. Rudolf II a jeho doba, S. 409.

41

Krofta K. Boj o konsistoř pod obojí v l. 1562–1575…, S. 109.

42

В частности, на это обращает внимание чешский историк Йозеф Панек – Pánek J. K povaze vlády Rudolfa II v českém království // Folia Historica Bohemica, 18, Pr., 1997, S. 83.

43

Pojar M. Jindřich Matyáš Thurn…, S. 47–48.

44

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 81.

45

Petraň J. Staroměstská exekuce. Pr., 1985, S. 53. Различным аспектам политики папского Рима посвящена монография чешского историка Карла Стлоукала: Stloukal K. Papežská politika a cisařský dvůr pražský na předělu XVI a XVII věku. Pr., 1925.

46

Pojar M. Jindřich Matyáš Thurn…, S. 49.

47

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 70–71.

48

Ibid. S. 75–78.

49

Ibid. S. 74.

50

Pojar M. Jindřich Matyáš Thurn…, S. 49.

51

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 29.

52

Ibid. S. 33; Sněmy české od léta 1526 až po naší dobu, D.X., 1600–1604. Pr., 1900, S. 366.

53

Ibid. S. 51.

54

Вацлав Будовец из Будова был одним из самых пожилых и авторитетных руководителей протестантской оппозиции в Богемии в начале XVII в. Состоял в Общине чешских братьев. В молодости Будовец получил хорошее образование, учился в Виттенбергском университете, где воспринял идеи немецкого реформатора Меланхтона. После окончания учебы он побывал в Женеве, а с 1574 по 1577 гг. жил во Франции, где стал свидетелем ожесточенной борьбы гугенотов и католиков. Впоследствии Будовец посетил Англию, Соединенные Провинции Нидерландов и Данию, познакомившись, таким образом, с большинством крупных протестантских государств того времени. Приверженность учению Общины, а также контакты с западноевропейскими протестантскими философами утвердили его в необходимости защиты господствующей в чешском обществе идеи сословного государства с ограниченной королевской властью и широкими религиозными свободами.

55

Sněmy české od léta 1526 až po naší dobu, D. X, 1600–1604, S. 425. Жизни и деятельности Вацлава Будовца из Будова посвящена подробная монография Ноеми Рейхтровой: Rejchtrova N. Vaclav Budovec z Budova. Pr., 1984.

56

Ibid. S. 33.

57

Арест памфлетиста и расследование его деятельности подробно описываются Павлом Скалой Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 37–46.

58

Protokoly české státní rady z lét 1602–1610. Svazek 2. Pr., SPN, 1952, № 3, S. 4–5.

59

Ibidem.

60

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 37.

61

Sněmy české od léta 1526 až po naší dobu. D.X, Sněmy roku 1600–1604, S. 403–404, 551–552.

62

Sněmy české od léta 1526 až po naší dobu. Sněmy roku 1605, D.XI, Č.I, Pr., 1910, S. 1.

63

Ibid. S. 149.

64

Ibid. S. 111.

65

Ibid. S. 114.

66

Ibid. S. 148–149.

67

Ibid. S. 210–215.

68

Ibid. S. 242.

69

Ibid. S. 324–325.

70

Ibid. S. 340.

71

Sněmy české od léta 1526 až po naší dobu. Sněmy roku 1605–1607. D.XI, Č.II, Pr., 1954, S. 334–335.

72

Protokoly české státní rady…, № 12, S. 12–13.

73

Ibid. № 36, S. 34–35; № 37, S. 36; № 40, S. 39.

74

Ibid. № 50, S. 54–55; № 67, S. 75–78.

75

Ibid. № 72, S. 83–84.

76

Властные амбиции Матиаса и его стремление к самостоятельности проявились уже в 1576 г., когда Рудольф II стал императором. Генеральные штаты воюющих против Испании Нидерландов, пытаясь сыграть на противоречиях испанской и австрийской ветвей Габсбургов, предложили Матиасу стать наместником. Он принял предложение и тайно выехал в Нидерланды, надеясь утвердить в этой богатой стране влияние Вены. Однако ни к чему, кроме серьезного ухудшения отношений с Мадридом и испанским наместником, эта поездка не привела. Прибыв в мятежные Нидерланды, Матиас был торжественно принят как освободитель от Филиппа II. Но Генеральные Штаты так сильно ограничили полномочия наместника, что он не мог проводить сколько-нибудь самостоятельную политику. В 1581 г. Матиас вернулся в Вену.

77

Фердинанд Штирийский, будущий чешский, венгерский король и император Фердинанд II, ко времени начала династического кризиса уже прославился как последовательный проводник курса централизации и Контрреформации. Получив в управление после смерти отца в 1590 г. Внутреннюю Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну, молодой Фердинанд (родился в 1571 г.) активно взялся за восстановление позиций католической церкви в наследственных землях. В результате к 1601 г. он добился практически полного вытеснения протестантских учений из большинства владений, в первую очередь, из центра своего домена – Штирии. За последовательную политику в проведении Контрреформации эрцгерцог получил прозвище «театинец». Как раз в эти годы Фердинанд сблизился с Матиасом. Управляя с 1595 г. Верхней и Нижней Австрией, последний также сумел добиться заметного прогресса в укреплении католицизма влияния на подвластных ему территориях.

78

Судьба Клесля во многом уникальна. Он родился в семье венского хлебопекаря, приверженного лютеранскому учению. Однако, познакомившись с иезуитами, Клесль поменял свои религиозные убеждения, стал послушником в конвенте святой Варвары в Вене, а затем прошел курс обучения в Ингольштадском университете. Проявив недюжинные дарования на богословском поприще, он был назначен ректором Венского университета и обратил на себя внимание Рудольфа II. В 1590 г. император назначил Клесля руководителем реформационной комиссии по укреплению католицизма в австрийских землях. Став главным проводником Контрреформации в Нижней Австрии, он добился впечатляющих успехов, так что к началу XVII в. позиции католицизма в регионе заметно укрепились. В награду за кипучую деятельность Клесль был назначен администратором Винер-Нойштадского епископства, а в 1602 г. возглавил венское епископство. В течение всех этих лет он пользовался безусловным доверием императора, который сделал Клесля своим тайным надворным советником. Клесль, безусловно, принадлежал к сторонникам решительных действий по укреплению позиций католической церкви не только в Австрии. В частности, он являлся одним из инициаторов проекта замещения протестантов католиками в земских учреждениях всех габсбургских земель. В 1603 году Клесль принимал участие в составлении рекомендации подкоморжиму Чешского королевства, где доказывалась необходимость ограничить доступ к земским должностям протестантов, в особенности, членов Общины чешских братьев. Но тяжелая война с Турцией и ослабление позиций центральной власти вынуждали Клесля корректировать свои взгляды в сторону большей толерантности. В начале XVII в. венский епископ оказался горячим сторонником «объединительных» взглядов, согласно которым католики для эффективного противостояния Османской империи нуждались в поддержке протестантов. Соответственно, по мнению Клесля, и династии было необходимо, по крайней мере, временно, пойти на примирение с оппозицией, избегая радикальных шагов.

79

Skála P. Historie česká od roku 1602.., D.I, S. 87.

80

«Плачи…» опубликованы в сборнике Kroniky válečných dob. Svoboda, Praha, 1975.

81

Карл Старший из Жеротина воспитывался в Общине чешских (моравских) братьев и со временем стал одним из наиболее влиятельных членов этой организации в Моравии. Жеротин получил отличное образование, кроме того, имел широкий кругозор и связи с европейскими политиками. В молодости он много путешествовал, долго находился во Франции, в Англии и Нидерландах, в свое время переписывался с Елизаветой I, Генрихом IV и некоторыми другими монархами. Переписка с зарубежными политическими деятелями продолжалась и в дальнейшем. Благодаря этому Жеротин, в отличие от многих других деятелей сословной оппозиции, отлично разбирался в международной ситуации. Его первое серьезное столкновение с Габсбургами произошло в 1600 году, когда Жеротин за нарушение порядка арестовал на своей земле итальянца Джованни Пиери, несмотря на то, что последний имел императорскую охранную грамоту. Рудольф II и его окружение сочли такое поведение пана посягательством на прерогативы королевской власти и оскорбление императора. Против Карла Старшего из Жеротина был открыт судебный процесс, который, однако, закончился оправданием обвиняемого. Пан не забыл обиды и в 1608 г. использовал все свое влияние для того, чтобы моравские сословия присоединились к Матиасу.

82

Polišenský J. Třicetiletá válka a evropská krize XVII století. Pr., 1970, S. 79.

83

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 84.

84

Ibid. S. 87.

85

Различные аспекты формирования австро-венгерско-моравской конфедерации во главе с эрцгерцогом Матиасом подробно исследованы в специально посвященной этим вопросам монографии К. Т. Медведевой: Медведева К. Т. Австрийские Габсбурги и сословия в начале XVII в. М., изд-во Индрик, 2004.

86

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 107.

87

Ibidem.

88

Ibid. S. 91.

89

Ibid. S. 93.

90

Ibid. S. 94.

91

Ibid. S. 95–96.

92

Ibid. S. 94.

93

Ibid. S. 96.

94

Ibid. S. 94.

95

Ibid. S. 105.

96

Ibid. S. 87.

97

Ibid. S. 109.

98

Ibidem.

99

Вопросы взаимоотношений пражан с общинами иностранных купцов в рассматриваемый период исследованы, в частности, у известного чешского историка Йозефа Яначека – Janáček J. Dějiny obchodu v předbělohorské Praze. Pr., CAV, 1955.

100

Ibid. S. 372.

101

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 116–117.

102

Ibid. S. 117.

103

Pojar M. Jindřich Matyáš Thurn…, S. 61.

104

Skála P. Historie česká od roku 1602…, D.I, S. 84.

105

Ibid. S. 87.

106

Sanchez Ortega M-H. Rélations entre L’Espagne et la Hongrie pendant le XVII siècle: politique extérieure et alliances // Magiar tumomanyos academia, Acta Historica. T.34, № 1. Budapest, 1998. S. 40.

107

В частности, эту теорию довольно убедительно доказывал крупнейший исследователь военно-морского дела немецкий историк Альфред Штенцель. См. Штенцель А. История войн на море с древнейших времен до конца XIX века. М., ЭКСМО, 2002. С. 552.

108

Об этом Elliott J.H. Foreign policy and domestic crisis: Spain, 1598–1659 //Krieg und Politik 1618–1648. Europäishe Probleme und Perspektiven. München, 1988. S. 186; Kollmann J. Valdštejn a evropská politika 1625–1630. Historie 1 generalátú. Pr., Academia, 1999. S. 34.

109

Максимилиан I из рода баварских Виттельсбахов родился в 1573 г. Мальчик получил блестящее образование. С 1587 по 1592 гг. он учился в университете Ингольштадта вместе с Фердинандом Штирийским, будущим императором Фердинандом II. Во время учебы их связали приятельские отношения, укреплению которых способствовало посещение Максимилианом императорского двора. Личные контакты юного наследника баварских Виттельсбахов с представителем семейства Габсбургов оказались чрезвычайно важными для будущих взаимоотношений герцога и императора Фердинанда II. Во время последующей поездки в Италию Максимилиан сблизился с иезуитами, которые оказали большое влияние на формирование его взглядов по отношению к будущему развитию римско-католической церкви и борьбе с протестантизмом. В1596 г. Максимилиан принял бразды правления из рук своего отца, который удалился в монастырь. Новый герцог решительно принялся за наведение порядка в религиозной сфере, упрочив положение католической церкви. Одновременно он продемонстрировал хорошие управленческие способности, занявшись модернизацией финансовой системы.

110

Тилли родился в 1559 г. в Брабанте, в родовом замке знатной фамилии императорского военного советника. Родители прочили ему духовную карьеру и отдали на воспитание иезуитам, которые укрепили юношу в католической вере. Однако жизнь служителя церкви его не привлекала, и с семнадцати лет Тилли окунулся в военную стихию. Службу он начал помощником офицера, потом довольно долго служил в низших офицерских чинах. Лишь в 41 год Тилли наконец стал полковником. Медленное продвижение по службе компенсировалось бесценным боевым опытом в войсках, возглавляемых такими замечательными полководцами как герцог Альба, дон Хуан Австрийский и Александр Фарнезе. С 1602 г. Тилли воевал в императорской армии в Венгрии, состоя под командованием герцога Филиппа-Эммануэля Лотарингского, и проявил исключительную храбрость при штурме крепости Офер. В 1603 г. он в чине генерал-вахмистра перешел на службу к эрцгерцогу Матиасу. В ноябре 1604 г. он принимал участие в разгроме турок генералом Георгом Бастой под Остианом, а в 1605 г. отразил нападение турок и гайдуков на Штирию и оборонял границы владений Габсбургов у Каниши. Став командующим восйками Католической лиги, Тилли сделал все от него зависящее для повышения боеспособности находящихся в его распоряжении частей, благодаря чему в начале Тридцатилетней войны войска лиги оказались лучше подготовленными к боевым действиям, нежели армия Протестантской Унии. В войсках Тилли обладал непререкаемым авторитетом в равной степени за свой боевой опыт, ненависть к протестантам-еретикам и заботу о солдатах. В частности, он одним из первых в истории ввел специальные полевые госпитали, которые располагались в максимально возможной близости от места сражения, и благодаря которым раненые могли получать скорую медицинскую помощь.

Загрузка...