ГЛАВА 1. Проект «Атлант» – убийца авианосцев

Стоящий на достроечной площадке завода имени 61 коммунара корабль – является многоцелевым ракетным крейсером, которому не покидая территорию завода и ни разу не выходя в море, удалось существенно повлиять на изменение геополитического баланса в мире. Об этом мало кто знает, а те, кто знают – не спешат в этом признаваться, ведь данный корабль до сих пор является весомым аргументом в любом споре.

Мы считаем, что проведенное нами расследование, вполне возможно станет революционным, ведь раскрывает те аспекты вопроса, которые ранее не подымались в обществе. Но прежде чем мы начнем наш рассказ, хотели бы описать, что собой представлял проект «Атлант», и для каких задач он задумывался.



По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трехостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот- мачтами. Для улучшения устойчивости и мореходности шпангоуты корпуса имеют сильный развал, а форштевень имеет достаточно высокий наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где хранятся топливные цистерны). Основные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, (что как-то компенсирует отсутствие броневой защиты), разделены переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры направлены на обеспечение непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают эту задачу при затоплении 3-х любых отсеков, кроме машинных отделений. Кроме данных систем, крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, а также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП2. Также по требованию наблюдателя от ВМФ Блинова, чтобы увеличить общую прочность корабля и повысить срок его службы, была принята толщина обшивки 8 мм.

В первом отсеке, по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке, ниже ватерлинии расположена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии цепной ящик, шпилевая и кладовые. Третий отсек практически полностью занимает подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, а также боевые посты и вентиляторные отсеки. Четвертый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, кроме жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке крейсера находится БИУС3 «Лесоруб-1164» и информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой специальным командирским лифтом. В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера, в том числе и приводы носовой пары крыльевых устройств успокоителей качки. В восьмом отсеке расположено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК4 и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе. В девятом отсеке располагаются вспомогательные механизмы и отсек второй пары успокоителей качки. В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. В одиннадцатом отсеке снова вспомогательные механизмы. В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК5 «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт, а также приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта). В 13 и 14 отсеках расположены кубрики экипажа, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера, а в районе 300—310 шпангоутов погреба и ПУ6 зенитных ракет «Оса». Кормовой отсек крейсера, в основном, используется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема. Также здесь выгорожен ахтерпик (балластная цистерна). По всему протяжению корабля разработана система платформ.

Радиосвязное вооружение представлено комплексами космической радиосвязи «Тайфун-2» и «Цунами-БМ». Управление боевыми подсистемами корабля «возглавляла» боевая информационно-управляющая система третьего поколения «Лесоруб-1164», разработанная НПО «Марс». БИУС создавалась на новой элементной базе, с повышенной автоматизацией и быстродействием, а следовательно – и с повышенной обоснованностью и оперативностью принимаемых решений. На корабле также используется специальная система успокоения качки – УК 134—6, считающаяся уникальной. Она имеет 4 автоматизированных крыла с повышенной скоростью перекладки и общей площадью по 6 квадратных метров. Данная система по сравнению с предыдущими аналогами более высокоэффективна, компактна и ремонтопригодна.

В конструкции корабля, наряду со сталью, применены и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах расположены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт. Блоки надстройки корабля обладают технологическими разрезами для того чтобы они не включались в общую прочность корпуса судна и не трескались из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы крейсера обладают системами воздухозабора и расположены поперек корабля. Сразу за ними смонтирован кран, обладающий грузоподъемностью в 8,5 тонн. Здесь стоит уточнить, что на «Лобове» и последующих кораблях грузоподъемный кран заменяли двумя компактными электрогидравлическими кранами, которые были размещены по бортам, а трубы объединили в одну.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолетный ангар, который венчает 30-тонная антенна «Форта», а за ним в корме вертолетная площадка с системами обеспечения взлета и посадки. Набор спасательно-эвакуационных средств корабля состоит из разъездного командирского катера проекта 1404 и рабочего катера проекта 1402.

Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х объединенных агрегатов М-21 третьего поколения (производства николаевского Южного турбинного завода), которые являются главными двигателями. Они включают в себя две маршевых экономичных реверсивных турбины М-70 по 10000 л.с, четыре форсажных ускоряющих турбины (также реверсивные) типа М-8КФ по 22500 л.с. и две постоянно действующие паровые турбины ТУК по 1500 л.с. (при включении всех источников горячего отработанного газа их мощность повышается до 2500 л.с.). Таким образом, максимально длительная мощность ГЭУ7 крейсера составляет 113000 л.с. (115000 л.с.).

Редукторы двух форсажных и маршевого ГТД8 подсоединены к одной линии вала с помощью неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД производится из центрального поста с помощью механической системы. Тепло отработавших газов (примерно 400°С) отбирается с помощью теплоутилизационного контура (установки) и затем подается на специальные паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор вместе с маршевыми газотурбинными двигателями, что позволяет добиться роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД9 главных механизмов на 12%, заодно снижая температуру выхлопных газов. Это самая комбинированная и сложная газотурбинная установка, используемая на современных боевых кораблях.

Маршевые турбины располагаются в носовом машинном отделении, имеют двухкаскадную амортизацию и работают на валы через двухскоростные редукторы. Форсажные турбины (в кормовом машинном отделении) установлены на однокаскадную амортизацию и соединены с валом звукоизолирующими муфтами, через спаривающие односкоростные редукторы, дающие 300 оборотов на винты. Управление энергоустановкой осуществляется из центрального поста посредством тросиковой системы.

Часто ГЭУ (с применением теплоутилизационного контура) подвергают критике за сложность системы, но не стоит забывать ее преимущества, позволяющие кораблю продолжать движение несмотря на выведенную из строя энергоустановку, так как электрогазотурбогенераторы дают котлу необходимый пар, который приводит в движение ослабленные турбины. Котел новой конструкции стал более компактным, в нем применены сепарация пара, принудительная циркуляция питательной воды, титановые сплавы и другие технологии, отработанные в атомных реакторах. Энергоустановка является конкурентоспособной, так как на эсминцах США типа «Эрли Берк» также было решено применить вспомогательную паровую турбину и ТУК.



Стоит отметить, что более современными в настоящее время принято считать установки не COGOG, a COGAG, где вместо комбинированных ГТУ применяются всережимные, в которых упрощены системы передачи мощности на винты и устранены другие недостатки, связанные с раздельной работой маршевой и форсажной частей. Для крейсера проекта 1164, маршевая скорость недостаточна.

Повысились требования и к системам очистки воздуха для двигателей, в которых температура газов превысила 1000 градусов, поэтому в них были применены не только жалюзийные сепараторы, но и различные фильтры с вихревой очисткой, что доводит содержание соли в воздухе до 0,04 мг/кг при входе в турбину. Агрегатная замена двигателей производится через дымовую трубу.

Для выработки электроэнергии служат три электростанции общей мощностью в 8250 кВт, в которых располагается по два газотурбогенератора, мощностью по 1500 и 1250 кВт. Данные генераторы вырабатывают трехфазный переменный ток 380 вольт (50 герц). Но кроме них имеется еще один, на этот раз, аварийный, которым является осветительный дизельный генератор.

Подымая вопрос модернизации ракетного крейсера и исходя из целей его военного использования, автор хочет подчеркнуть важность комплексного перевооружения, которая должна состоять из замены всех основных огневых и целеуказательных систем корабля.


Ниже представлено стандартное вооружение и электронное оборудование проекта 1164 «Атлант», которое находится в собственности Украины.



ПУ «Базальт»


Основным вооружением проекта 1164 «Атлант» является комплекс ударного ракетного оружия П-500 «Базальт» (шифр НАТО – SS-N-12) с системой управления «Аргон-1164», а также антенным постом, которой находится на носовой стороне фок-мачты. Данное вооружение позволяет ракетным крейсерам считаться одними из самых мощных кораблей в своем классе, хотя эффективность П-500 давно стоит под вопросом из-за потребности в целеуказании, которое обеспечивает бортовой вертолет 27 РЦ. Однако с другой стороны именно П-500 «Базальт» позволяет кораблю не терять своей актуальности, так как система славится и является уникальной в первую очередь своими разведывательно-ударными возможностями.



На данный момент П-500 «Базальт» является общесоветским противокорабельным стандартом. Данный комплекс предназначен для поражения важных групповых и одиночных надводных целей. Сейчас он считается основным вооружением кораблей класса «Slava», имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. у П-500 и 700 км. у П-1000. Проекты данных кораблей рассматривались для поражения АУГа10 и нанесения ракетных и ядерных ударов, однако состоянием на 2021 г. П-500 признана глубоко морально и физически устаревшей и рассматриваться для дальнейшей эксплуатации не может.

В техническом проекте ракетного крейсера 1164 «Атлант» удалось увеличить количество пусковых установок с 12 до 16 путем побортного размещения не наводящихся спаренных ПУ СМ-248 с фиксированным углом возвышения в 30 градусов. Также была решена важная проблема газоотвода факела стартовых двигателей ракет, что теоретически одним залпом позволило запускать 16 ракет, хотя по ходу испытаний и учений, подтверждения этому не было. Крылатая ракета 4К-80 разрабатывалась с двойным предназначением: ее можно было запускать как с надводных кораблей, так и с системы надводного старта атомных подводных лодок первого поколения.

Принцип работы ракеты основан на предварительном запуске сильно форсированного маршевого двигателя, который перед ее стартом выводился на режим воздушного стартера в пусковой установке путем раскрутки в течении 20—30 секунд. В комплект аппаратуры к ПУ входит пусковой агрегат, раскручивающий ТРД ракеты, а также подающий в камеру сгорания ракеты топливно-воздушную смесь, ее воспламеняющую. Помимо этого, П-500 «Базальт» является комплексом с телеуправляемыми ракетами, аппаратура которых (антенные посты, приемо-передатчики и посты управления) реализованы на технологиях 70-х годов (поэтому они отличаются существенными массогабаритными параметрами) и требуют дополнительный персонал для их обслуживания и управления.

В случае залповой стрельбы одна из ракет, следуя на большой высоте, может управлять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию обнаруженных целей с одновременной передачей данных на другие ракеты. Другой режим при залповой стрельбе предусматривает следование всей группы атакующих ракет на малой высоте 40—50 м. в режиме радиомолчания с использованием активной головки радиолокационного самонаведения только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе может быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.

Загрузка...