Экзистенциальная психология сегодня становится мировым трендом. За последние десятилетия появилось немало публикаций и исследований, связанных с экзистенциальной проблематикой. В России активно переводятся и издаются работы зарубежных специалистов, появился первый российский учебник по экзистенциальной психологии, где она определена как «область психологии, изучающая взаимоотношения человека с жизненным миром, его отношение к фундаментальным проблемам человеческого существования, его бытие в мире» (Гришина, 2018, с. 56).
Прикладным разделом данного направления является экзистенциальная психотерапия, которая базируется на философской традиции экзистенциализма. Ключевыми фигурами экзистенциальной философии являются датский философ С. Кьеркегор, немецкие философы Ф. Ницше, М. Хайдеггер, французский философ Ж. П. Сартр и другие.
И. Ялом, которому принадлежит один из первых фундаментальных трудов по экзистенциальной терапии, определил ее как «динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума, <…> который является ценной, эффективной психотерапевтический парадигмой, столь же рациональной, связной и систематической, как любая другая» (Ялом, 2014, с. 8–9).
Экзистенциальная психотерапия до сих пор не является единой и целостной, и возможно ли это в принципе – пока не понятно. Сегодня в мире она представлена в основном четырьмя наиболее авторитетными и влиятельными школами: дазайн-аналитической (Л. Бинсвангер, М. Босс, А. Хольцхей-Кунц и др.), экзистенциально-гуманистической (Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь, К. Шнайдер, И. Ялом и др.), экзистенциально-феноменологической (Э. ван Дорцен, Э. Спинелли и др.) и логотерапией и экзистенциальным анализом (В. Франкл, Э. Лукас, А. Баттиани, А. Лэнгле и др.). Но не только ими.
В 2015 году, после многолетней дискуссии, появилось рабочее определение экзистенциальной терапии, которое до некоторой степени удовлетворило большинство приверженных данному направлению терапевтов. Приведем его с некоторыми сокращениями. «Экзистенциальная терапия является основанным на философии подходом к консультированию и психотерапии. Она охватывает разнообразный спектр теорий и практик <…> с акцентом на взаимосвязанности, спонтанности, гибкости, свободе от ригидных доктрин и догм. Для многих экзистенциальных терапевтов сама попытка определения рассматривается как противоречащая природе экзистенциальной терапии. <…>
Экзистенциальная терапия в основном состоит в поддерживающем и сотрудничающем исследовании жизни и опыта пациентов или клиентов. Наиболее значимыми при этом являются природа и качество терапевтических отношений здесь-и-сейчас, а также исследование взаимодействия клиентов с контекстами их жизненного мира. Согласно своим философским основам, главный фокус экзистенциальной терапии направлен на условия человеческого существования во всех их проявлениях – от трагических до удивительных, от ужасных до прекрасных, от материальных до духовных. Весь человеческий опыт рассматривается как внутренне неразделимый с основанием экзистенции, или „бытием-в-мире“.
Экзистенциальная терапия стремится прояснить способ, каким каждый уникальный человек – с учетом некоторых неизбежных ограничений и препятствий – выбирает, создает и укрепляет свой особенный путь бытия в мире. <…> Экзистенциальная терапия касается некоторых наиболее фундаментальных и вечных вопросов относительно человеческой экзистенции: „Кто я? Какая цель моей жизни? Являюсь ли я свободным или определяемым? Как я отношусь к своей смертности? Обладает ли моя экзистенция каким-либо смыслом или значимостью? Как я должен проживать свою жизнь?“
<…> В экзистенциальной терапии подчеркиваются некоторые „базовые заботы“, часто в их диалектическом взаимодействии, такие как свобода выбора, вопрос смысла или цели, проблемы зла, изоляции, страдания, вины, тревоги, отчаяния и смерти.
Для экзистенциальных терапевтов феноменология предоставляет философский метод, с помощью которого можно прикоснуться к вышеназванным базовым заботам, или „данностям“, а также прояснить или раскрыть опыт бытия-в-мире конкретного человека и, таким образом, более точно его понять <…>» (Кочюнас, 2015, с. 111–112).
Но и данная «примирительная» дефиниция, по мнению Р. Кочюнаса, не охватывает всего многообразия точек зрения и дает весьма расплывчатую картину экзистенциальной терапии. Вместе с тем, в опубликованном в 2019 году первом Всемирном Руководстве по экзистенциальной терапии данное определение с некоторыми незначительными корректировками было закреплено, с оговоркой, что оно может в последующем измениться (Приложение 1).
С недавних пор предпринимаются активные и, во многом, небезуспешные попытки представителей разных школ и подходов консолидироваться. Так, в 2015 году в Лондоне проведен Первый Всемирный конгресс по экзистенциальной терапии, на котором присутствовали более 650 человек из разных уголков мира. В мае 2019 года в Буэнос-Айресе прошел Второй конгресс, в котором приняли участие более 500 специалистов из 34 стран с пяти континентов. Третий конгресс планируется провести в Греции в 2023 году.
В мае 2015 года в Лондоне была основана Всемирная Конфедерация экзистенциальной терапии (WCET). В это же время началась – а осенью 2016 года завершилась – работа по учреждению Европейской Федерации экзистенциальной терапии (FETE). Существуют достаточно хорошо организованные региональные ассоциации, институты, центры и общества экзистенциальных терапевтов (в 2016 году насчитывалось 136 учреждений в 43 странах мира на всех шести континентах (Correia et al., 2016), издаются тематические журналы, бюллетени и т. д.
Одно из значимых мест в ряду ведущих школ экзистенциальной терапии занимает «третья Венская школа» В. Франкла – логотерапия и экзистенциальный анализ, которая придает исключительное значение поиску человеком смысла жизни. Логотерапия сейчас становится все более востребованной в обществе. Около 140 аккредитованных организаций в 40 странах мира сегодня реализуют образовательные программы подготовки логотерапевтов.
Многочисленными исследованиями подтвержден вывод о том, что личность терапевта играет крайне важную роль в процессе взаимодействия с клиентом и является одним из ключевых факторов успешности психотерапии/консультирования. Эта идея поддерживается представителями не только логотерапии и экзистенциального направления в целом, но и всех направлений без исключения.
В связи с этим, на наш взгляд, важно изучать личность терапевта вообще и логотерапевта в частности – которая выступает «главным инструментом» психотерапии и которая оказывает непосредственное влияние на клиента. Психолог часто выступает правдоподобным примером, которому клиент может довериться и пойти за ним (Шабаханги, 2003). Принцип Махатмы Ганди – «моя жизнь есть мое послание» – занимает важное место в процессе терапии. В этом случае человек не исполняет профессиональную роль психотерапевта, а является таковым по существу, когда его «я» и его «роль» едины и не могут быть отделены друг от друга. Для того, чтобы быть терапевтом, психолог должен находиться в постоянном познании и осмыслении себя и мира, который его окружает. Таким образом, психотерапевт – это не просто профессия, но и определенный образ жизни.
В современной прикладной психологии насчитывается, по разным данным, от 250 до 400 направлений психотерапии для взрослых и около 200 направлений психотерапии и психологического консультирования для детей (Айви и др., 2000; Василюк, 2012). Эффективность терапии, если верить результатам исследований, практически не зависит от модальности, в которой работает терапевт (Хайгль-Эверс и др., 2001). Вместе с тем, это не снимает вопроса о выборе теоретического и практического направления будущим психологом. Ранее проведенные исследования показали, что между чертами характера психотерапевта и теоретической моделью, в которой он работает, существует достаточно выраженная связь (Cavanagh, 1990), при этом полноценного рассмотрения личностных характеристик экзистенциальных психологов и психотерапевтов нет до сих пор. Или, скажем осторожнее, этой информации чрезвычайно мало.
Первые российские исследования, посвященные изучению личностных особенностей экзистенциальных терапевтов, проведены сравнительно недавно (Леонтьев, Осин, 2007; Леонтьев и др., 2016). В них были получены данные, в целом подтверждающие наличие специфических черт экзистенциального мировоззрения и образа жизни.
В данной работе нами предпринята попытка системно рассмотреть личностные особенности экзистенциальных психологов и психотерапевтов, в частности, логотерапевтов.
На наш взгляд, понимать, что́ из себя представляет личность терапевта и какие требования предъявляются к ней, – важно не столько само по себе, а прежде всего в контексте выбора психологом собственного профессионального пути, направления/модальности деятельности, развития и совершенствования специфических качеств и способностей. С другой стороны, учебные заведения, педагоги обязаны позаботиться о том, чтобы обучение консультантов/терапевтов обеспечивало раскрытие и формирование у них необходимых личностных качеств, которые позволят успешно осуществлять дело своей жизни, свое призвание.
Несколько предварительных замечаний:
1. Приступая к написанию книги, мы изначально понимали, что информации о личностных качествах экзистенциальных психологов и терапевтов не так много. Это побудило нас обратиться к ведущим европейским и американским экзистенциальным терапевтам, а также терапевтам из других стран мира, включая Россию и страны, ранее входившие в состав СССР, с просьбой ответить на один-единственный вопрос, который был сформулирован по сути следующим образом: «Считаете ли вы, что экзистенциальный терапевт обладает (или должен обладать) личностными качествами, которые его отличают от терапевтов других направлений/модальностей? И если да, назовите, пожалуйста, эти качества». К нашей радости, практически все, к кому мы обратились, ответили на заданный вопрос. Ответы показались нам настолько интересными и важными, что мы решили частично включить их в работу, а также опубликовать в качестве отдельного приложения.
В итоге, в экспертном опросе приняли участие психологи и психотерапевты ведущих экзистенциальных подходов: дазайн-аналитического, экзистенциально-гуманистического, смыслоцентрированного (логотерапии), экзистенциально-феноменологического, а также специалисты из России и стран бывшего СССР. Общее число экспертов – 37 человек из 18 стран мира.
2. Все материалы, присланные экспертами и размещенные в приложениях, публикуются в основном в авторской редакции.