В России происходит процесс смены поколений, который все более явно дает о себе знать в политической и экономической жизни общества. Демографические процессы идут медленно, но неуклонно, и в какой-то момент становится виден их накопленный, кумулятивный эффект.
В. Путин в первый раз был избран Президентом России в марте 2000 года. Ныне, в конце 2005 года, прошло уже пять с половиной лет с момента его избрания. За этот период население России обновилось более чем на 7%. К 2008 году оно обновится еще на 3%, суммарное обновление составит более 10%. За тот же период в стране произошел заметный экономический рост, включающий в себя рост реальных доходов населения и рост занятости. Поначалу этот процесс в наибольшей степени коснулся молодежи в крупных городах и других точках экономического роста. Исследования, проводившиеся в 2000—2002 годах, показали, что уже в этот период городская молодежь (включая пригороды крупных городов, и достаточно отдаленные пригороды) в целом начала хорошо трудоустраиваться. В последующие годы этот процесс охватил и значительную часть малых городов, а также сельскую глубинку. Экономический рост втягивает в свою орбиту те слои молодежи, которым раньше была свойственна экономическая дезадаптация – молодежь с низким уровнем образования, жители малых городов. Этот процесс еще не завершен, но он приводит к тому, что доля адаптированных людей растет среди населения ускоренными темпами, особенно среди молодежи. Важно также, что экономически адаптированная молодежь не дезадаптируется, переходя в более старшие возрастные когорты. Важно и то, что благодаря росту числа молодых адаптантов в число адаптированных слоев населения попадают также старшие члены семей трудоустроенной молодежи. Новые адаптанты – это устойчивый социальный слой, доля которого в составе населения постоянно растет. Это перспективный социальный слой, которому в России принадлежит будущее. Сказанное подтверждают и социологические опросы. Так, по данным опросов ФОМа, доля адаптантов среди молодежи растет намного быстрее, чем среди населения в целом (причем среди населения в целом она тоже растет).
Согласно исследованиям, новое поколение работающей молодежи почти целиком становилось сторонниками В. Путина, вливалось в путинский электорат, который можно назвать «новым путинским электоратом». Типичной фразой, часто звучавшей в фокус-группах представителей этой категории сторонников Путина начиная с 2001 года, была: «Сейчас обстановка в стране нормализуется, и это происходит благодаря Путину. Для нас это означает, что можно найти работу и нормально жить». Ныне социологические опросы показывают, что среди молодежи лояльность по отношению к власти заметно выше, чем у старшего поколения. Результаты опросов ФОМа показывают, что за период с 2000 года рейтинг В. Путина заметно возрос именно в молодежной группе – с 42% до 51%. Причем среди адаптированной молодежи рейтинг В. Путина в сентябре 2005 года был еще выше – 58%.
Новое поколение сторонников В. Путина заметно отличается от старого по многим характеристикам: по своим политическим и экономическим установкам, по своей гражданской позиции. Описанию этих характеристик посвящена данная книга.
Сергей Белановский, социолог