Волшебный акрил

Темпера как изобразительное средство применяется с древнейших времен. Древние Египет, Рим, Греция оставили свидетельства и замечательные образцы такой живописи. Темпера – это, по сути, клеевая живопись, где пигмент, красящее вещество добавляется к какому-либо связующему. Классическим связующим служила с давних времен суспензия из яичного желтка и уксуса. Такой темперой писали первые греческие иконописцы, живописцы раннего Возрождения, по-прежнему так пишут русские иконописцы.

Использовались и другие связующие: казеин, получаемый из молока, древесные смолы, клеи животного происхождения, а позднее – клей ПВА (такая темпера выпускается и используется поныне). Во второй половине прошлого столетия было синтезировано и сразу получило широкое распространение, как связующее, органическое вещество – акрил. Благодаря особым качествам, акрил завоевал популярность среди живописцев, сравнимую разве что с масляной живописью.

Вот замечательные качества темперы на акриле: высыхает за считанные минуты, затем может накладываться поверх следующий слой. Растворяется и разбавляется обычной водой, в отличие от ядовитых и пахучих растворителей у «масла». Безвреден. Прочен: акриловая живопись, покрытая лаком, не нуждается в защитном стекле. Краски на акриле могут наноситься практически на любую поверхность – но только не жирную. Живопись на акриле легко поддается исправлением – неудачные места просто заново записываются.

Акриловая, как и другие темперы, обладает благородным матовым тоном. Разбавленный водой, акрил наносится в акварельной технике. Акрил «из тюбика» или с добавками может наноситься как корпусное «масло», а позже его мазки становятся неотличимы от него.

Теперь самое главное преимущество живописи на акриле, которое и будет использоваться в этой технике: легкость и эффективность применения многих последовательных лессировок, т.е. десятков тонких полупрозрачных слоев различных цветов и оттенков, придающих живописи глубину и значимость великой классики. При работе «маслом», каждый слой которого должен сохнуть несколько дней, масляная живопись лессировками теперь незаслуженно забывается. С общим «ускорением» жизни, о лессировках, с их неторопливым рабочим ритмом, стали забывать в пользу ускоренных техник, в частности “a la prima”. Однако великие живописцы Тициан, Рубенс и прочие только так и работали в свое время.

Появление же акриловых красок, высыхающих буквально за минуты, доставило технике лессировок особую привлекательность. В настоящее время эта техника переживает подъем и новейшее возрождение, благодаря неповторимым живописным эффектам, недостижимым иными способами.

Но есть и обратная сторона преимущества быстрого высыхания акрила, которое начинающим может показаться недостатком. Красочные смеси, приготовленные на обычной палитре, уже через несколько минут подсыхают и становятся непригодными, как позже и сама палитра – ведь засохший акрил уже нерастворим. Смешение красок непосредственно на холсте также затруднительно по этой причине. Однако эти затруднения легко преодолимы после освоения ряда приемов, которые рассмотрены ниже.

Последовательность лессировок наращивает покрытие слой за слоем красками разных цветов и оттенков, достигая в результате совершенно нового оптического эффекта, нежели это возможно с помощью «укрывистых» красок, смешанных на палитре.

Вот лишь главные преимущества техники лессировок:

– Достигается значительно более высокая насыщенность красок и их «сияние».

– В тенях ощущается недостижимая другими способами «классическая» глубина.

– Краски лучше и проще сочетаются, легче достигается мягкая градация их тона.

– Тон и цвет каждой области изменяется с каждой последующей лессировкой постепенно, что позволяет лучше контролировать баланс, и лучше сочетать все области между собой.

– Легче менять тон и цвет области, например, затемнять ее, не нарушая и не укрывая при этом детали.

– Можно писать краской поверх рисунка, который может остаться видимым и просвечивать.

– Расход красок значительно меньший.

К недостаткам техники лессировок можно отнести:

– На холсте с грубым рельефом может возникнуть некоторая рябь. Смесь лессировки, состоящая на 80%, или более, из жидкого связующего, может стекать с высоких нитей, скапливаться и высыхать в промежутках.

– Трудно исправлять ошибки, записав область слишком темно. Лессировки хорошо работают только в одну сторону: от светлого к темному.

– Поскольку окончательный цвет образуется многими разноцветными слоями, трудно или невозможно при необходимости исправления, подобрать в смесях точно такой же цвет.

– После высыхания чистые акриловые краски, или в смеси с белилами, темнеют.

Главные особенности техники портрета темперой на акриле: исключение воды для разжижения красок, исключение белил для осветления, использование связующего почти исключительно для осветления красок, применение только бледных последовательных лессировок.

Описываемые здесь живописные стиль и техника лессировок близки не только Реализму, но во многом переходят в Супер-реализм (Superrealsm, Hyperralism ), т.е. современный стиль подробного, детального изображения. Как и его предшественник Фото-реализм (Photorealism), Супер-реализм опирается на технические средства для точного следования изображаемой натуре – в пропорциях и размерах. Поэтому описываемая здесь техника – это сочетание классики лессировок в стиле Леонардо да Винчи и современной точности Супер-реализма.

Загрузка...