Часть 1. Три дорожки

Эмоциональная жизнь играет важную роль для человека. Если она гармонична, то обеспечивает ощущение счастья, радости. Помогает реализовать способности.

Те или иные эмоциональные дисгармонии снижают настроение, затрудняют общение. Приводят к появлению заболеваний, в основе которых лежит эмоциональный стресс.

Для гармоничной эмоциональной жизни необходимо, чтобы человек гордился ее уникальностью, умел понимать свои эмоции и проявлять их в общении с окружающими, причем не только приятные. Эмоциональный мир – как сад, в котором растут цветы самые разные – и красивые, и экзотические, и совсем неброские, – но все любимые для своего садовника. Ведь это его сад, сад его души.

В этом саду очень много радости. Но под кустиком притаилась и грусть. Острые листики обиды любят полутень. Злость, на удивление всем, расцветает ярко-красными цветами. Страхи бывают разными. Одни цветут мелко-фиолетовыми шариками. Другие – розовыми шашечками. А есть страхи, кажется, страхи темноты, они даже плоды дают кисленькие, похожие на клюкву.

Важно, чтобы человек знал все тропинки сада своей души, понимал, где какая эмоция притаилась. А главное – умел проявлять свои чувства в обществе других людей.

Но есть дети, которые считают, что существуют плохие эмоции, которые надо прятать и никому не показывать. «Это стыдно. Можно расстроить родителей. И вообще, боятся только трусы. А злятся – плохие мальчики и девочки».

И тогда дети забывают тропинки своего сада, на которых растут так называемые неприятные чувства. Ставят на повороте к ним таблички «запретная зона». Но взамен протаптывают другие, которые потихоньку начинают мешать им жить. Наверное, Баба-яга к ним причастна.

Первая тропинка Бабы-яги называется «заменяй». Чувствуй то, что одобряется взрослыми. Запрещенные чувства – в клетку.

В жизни это может выглядеть так. К примеру, ребенок часто боится, рассказывает о страхах и взамен этого проявляет в разных формах злость. «Злиться не так стыдно, как бояться», – думает ребенок в этом случае.

Вторая тропинка называется «не проявляй никогда». Вдоль нее расставлены банки, в которых ребенок консервирует свои чувства – страхи, злость, обиду. Банки все наполняются и наполняются, пока в определенный момент не начинают взрываться. И тогда ребенок, казалось бы, ни с того ни с сего начинает кричать и топать ногами или горько плакать. Это уже совсем неуправляемые чувства выходят наружу. И никто не скажет ему «не надо копить свои чувства, лучше проявляй их потихоньку». Все только удивляются, что ребенок вдруг взрывается как вулкан.

Около третьей тропинки вывеска «в поликлинику налево». По ней бродят дети, которые прячут свои чувства в глубокие подземелья, откуда им никогда не вырваться. Но для того чтобы сдерживать их там, ребенку требуются силы. И когда они заканчиваются, ребенок начинает болеть. Можно сказать, это тропинка для часто болеющих детей.

Некоторые родители удивятся. «Мы живем в благополучной семье, не ссоримся. Ребенка не ругаем. Откуда у него берутся трудные чувства?» – спрашивают они.

Развитие ребенка предполагает освоение им всех сторон эмоциональной жизни. К примеру, гнев начинают испытывать еще годовалые дети. Понаблюдайте за ними. Когда они с упоением разбрасывают игрушки, залезают в рюкзак старшего брата и вытряхивают содержимое на пол.

С визгом чуть позже они съезжают с высокой горки – это уже игровое изучение страха.

Изучаются эмоции в игре, а рождаются во взаимодействии со взрослыми. Именно там ребенок слышит свои первые «нельзя», «так надо». Узнает, что мир не подчиняется его «хочу», а существует сам по себе по своим законам. И это вызывает разные чувства.

Ребенок хочет доставлять родителям только радость, поэтому поступает со своими чувствами согласно негласным правилам, которые он копирует у взрослых. Может быть, мама, сама не замечая, консервирует гнев. А папа надевает очки, чтобы прочитать надпись «поликлиника налево».

Поэтому очень важно, чтобы не только ребенок хорошо ориентировался в своем саду эмоций и впускал туда значимых для него людей. Но и семья понимала, какая дорожка к какому результату приводит.

Но чтобы не стесняться проявлять чувства, необходимо понимание того, что нет плохих или хороших, вредных или полезных эмоций. Каждая может быть полезна в той или иной ситуации.

Однако сад эмоций имеет свою тайну, которую многие родители, а уж тем более дети, не знают: он нередко стремится захватить власть над душой ребенка, хочет управлять его поведением, чтобы ребенок действовал, только следуя эмоциональным импульсам.

Почувствовал страх – спрячься подальше, злость – дай кулаком в спину, обиду – носи ее как гирю за спиной с кислым лицом.

Важно, чтобы ребенок, ухаживая за своим садом, чувствовал себя его хозяином, умел бы направлять эмоции туда, куда хочет. Например, мог бы снижать интенсивность трудных чувств, успокаиваться, когда это нужно. Прощать обиду, забывать ее или переключаться на позитив. Впрочем, это невредно и взрослому.

Поэтому давайте почитаем сказки. Обсудим их с ребенком. Не забывая, что это всего лишь сказки, а не самоучитель по эмоциям. Без назидания и нашего обычного родительского напора.


Замороженная страна

Сказка помогает детям понять значимость эмоциональной жизни для человека.

Она особенно нужна тем, кто не привык обращать внимание на свои эмоции.

Нина и Коля очень любили мороженое. Они могли есть пломбир, и рожки, и всякие другие сорта, главное, чтобы мороженого было побольше.

Мама понимала, что мороженое иногда идет у них вместо супа или второго, поэтому иногда пугала их:

– Вот попадете в замороженную страну.

– Нет такой страны, – отвечали ребята. – Англия есть, Франция есть. А замороженной – нету. Мы в волшебство и в сказки не верим.

Услышала эти слова злая волшебница:

– Как же это они в меня не верят? Надо их наказать.

Заколдовала она пломбир в стаканчике, который дети только что в магазине купили, откусили они по кусочку и попали в замороженную страну.

Нет, не из мороженого там жили люди и не из снега. Просто чувства их были заморожены. Они никогда не радовались, не злились, не грустили и не обижались.

Нина с Колей сначала этого не поняли. Подошли они к детской площадке, а там никто не играет. Пустая она. Зачем играть, если это радости не приносит?

А рядом с площадкой мальчик в кепке кошку мучает. К хвосту консервную банку привязывает. Кошка визжит. Но никто к ней на помощь не приходит. Никто не пожалеет. Ведь никто жалости не чувствует.

Идут дальше дети. Видят, девочка сидит на лавочке. Листы из книжки вырывает, на землю бросает.

– Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.

– А мне книги читать неинтересно, – ответила она. – Мне ничего не интересно.

Испугались Нина и Коля, что навсегда в этой стране останутся. Обрадовались, что их собственные чувства замерзнуть не успели. Взялись за руки и выпрыгнули из этой страны прямо к своему дому. Как у них это получилось? Не знаю. Но точно уверена, что если очень сильно постараешься, то все получится. А вы, ребята, хотите в замороженную страну?


Вопросы для обсуждения:

1. Пугала ли мама Нину и Колю замороженной страной, или она знала, что эта страна существует?

2. Могли бы Нина и Коля остановить мальчика, который мучил кошку? Как?

3. Как незамороженные чувства Нины и Коли помогли им вернуться домой?

4. А ты умеешь прислушиваться к своим чувствам?


Про Петьку

Сказка помогает детям понять, что необходимо проявлять чувства без ущерба для окружающих.

Особенно нужна детям, которые не всегда задумываются о чувствах других людей и могут своими поступками нечаянно кого-то обидеть.

Петька вернулся из школы в хорошем настроении. От радости входной дверью так хлопнул, что штукатурка с потолка посыпалась. Собачке Тузику стойку на передних лапках сделал. «Путь тоже порадуется, – подумал Петька. – Вон как визжит громко».

Старшей сестре на тетрадке розочку нарисовал. «Интересно, она злиться будет или обрадуется?» – подумал он.

Пошел в кухню, а там мама как раз котлеты пожарила. Петька их пообкусывал так, чтобы кораблики из них получились. Хотел было спички в них вставить и паруса сделать. Но почему-то папы поостерегся.

Загрузка...