Чтобы понять наилучшим образом предмет риторики, необходимо знать ее историю. Вот представьте: всем Вы известны как яркий оратор, но тут кто-то спрашивает: «А что такое софизм?» или «Раз Вы такой специалист, расскажите нам, когда в нашей стране появилась риторика?» Чтобы иметь полное представление о риторике и не попадать впросак с подобными вопросами, начните читать эту книгу с данного раздела.
Риторика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, во времена античной цивилизации: основоположником риторики как науки считается Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Однако из текстов самого Аристотеля и из других источников следует, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, политическому оратору и оратору судебному (адвокату).
Коракс сформулировал следующее определение красноречия: «Красноречие есть работница убеждения» (др. греч. πειθοῦς δημιουργός). Он же был первым, кто подразделил ораторскую речь на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (ἀγῶν), падение (παρέκβασις) и заключение (συμπέρασμα).
Также Коракс считал, что главная цель оратора – не раскрытие истины, а четкость и убедительность. Для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.
Правда, доподлинно неизвестно, существовал ли Коракс на самом деле или был вымышленным героем трудов Аристотеля, которому большинство ученых приписывает создание риторики.
Софизм (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») – ложное умозаключение, которое тем не менее при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Примеры софизмов мы рассмотрим в одной из глав.
Аристотель считал риторику прежде всего искусством убеждения, «способностью находить возможные методы убеждения относительно каждого данного предмета» и «общими принципами ведения спора». Искусство спора, так же как и первые школы риторики, появилось именно в Древней Греции. Древнегреческие софисты обучали желающих искусству полемики, целью которой было не раскрытие истины, а доказательство своей правоты любой ценой. Такие приемы и приводили к сознательному использованию ложных положений и умозаключений – софизмов.
Аристотель, Сократ и его ученик Платон критиковали софистов, обвиняя их в безнравственности. К сожалению, сам Сократ не оставил после себя письменных трудов, но его идеи развил Платон: он считал, что доказать истину человеку можно лишь с учетом его психологических особенностей. Аристотель разграничил факты и способы их преподнесения. Данное разграничение подтверждает, что риторика является искусством, которое неразделимо с природным даром красноречия. В то же время она является наукой, которую может изучить каждый.
В развитие риторики внесли значительный вклад ораторы Древнего Рима: Цицерон, Квинтилиан и другие. Законами и правилами ораторского искусства, которые были сформулированы ими, мы пользуемся и сегодня.
В эпоху поздней античности риторика становится учебной дисциплиной. Она подразделяется на общую и частную риторику. Общая риторика изучает принципы построения речи в любой сфере деятельности, а частная – в общении определенного рода: например, в подготовке к конкретным выступлениям (скажем, по случаю праздника или траура, свадьбы или сводки новостей).
В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э. Выдающийся представитель этого ораторского искусства – Иоанн Златоуст. Средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам в теоретическом плане – она держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (Цицерона – на Западе) и лишь перерабатывает их, направляя преимущественно на сочинение посланий и проповедей.
Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой – духовно-нравственным просвещением, воспитанием и обучением. Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики заключается в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика.
Задача гомилетики – духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение.
В XVII–XIX веках постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п.
Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, как полагают, в Москве не позже первой четверти XVII века. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497–1560), профессора греческого языка и теологии, одного из ближайших сотрудников Мартина Лютера (1483–1546).
В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Особое место занимают учебники Н.Ф. Кошанского (1784–1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. Изучая риторику по трудам Кошанского, ученик русской гимназии осваивал навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества.
В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с В.Г. Белинским развязывает пропагандистскую кампанию против риторики. В результате этой кампании во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.
В XX веке риторика возрождается как наука об эффективном общении с аудиторией, речевом воздействии. Отчасти предпосылкой к такому возрождению становится Октябрьская революция 1917 года и Вторая мировая война. Возникла потребность в манипулировании сознанием аудитории через средства массовой информации с целью достижения максимальных эффектов от военной и политической пропаганды.
В наше время риторика рассматривается в первую очередь как инструмент управления, воздействия на умы людей. Используя мощное оружие – слово, оратор способен достичь небывалых результатов. Правда, они будут весьма кратковременны, если слова не будут подкреплены реальными делами.