Лекция 3 Поэмы Гомера

Поэмы Гомера в мифологических образах представляют нам основные проблемы человеческой жизни. Вместе с тем они дают и историю, и быт в художественном осмыслении. Несмотря на то что поэмы написаны почти 3 тысячи лет назад, они по существу очень близки к нам, так как содержат множество реальных деталей.


Рис. 9. Гомер. Греция, V в. до н. э


Поэмы настолько многообразны, что без специального изучения их нельзя охватить целиком. В первую очередь мы должны оценить структуру того мира, где существуют герои поэм. Структура мира Гомера включает три уровня: боги, цари-герои, человеческая масса и материальный мир. События развертываются на двух высших уровнях. Люди, принадлежащие к человеческой массе, не совершают самостоятельных поступков.

Множество царей, владеющих небольшими округами около городов, борются или соперничают между собой, а боги наблюдают эту борьбу, сочувствуя своим любимцам и отчасти вмешиваясь в происходящее. Все события получают при этом двойную мотивацию: богов можно устранить и прочесть поэмы как повествование о человеческих страстях. Но именно боги внушают людям страсти. Поэтому Гомер снисходительно относится к человеку. В поэмах нет злодеев. Эпизодически появляется трус, вызывающий жалость. Все низкие поступки совершаются под влиянием богов. Среди богов также нет хороших и плохих. Они тоже подвержены страстям. Но только у богов все завершается смехом (гомерический хохот).

Поэмы «Илиада» и «Одиссея» посвящены событиям XIII в. до н.э., когда Грецию населяли племена ахейцев. Главное событие – Троянская война между греками, жившими на континенте (полуострове Пелопоннес), и теми, кто основал колонию в Малой Азии. «Илиада» повествует об осаде города Троя, имеющего и другое название – Илион. Вместе с тем это прообраз любой войны. Она приносит страшные страдания, но и фиксирует проявления величия человеческого духа.

Предысторию «Илиады», сказания о начале Троянской войны, мы знаем частично из Гомера, частично из других источников. Распри между греческими богами возникают из-за свойственного им, как и людям, стремления к первенству и обладанию территориями, где их почитают и приносят им жертвы. Троянская война имела своей причиной конфликт между тремя богинями. Согласно мифологическому рассказу, олимпийские боги собрались на пир. Там случайно оказалось неолимпийское божество – богиня раздора Ирида. Она бросила на стол яблоко с надписью «прекраснейшей». Претендовали на яблоко Гера, Афродита и Афина. Между богинями возникло соперничество. Боги не смогли решить этот спор, и тогда богини решили обратиться к обладавшему необыкновенной красотой пастуху Парису. На самом деле Парис был сыном царя Трои – Приама. При рождении ему было предсказано, что из-за него погибнет город. Его отнесли в лес, но он выжил. Состоялся знаменитый суд Париса. Каждая из богинь стала что-то обещать царственному пастуху: Гера – богатство, Афина – мудрость, Афродита – любовь прекраснейшей из женщин – Елены. Парис отдал яблоко Афродите. Потом началась война. Потому что, как сказал Осип Мандельштам, «когда бы не Елена, что Троя вам одна, ахейские мужи?».

Загрузка...