ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В фильме братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса"1 есть замечательная реплика, произнесенная колоритным персонажем Джона Гудмэна: «Однажды ты спросишь себя: почему со мной вечно что-то не так. Моя жизнь – огромное корыто дерьма. Что-то не припомню, чтобы эту кучу я сам произвел.»


Уверен, большинство из нас спрашивает себя о том же. В жизни человека существует даже особый возраст с его кризисом. Он так и называется – кризис среднего возраста. Время, когда ты замираешь и ритуально чешешь затылок, оглядываясь на то, что успел сделать или не сделать, и понимая, чего не успеешь сделать в будущем. Возможно, именно в подобной архитипической ситуации родилась американская пословица «После вторника даже календарь говорит: какого хрена?!» (After Tuesday even the calendar says WTF!).


Это эссе ни в коем случае не сборник поучений. Это не откровение и не оправдание. Я просто попытался дать ответ самому себе на вопрос американского календаря.


Один приятель недавно переслал мне ссылку в Facebook2, где говорилось о самых известных в мире коучерах, специалистах по личностному росту и прочих продавцах сладкой ваты. Не поленюсь воспроизвести текст, сопровождавший видеоряд:


«В США автор книги о семейной гармонии «Как сохранить брак» застрелил жену и выложил фото трупа в Facebook.

Дейл Карнеги, автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», умер в полном одиночестве.

Знаменитого врача педиатра Бенджамина Спока, автора бестселлера» Ребенок и уход за ним» его собственные сыновья хотели сдать в дом престарелых.

Мария Монтессорри, выдающийся педагог-гуманист, отдала своего сына в приемную семью.

Чхве Юн Хи, автор бестселлера «Как быть счастливым», повесилась от депрессии.

Вот все, что нужно знать про разного рода тренинги, коучеров, бизнес-гуру и прочих».


Это книга написана неудачником для неудачников и про неудачников. Вполне может статься, что и сама эта книга – неудачна. Я написал ее после семи лет жизни в США, став американским гражданином и даже директором компании. Счастья мне это не прибавило. Зато монотонный физический труд, которым мне долгое время приходилось зарабатывать на кусок хлеба, давал спокойно течь мыслям. А это чего то да стоит.


Я заранее знал, что напишу это эссе для русскоязычной аудитории и выложу его в открытый доступ. Не потому, что стал миллионером. Деньги еще никогда никому не мешали. Просто, я не верю в возможность заработка писательским ремеслом в наш цифровой век на просторах Рунета. На Западе – да. У нас – нет. Разумеется, если только вы не Борис Акунин, Виктор Пелевин или Людмила Петрушевская.


На всякий случай, я даже заглянул в зеркало.

Нет, я точно не Петрушевская.


Говорят, узнав о том, что кто-то из коллег-артистов был удостоен сталинской премии, Фаина Раневская произнесла: «Мне для этого пришлось бы сыграть Чапаева».


Чтобы зарабатывать книгами в России, мне нужно написать «Майн Кампф». Не меньше.


С другой стороны, бесплатное творчество имеет и свои приятные стороны. Оно освобождает от необходимости лебезить перед издателями и угождать читательской аудитории. Мне не нужно ориентироваться на чье-то мнение. Я волен высказывать все, что захочу. Как говорил Жванецкий в одном из своих монологов постсоветского периода: «Рост зарплаты, при отсутствии материальной заинтересованности, создает невиданный образ жизни, когда деньги уже роли не играют.»


Во всем виноваты пираты. Книга Юлии Латыниной «Иисус. Историческое исследование» появилась в свободном доступе на пиратских торрентах через три дня после выхода первого печатного тиража. Ненавижу пиратов. За кражу интеллектуальной собственности нужно убивать. Или, как на Востоке, рубить клешни. Я готов бить в набат. Я бы с огромным моральным удовольствием ходил на митинги и флешмобы, посвященные борьбе с пиратством, если бы ни мой костыль и было с кем оставить попугая.


Все мы люди. И все мы разные. Как и любой вменяемый человек, я не учу, не претендую на истину в последней инстанции и заранее согласен с любыми репликами из зала, кроме хамских.


Хочу лишь напомнить любителям покритиковать с дивана об известном буддистском коане про чашу3.


К одному буддистскому мастеру пришел университетский профессор с просьбой рассказать ему о дзэне. Они сели пить чай. Мастер стал наполнять чашку гостя. Чай пролился на стол из переполненной чаши, а мастер все продолжал лить. Удивленный гость возмутился: «Что вы делаете?» На что буддист ответил: «Подобно этой чаше, ты переполнен собственными представлениями о дзэне. Как же я могу предложить тебе свои?».


Эту книгу, однозначно, не следует читать атеистам и тем, кто враждебно настроен к вере как таковой. Когда пытаешься разобраться в том, как устроен автомобиль, приходится знакомиться с понятиями «двигатель», «инжектор», «коробка передач» и прочими. Говоря о делах наших земных, скорбных, я вынужден оперировать христианскими категориями и текстами. А это будет неприятно царапать ваш слух. Зачем мучить себя? Просто щелкните мышью. И горите в аду. Раз уж это ваш выбор.


Возвращаясь к буддистскому коану. Я – не мастер. Но и тем, у кого полная чаша, здесь точно делать нечего. Вы гораздо умнее, удачливее, образованнее и дальновиднее меня. Поэтому просто поберегите время. Как сказал, заикаясь, исполнитель комических куплетов в романе Джерома -Клапка- Джерома:


– В сад, господа. В са-са-сад.


По-моему, гуманно и вежливо. А ведь, согласитесь, мог послать гораздо дальше.


Черт! Все-таки не удержусь.


Не в обиду нормальным.


Поскольку одно время я достаточно плотно писал для соцсетей, то успел насмотреться на парад уродов, шныряющих по просторам Рунета с непреходящим желанием гадить на все вокруг просто так, от нечего делать.


Для таких у меня особое напутствие:


Идите в задницу!


Что надо ответить?


Правильно: сам иди.


Ну, вот и познакомились.

Загрузка...