Введение

Когда в феврале 2001 года вышел первый тираж моей книги «Хватит быть хорошим!», я был молодым отцом и только начинал осознавать себя в новой роли. Помню, спустя пару дней после рождения первой дочери мы с женой записали в семейном альбоме: «Камилла счастлива сообщить о рождении своих родителей 1 декабря 1998 года». Через несколько лет появилась Анна, а затем и Джулия, наша младшенькая. Три дочери. Три главных учителя, которые рассказали мне об эмпатии и ненасильственном общении лучше десятка умных книг и тренингов по психологии. И я продолжаю у них учиться.

У одной из дочерей в 12 лет начались серьезные проблемы в школе. Моя жизнерадостная девочка, которая всегда светилась счастьем, много смеялась и шутила, из поющего жаворонка вдруг превратилась в испуганного птенца. Возвращаясь из школы, она закрывалась в комнате и не спускалась к нам до самого ужина. После доверительного разговора выяснилось, что все дело в школьной учительнице: она отчитывала любого, кто приходил неподготовленным или неправильно отвечал на заданный вопрос. Причем делала это весьма грубо – с насмешками, едкими подколками и прямыми обвинениями в глупости. И если какой-нибудь мальчишка-двоечник забывал об учителе сразу же после звонка на перемену, то моя чувствительная малышка копила обиды, глубоко переживала свою «бездарность» и потихоньку обрастала комплексами. Желание ходить в школу сменилось страхом и отчаянием.

– Я тупица! Я ничего не понимаю, не могу ответить даже на самый простой вопрос!

Моя птичка рыдала навзрыд, уткнувшись лицом в подушку, лежа у себя на кровати. И на следующий день осталась дома, категорически заявив, что больше в «эту дурацкую школу – ни ногой».

Тогда к школьному учителю поехали мы с женой. Наш разговор с педагогом я начал с благодарности за ее работу, за те знания, которые она дает детям. И постепенно, не торопясь, перешел к главному: заговорил о самооценке ребенка, которая напрямую зависит от мнения значимых взрослых, в том числе и от школьного учителя. Отметил, что учительская строгость порой может граничить с жестокостью – и грань эту не всегда просто увидеть. Рассказывал об эмпатии, об умении слышать ребенка, сопереживать ему, быть ему добрым другом, а не строгим критиком.

На мои абсолютно корректные рассуждения учительница отреагировала достаточно резко. Она сказала, что не нуждается в советах и сама знает, как вести себя с детьми. После этого встала из-за стола и подошла к двери, дав понять, что наш разговор окончен.

Казалось бы, встреча была провалена, но я был доволен результатом. Наша беседа подтвердила мои догадки: передо мной сидел неуверенный в себе человек, который не в состоянии по-другому объяснить урок 20 подросткам, кроме как через крики и оскорбления.

Где-то внутри нее наверняка «прятался» добрый и понимающий педагог, но снаружи мы видели только раздраженную фурию, которая смотрела на детей и родителей как на неодушевленные предметы.

И, к сожалению, наш случай не исключительный. Учителя нередко оправдывают насилие над детьми тем, что у них «такие методы». Мол, да, я строгая, у меня железная дисциплина, но зато мои ученики достигают высоких результатов. Такой подход – норма для большинства современных школ.

Современная система образования отражает устаревшую систему мышления. Назову ее основные признаки:

• воспитание покорности и послушания вместо поощрения инициативы;

• демонстрация детям своих силы и превосходства вместо общения с ними на равных;

• отсутствие эмпатии как одной из главных ценностей;

• образование в духе «сиди смирно и слушай старшего».

Дети целыми днями проводят за партами, в школьном расписании нет уроков йоги, занятий по скалолазанию, садоводству, настольных игр, совместных походов в театр. Никто не учит детей медитировать, правильно дышать, слушать свое тело. И даже на школьных переменах, вместо того чтобы играть в подвижные игры, все сидят в классе.

К счастью, наша история закончилась хорошо. Мы нашли школу, где доверительные отношения между учителем и ребенком ценились больше оценок в дневнике. В новом классе наша птичка снова защебетала, к ней вернулось желание учиться, она перестала бояться отвечать на уроке и переспрашивать учителя, если что-то непонятно.

В этой истории меня огорчил тот факт, что директор нашей первой школы прекрасно знал о проблеме. Мы были не первыми родителями, которые жаловались на строгую учительницу, доводящую детей до слез. Но администрация молча игнорировала все жалобы: учитель проработала в школе много лет, считалась уважаемым педагогом, которого не могли просто так взять и уволить. Что ж, репутация школы оказалась дороже детских слез.

Но было в этой истории и то, что меня, как отца, очень порадовало: поведение моей дочери. Ее нежелание мириться с ситуацией, ее умение сказать «нет» в нужный момент. Многие дети терпели издевательства учителя и продолжали ходить в ненавистную школу. А моя девочка твердо решила: «То, что со мной там происходит, – несправедливо, и я лучше не пойду на урок, чем попытаюсь приспособиться». Считаю, что это не только защита своих границ и интересов, но и маленькая победа над устаревшей системой, которая требует серьезных перемен. А все глобальные перемены начинаются с малого – с нашего умения общаться друг с другом, слушать всем сердцем без осуждения, уважительно принимать переживания того, кто рядом, быть терпимым к любому мнению собеседника. Именно об этом я уже более 10 лет рассказываю ученикам на своем семинаре по ненасильственному общению (ННО). И сейчас пришло время собрать этот многолетний опыт в одну книгу.

Даже если вы бывали на моих тренингах или читали предыдущую книгу, эта, новая, все равно будет вам полезна. Представьте, что вы поднимаетесь по винтовой лестнице на восьмиэтажную Пизанскую башню. Вы восемь раз будете наблюдать примерно одну и ту же картину, но каждый раз с разной высоты и с другого ракурса. Так и с книгой: можно 100 раз послушать лекцию по ННО, но только на 101‐й поймать самый главный инсайт и изменить свою жизнь, научившись общаться с другими.

Наша речь напрямую связана с нашими сознанием и разумом, и если мы грубим, обесцениваем своего собеседника, перебиваем, осуждаем – бесполезно надеяться на понимание с его стороны. Истинная цель ННО заключается не в том, чтобы использовать красивые слова и красноречивые фразы, а в том, чтобы изменить свое мышление, освободиться от запрограммированных условностей, о которых мы порассуждаем в главе 1.

Все люди разные. Одни говорят: «Я надеюсь, однажды моя жизнь изменится к лучшему». А другие выбирают измениться самому. И свою книгу я посвящаю вторым.

Я не перестану говорить, что внутри каждого из вас скрыт большой потенциал, способность общаться, уважая друг друга, умение наблюдать за своими и чужими чувствами и четко выражать мысли, не навязывая свое мнение. Все это уже есть в вас, но порой прячется где-то глубоко внутри. И чтобы отыскать этот клад, нужно чуть больше смелости, любознательности, готовность пересмотреть свое мировоззрение и распрощаться со старыми привычками и навязанными кем-то убеждениями.

Да, это не всегда легко. Но, как говорил исследователь Жан-Люк Пикар, «инновации – это не новые идеи, это способность оставлять позади старые». Главное – не откладывать, не тянуть, а действовать сейчас, из той точки, где вы находитесь. Делать пусть маленькие, но реальные, конкретные шаги к большим переменам.

Загрузка...