Концепции происхождения морали

Но понимание самого человека и, следовательно, самой морали, зависит не только от достижений различных наук, но и от мировоззренческих позиций самого этика. А поэтому на эту проблему существуют довольно многочисленные взгляды. Остановимся на самых, на наш взгляд, типичных и наиболее распространенных.

Прежде всего рассмотрим религиозную трактовку проблемы происхождения морали.

Кант как-то заметил, что моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира. Похоже, подобные представления были присущи людям с древнейших времен, когда правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ (духов, позже богов). Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки. О том, сколь широко было распространено это мнение, свидетельствует то обстоятельство, что его придерживались даже те, религиозность которых порой ставилась под сомнение. Так, древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) утверждал о том, что боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь. По его словам, только те люди любезны богам, которым ненавистна несправедливость. Аналогичные суждения нетрудно обнаружить и у многих других мыслителей античности.

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде «естественного нравственного закона» (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Нравственный закон, как считают богословы, есть нечто, данное нам, данное хотя и вместе с нашею природой, но не ею самой. Таким образом, говоря словами религиозного философа С.Л. Франка, любая религия сводится к сознанию космического, сверхъестественного значения высших ценностей», к стремлению «сблизить человеческую жизнь со сверхъестественным и абсолютным началом» (Павловский Н.Ю. Этика, Москва, 1999, с. 59).

Загрузка...