Один брат безмолвствовал в келье своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его. Они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Этот брат пошел к некоторому старцу и сказал:
– Авва! Ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе.
Старец отвечал:
– Не слушай их, сын, это – демоны, и когда они опять придут будить тебя, скажи им: «Я когда мне захочется встану». Получив такое наставление, брат возвратился в келью. На следующую ночь демоны опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему:
– Я когда захочу встану, а вас не слушаю.
Они возразили:
– Этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! Знай, что к нему приходил брат, прося денег взаймы; деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату. Из этого пойми, что он лицемер. Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов.
Старец сказал на это:
– Что у меня были деньги – правда, а что я не дал брату, просившему взаймы, то поступил так, зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтобы исполнением ее не впасть в нарушение десяти. Из этого нарушения могло произойти значительное смущение, причиной которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя.
Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келью.
Отечник
Сказывали об одном старце, что он пришел в скит с маленьким сыном, который еще питался молоком и не знал, что такое женщина. Когда сын сей пришел в мужской возраст, то демоны представили ему ночью женские образы. Он открыл это отцу своему. Старец подивился.
Случилось однажды сыну быть с отцом своим в Египте. Там он увидел женщин и сказал отцу своему: «Вот те самые, которые ночью приходили ко мне в скит». Старец отвечал ему: «Это иноки сельские, сын мой, иной вид имеют они, и иной – пустынники». При этом удивился старец, каким образом в скиту демоны могли показать ему женские образы? И тотчас возвратились они в свою келью.
Древний патерик
Однажды явились авве Евагрию три демона в одеяниях священнических, намереваясь препираться с ним о вере. Один называл себя арианином, другой евномианином, третий последователем Аполлинария[1]. Евагрий, имевший Духа премудрости, легко победил их. Авва умер пятидесяти четырех лет от роду, «скончался вмале и исполнив лета долга», – по изречению Писания.
Отечник
Авва Павел, настоятель монастыря аввы Феогния, рассказывал нам: «Вот что говорил мне один старецподвижник. Однажды он сидел в своей келье и занимался рукоделием: плел корзины и пел псалмы, как вдруг через окно вошел в келью как бы отрок-сарацин и, став перед ним, начал плясать.
– Старик, хорошо ли я пляшу? – спросил он.
Старец ничего не отвечал.
– Как тебе нравится моя пляска, старик? – снова спросил он.
Со стороны инока полное молчание.
– Что ж, по-твоему, негодный старик, ты, что ль, великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах.
Тогда старец встал и повергся пред Богом, и демон тотчас исчез».
Луг духовный
Авва Ор поведал: «Знал я такого человека, к которому явились однажды злые духи в образе небесного воинства и одеянии ангельском. Огненные колесницы… Множество оружия… Точно собрались на войну против какого-нибудь сильного властителя… И тот, кто казался царем над ними, сказал ему:
– Человек, ты исполнил уже все… Тебе остается только поклониться мне, и я вознесу тебя, как пророка Илию.
Услышав это, инок впал в раздумье: «Что это значит? Ежедневно поклоняюсь я Спасителю и Царю моему. Если бы это был Он, стал ли бы Он требовать от меня того, что, как Ему хорошо известно, я делаю беспрестанно?» И тотчас ответил говорившему:
– У меня есть Царь, Которому я неустанно служу, а ты – не царь мой! И после этих слов враг никогда более не являлся».
Руфин («Жизнь пустынных отцов»)
Праведный муж, пресвитер Апеллий, был по ремеслу кузнец и изготовлял, что нужно было для братии. Однажды в безмолвии ночи он занят был своей работой. Диавол, приняв вид красавицы, пришел к нему как бы с заказом. Апеллий схватил голой рукой из горна кусок раскаленного железа и бросил ей в лицо. Страшно и пронзительно вскрикнув, так что услышали все жившие по соседству братии, она исчезла, и с тех пор Апеллий стал брать без всякого вреда голой рукой раскаленное железо.
Руфин («Жизнь пустынных отцов»)
Видение святых Ангелов бывает невозмутительно. Являются они обыкновенно безмолвно и кротко, почему и в душе немедленно рождается радость, веселие и дерзновение; душевные помыслы пребывают невозмутимыми; душа исполняется желанием будущих благ и общения со святыми. Если же иные и приходят в страх от внезапного явления к ним добрых Ангелов, то явившиеся в то же мгновение уничтожают это своей любовью, как Ангел, сказавший пастырям Вифлеемским: не бойтесь (Лк. 2: 10). И ощущается страх в таком случае не от душевной болезни, но от сознания присутствия Высших Сил… – Нашествие же и видение злых духов бывает возмутительно – с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников. От сего в душе происходит боязнь, смятение, беспорядок помыслов, уныние, печаль, страх смертный и, наконец, худое пожелание, нерадение о добродетели, нравственное расстройство. Поэтому если, увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен, и вместо него в душе вашей появилась неизглаголанная радость, благодушие, дерзновение, воодушевление, невозмутимость помыслов, любовь к Богу, то не теряйте упование и молитесь; а если чье явление сопровождают смятение, внешний шум, мирская пышность, угроза смертью и др. – то знайте, что это нашествие злых духов.
Преподобный Антоний Великий
Однажды сатана, приняв на себя образ пресвитера, поспешно приходит к авве Иоанну и делает вид, будто хочет преподать ему Причастие. Но блаженный Иоанн, узнав его, сказал:
– Отец всякого обмана и всякого лукавства, враг всякой правды! Ты не только непрестанно обольщаешь души христиан, но и дерзаешь ругаться над самыми Святыми Таинствами.
Диавол отвечал ему:
– Едва не удалось мне уловить тебя. Ибо этим способом я обольстил одного из твоих братий и, лишив рассудка, довел его до сумасшествия. Многие праведники молились за него и едва возмогли привести его в разум.
Сказав сие, он удалился.
Лавсаик
«Нечестивый Маркион[2], – пишет блаженный Феодорит, епископ Кирский, – посеял много терний не честия в области города Кира. Стараясь исторгнуть их с корнем, я употребил все силы и прибегал ко всем средствам. Но те, о спасении которых я заботился, вместо еже любити мя, скажу словами пророка, оболгаху мя и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое (Пс. 108: 4–5) и, при содействии злых демонов, покушались тайно вредить мне. Однажды ночью пришел ко мне демон-обольститель и говорит мне на сирском наречии:
– Зачем ты вооружаешься против Маркиона? Зачем предпринял войну с ним? Что он сделал тебе когда-нибудь оскорбительного? Прекрати войну, оставь вражду – и ты по собственному опыту узнаешь, сколь хорошее дело мир. Ибо будь уверен, что я давно бы уже поразил тебя, если бы не видел хора мучеников, вместе с Иаковом, охраняющего тебя.
Я выслушал это и спросил одного из друзей, который спал тут же:
– Слышал ли ты, что было сказано? Он отвечал:
– Все слышал и хотел даже встать посмотреть и узнать, кто это говорил; только ради тебя, думая, что ты спишь, хранил молчание.
Итак, встав, мы оба осматривались кругом, но не слышно было никакого ни движения, ни звука. Те же слова вместе с нами слышали и другие наши сожители. Тогда я понял, что хором мучеников демон назвал сосуд с освященным елеем, собранным мною на благословение от гробов многих мучеников, висевший у моего одра; а над главою у меня лежала одежда великого Иакова[3], которая и была для меня прочнее всякой адамантовой ограды.
И сам Иаков рассказывал мне о многоразличных нападениях, какие делали на него злые демоны.
– Лишь только я вступил в сей род жизни, – говорил подвижник, – явился мне кто-то нагой; он имел вид эфиопа и из глаз его сверкал огонь. Увидя его, я обомлел от страха, обратился к молитве и не мог вкушать пищи. Прошло семь, восемь, десять дней, и я оставался без пищи. Наконец, презрев лукавое нападение, я сел и принял пищу. Демон, не вынеся такого моего великодушия, грозил ударить меня жезлом.
Я же сказал:
– Если позволено тебе это Господом всяческих – бей, и я с радостью приму удары, как бы наказуемый от Него; если же тебе не позволено, то не ударишь, хотя бы ты тысячекратно неистовствовал.
Услышав это, он обратился в бегство, но тайно продолжал еще строить мне ковы.
Дважды в неделю приносили мне из-под горы воду. Он, встретив несущего, принимал на себя мой вид и забирал воду, приказывая при этом несшему идти назад, воду же выливал. Сделав это два или три раза, он заставил меня страдать от жажды. Измучившись, я спросил того, кто обыкновенно приносил мне воду, почему он уже в продолжение пятнадцати дней не приносит воды? Тот отвечал:
– Я приносил два или три раза и ты же брал ее у меня.
– Где, – сказал я ему, – я брал у тебя принесенную воду?
И когда он показал место, я сказал:
– Хотя бы ты тысячу раз видел меня на этом месте, не отдавай сосуда прежде, чем придешь сюда.
Когда таким образом я разрушил злой навет, демон покусился на другой.
Однажды он, приняв на себя вид молодой красивой девицы, подошел ко мне с улыбкой и шутками. Раздраженный гневом, я прогонял его, осыпая укоризнами, но он продолжал стоять, смотря на меня страстными глазами с улыбкой на устах. Тогда, исполнившись еще большим гневом, я сказал:
– Как ты можешь обходить всю вселенную и всем строить такие ковы?
– Я не один, – отвечал он, – но по всей вселенной рассеяно множество демонов, которые подобным образом шутят и этими шутками достигают своих целей. Таким, по-видимому, ребячеством они стараются развращать людей.
– Отойди же, – сказал я, – по повелению Христа, Который некогда целый легион бесов ввергнул в глубину морскую.
Лишь только лукавый услышал это, тотчас же обратился в бегство, не вынося силы имени нашего Господа и не могши смотреть на любомудрие Его раба».
Феодорит Кирский («История боголюбцев»)
Демон всегда злобен, лукав, хитер и бесстыден. Вот какое средство изобрел он к низложению великого подвижника Петра Афонского. Средство самое хитрое, – и потому тем горше посрамился он в своих злоухищрениях.
Сей окаянный демон превратился в одного из слуг святого Петра, явился в пещеру его и, с крайним бесстыдством, обнимал и лобзал своего якобы господина. Потом он сел и начал прикрытую самой ловкой и бесстыдной лестью беседу, сопровождая ее даже слезами.
– От многих слышали мы, господин мой, честь моя и свет мой, – говорил он плачевным тоном, – что варвары и безбожники, схватив тебя на войне, увели пленным в крепость Самарянскую. Потом услышали, что Бог всеблагий извел тебя из той гнусной темницы и привел в Древний Рим. Но Богу было угодно снова повергнуть нас в глубокую печаль и неутешный плач: нам неизвестно было, куда ты скрылся из Рима. Мы не могли не только найти тебя, но даже и услышать, что с тобой делается, – и начали усердно просить великого Чудотворца Николая. Святой Николай, теплый помощник всем, с верой призывающим имя его, не презрел нас, недостойных, и скоро открыл нам тебя, сокровенное и многоценное наше сокровище, – и вот я, любящий тебя сильнее всех твоих рабов, предварил их и пришел к тебе, господину моему. Само собой ясно, что теперь тебе, господин мой, ничего другого не остается делать, как принять на себя труд отправиться со мной в наш славный дом, и явлением своим в кругу домашних своих и друзей неизреченно обрадовать их. Ты сам знаешь, как много в нашем месте людей преданных страстям, которые для обращения своего к истинному богопознанию от лести диавольской имеют нужду в наставнике. Значит, великая тебе от Бога готовится награда, если ты этих обольщенных диаволом возвратишь от него к законному Владыке Богу.
Во время бесстыдной демонской беседы преподобный Петр начал смущаться и невольно чувствовал неприятный трепет сердца. Но иначе и быть не могло: при демонских явлениях человеку душа его всегда смущается. В присутствии же Ангела Божия она радуется и чувствует неизъяснимое удовольствие. Находясь в этом гнетущем состоянии, святой заплакал и сказал демону:
– Знай, человече, что в это место привел меня не Ангел, не человек, а Сам Бог и Пресвятая Богородица, и потому без воли Их я не могу выйти отсюда.
Демон, лишь только услышал Пресвятое имя Пренепорочной Владычицы, вдруг исчез, как призрак. Святой Петр не мог надивиться злоумышлению, коварству и дерзости демона. От всей души возблагодарив Бога и Царицу Небесную, начал он снова подвизаться со смирением и сокрушением сердца в молитве, воздержании и посте, так что достиг в меру истинной любви и чистоты ума.
Афонский патерик
Однажды сын тьмы, коварный и многокозненный демон, превратился в Ангела света, дерзко и нагло похитив не принадлежавший ему образ. С обнаженным мечом в руке он встал близ входа в пещеру святого Петра Афонского и сказал:
– Петр, искренний служитель Христов! Изыди вне, выслушай от меня некие таинства Божии и душеполезные наставления.
Святой на это отвечал демону:
– А ты кто, и откуда пришел, и с какими полезными для меня назиданиями явился сюда?
– Я Архистратиг силы Божией, – отвечал демон. – Всемогущий Бог послал меня возвестить тебе некие пренебесные тайны. Мужайся же, крепись и радуйся, ибо уготован тебе неувядаемый венец и Божественная слава. Ныне ты должен оставить это место и идти в мир, чтобы от добродетельного твоего жития и высокого учения восприяли пользу и другие души человеческие. В намерении переселить тебя отсюда Господь иссушил и источник воды, из которого ты пил.
Для лучшего обольщения святого прехитрый изобретатель зла, злокозненный враг спасения человеческого, попущением Божиим, действительно тогда воспрепятствовал течению воды. Но святой Петр падшей гордыне на надутую его лесть отвечал самым смиренным образом:
– Ужели я, смердящий и паршивый пес, стою того, чтобы пришел ко мне Ангел Господень?
А лжеангел ему в ответ:
– Не удивляйся. Ты в нынешние времена своими подвигами превзошел древних святых и пророков: Моисея, Илию, Даниила и Иова; великим ты признан на небесах за превеликое твое терпение. Илию и Моисея ты превзошел постом, Даниила – вселением в ров со смертоносными змиями, а Иова – совершенством терпения. Но выйди сюда и собственными твоими очами уверься в оскудении воды и потом, без всякого сомнения, иди в мир. Там, – так глаголет тебе Господь Вседержитель, – там Я всегда буду с тобой, и многих тобой спасу. Вот прямая о тебе воля Божия!
Но святой явившемуся самозванцу отвечал:
– Знай, что если не придет Госпожа моя Богородица, Которая послала меня сюда, и помощник в нуждах моих, святой Николай, я не выйду отсюда.
Диавол, как только услышал имя пренепорочной Владычицы, тотчас исчез. Тогда блаженный Петр увидел и крайнее злоумышление врага, и беспредельную вражду его против рабов Божиих, и державное защищение людей Всемогущей десницей Божией, делающее бессильными все его (врага – Ред.) козни.
Христе Иисусе, Боже и Господи мой! – произнес святой Петр из глубины души по удалении от него диавола. Вот, враг мой диавол, яко лев, рыкая, ходит, ища поглотить меня, грешного; но Ты, Господи, не оставь меня во все дни живота моего всемощной Твоей помощью.
Афонский патерик
В одну ночь святой Симон Мироточивый Афонский молился. Вдруг явился пред ним демон в виде страшного дракона. Раскрыв пасть, он хотел проглотить его, но так как не было на то соизволения свыше, не смог этого сделать, хотя одним ударом своего хвоста поверг преподобного наземь так сильно, что святой Симон, в совершенном изнеможении чувств, едва мог собраться с духом и воспеть с пророком: ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивым весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37: 13–14).
Между тем страшный дракон не переставал бить его хвостом своим с намерением если не совсем умертвить, то, по крайней мере, навести страх и таким образом выгнать его из пустыни. Но святой, несмотря на чувство невыносимой боли, мужественно обратился к Богу с молитвенным воплем страдальческой души, и Бог избавил его от сей напасти.
Афонский патерик
Кроме Ангелов и святых видят нас, невидимо для нас, и темные силы. Только они, когда душа светла, не могут смотреть на нее, боясь, подобно нетопырям, света, а воззревают на нее лишь тогда, когда она помрачаться начинает. Они всюду стаями шмыгают и, как только заметят где потемненную душу, тотчас нападают на нее огулом и начинают вертеть ее туда и сюда помыслами, страстными желаниями и волнением чувств… Они покушаются подкрасться и к светлым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как стрелой, лучами света.
Святитель Феофан Затворник
Пишете: «У монахинь не сходит с языка враг; мало-мало что – все враг да враг. Признаюсь, это меня неприятно поражает… У меня разум есть; сама задумываю, сама и говорю и делаю». – Этим вы даете знать, что не совсем верите во вмешательство нечистых сил в наши дела. Ученая! Как же верить таким нелепостям! Все ученые таковы; и не видят, как враг опутывает их еще более, чем неученых, и это не по житейской только части, но и по ученой. Ни одного ученого нет, которому враг не напустил бы в голову мыльных пузырей, которые они считают блестящими идеями или теориями. А в жизни, в чувствах и отношениях, он непрестанно ноги им подставляет в насмешку. Они же ничего этого разобрать не могут. Вот и вы такая же. Подождите. Враг не заставит вас долго ждать; скоро нагородит вам таких подсад, что свалитесь.
Святитель Феофан Затворник
Некоторый старец жил в идольском капище.
Пришли к нему демоны, говоря:
– Уйди из нашего места. Старец отвечал:
– У вас нет места.
Демоны начали разбрасывать его ветви. Старец терпеливо собирал их. После этого один демон, взяв его за руку, повлек из капища. Когда он дотащил старца до дверей, тот другой рукой уперся в дверь и воскликнул:
– Иисусе! Помоги мне!
Демон тотчас убежал, а старец начал плакать. Господь спросил его, о чем он плачет. Старец отвечал:
– Плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком и так поступать с ним.
Господь сказал ему:
– Ты был нерадив. Когда же ты взыскал Меня, – видишь, как Я скоро предстал тебе.
Отечник
Преподобный Филарет не избег упорной брани и искусов завистливого сатаны, который, не надеясь увлечь его в сети адского своего ловительства обыкновенными средствами, решился сбросить его со скалы в пропасть, и таким образом положить конец его подвигам. Для этого сатана принял жалкий вид человека, потерпевшего кораблекрушение. Явившись на одной из соседних с кельей старца прибрежных скал, он жалобно кричал и умолял преподобного сойти и помочь ему в бедственном положении.
Не подозревая тайных искушений врага, преподобный, тронутый несчастьем мнимого человека, спустился к нему, желая знать, чего он хочет, и едва только приблизился к отвесному краю скалы, сатана столкнул его в пропасть, но ничего тем не достиг. Бог сохранил раба Своего совершенно невредимым.
Афонский патерик
Жил в миру юноша, желавший быть монахом. Он много просил своего отца, чтобы отпустил его в монастырь. Отец долго не соглашался, однако впоследствии, упрошенный близкими друзьями, согласился. Юноша, оставив родительский дом, вступил в монастырь; постригшись в монашество, он начал исполнять монастырские послушания с усердием и ел лишь один раз в день. Потом начал употреблять пищу однажды в два дня, наконец один раз в неделю.
Настоятель монастыря, видя это, удивлялся и благословлял Бога за воздержание и подвиг юноши. После некоторого времени юный монах начал убедительно просить настоятеля, чтобы тот отпустил его на отшельничество в пустыню. Авва сказал ему: «Сын! Отвергни это помышление, ты не можешь выносить тяжкого подвига отшельнической жизни, в особенности же искушений и злохитростей диавола; если постигнет тебя искушение, некому будет там успокоить тебя и избавить от душевных ран, которые нанесет тебе враг». Но монах начал еще усиленнее просить о разрешении удалиться в пустыню. Авва, видя, что нет никакой возможности удержать его, сотворил молитву и отпустил его…
Он нашел себе пещеру и начал безмолвствовать в ней, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника. Прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. И вот однажды приходит к нему диавол в виде старца аввы, лицо у которого было страшно. Брат, увидев его, испугался, пал лицом на землю и начал молиться, потом встал. Диавол сказал: «Помолимся, брат, еще». Они помолились и, когда окончили молитву, диавол спросил его: «Сколько времени живешь ты здесь?» Он отвечал: «Шесть лет».
Диавол сказал: «Ты сосед мой! А я только четыре дня тому назад узнал, что ты живешь здесь. Моя келья недалеко отсюда; одиннадцать лет я не выходил из нее, вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству. При таком известии я подумал: схожу к этому человеку Божию и побеседую с ним о пользе душ наших. Скажу ему и то, что отшельничество наше не приносит нам никакой пользы, так как мы не причащаемся Святых Тела и Крови Христовых. Я боюсь, чтобы нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера. Сходим туда в воскресный день, причастимся Телу и Крови Христовым и возвратимся в наши кельи».
Совет диавола понравился брату. Когда наступил воскресный день, диавол опять пришел, говоря: «Пойдем, пора». Они отправились и пришли в вышеупомянутый монастырь, где был пресвитер. Войдя в церковь, стали на молитву. По окончании молитвы брат оглянулся и, не видя того, кто привел его, помышлял сам в себе: куда он ушел? Не за какой ли нуждою? И долго ожидал его, но он не приходил. Потом вышел из церкви, начал искать его. Не найдя, стал спрашивать у братии того монастыря: «Где тот авва, который вошел со мной в церковь?» Они отвечали: «Мы не видели никого, видели только тебя одного». Тогда брат понял, что это был демон, и сказал сам себе: «Смотри, с какой хитростью диавол извлек меня из кельи моей! Но что до этого, я пришел для доброго дела. Причащусь Тела и Крови Христовых и возвращусь в келью мою».
По совершении Литургии в церкви, когда брат хотел возвратиться к себе, остановил его авва того монастыря, сказав: «Не отпущу тебя! Прежде раздели трапезу с нами». По окончании трапезы брат возвратился в свою келью.
И вот пришел к нему диавол в образе мирского молодого человека, начал осматривать его с головы до ног и говорит: «Это – он самый!» Потом снова начал осматривать его. Брат спросил его: «С чего ты так смотришь на меня?» Он отвечал: «Думаю, что ты не узнаешь меня. Впрочем, как и узнать после столь продолжительного времени! Я – сосед отца твоего, сын такого-то. Твой отец не так-то называется? А имя матери твоей не такое ли было? Сестра твоя так-то называлась, твое прежнее имя было такое-то? Матерь и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только что ныне и сделал тебя наследником своим, говоря: «Кому мне оставить имущество мое, как не сыну моему, мужу святому, который оставил мир и проводит отшельническую жизнь ради Бога. Ему предоставлю все блага мои». Потом, обратясь к нам, сказал: «Если кто из вас имеет страх Божий и знает, где находится сын мой, пусть известит его, чтобы он пришел сюда, принял имущество и раздал его нищим за свою душу и за мою». Многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, придя сюда по делам своим, узнал тебя. Не медли! Поди, продай все и исполни волю отца твоего».
Брат отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Диавол сказал: «Если не пойдешь, имущество пропадет, а ты дашь ответ пред Богом. Что говорю тебе худого, когда говорю пойди и раздай имение нищим и сиротам, как благой распорядитель, чтобы блудницы и развратные люди не расхитили оставленного бедным? Что плохого в том, если ты пойдешь и, во исполнение воли отца твоего, подашь милостыню ради спасения души твоей, – потом воротишься в келью?»
Что говорить более? Обольстив брата, диавол возвратил его в мир. Он проводил его до города и тут оставил. Монах хотел войти в дом отца своего, будто бы умершего, и вот! Сам отец выходит к нему навстречу. Увидев его, отец не узнал и громким голосом спросил его: «Ты – кто?» Монах смутился и не мог отвечать ничего. И начал отец его допрашивать, откуда он? Тогда монах в смущении сказал: «Я сын твой». Отец возразил на это: «По какой причине ты возвратился сюда?» Монах постыдился объяснить истинную причину своего возвращения, но сказал: «Любовь к тебе заставила возвратиться, потому что я очень жалел о тебе». Так он остался в отцовском доме. По прошествии некоторого времени впал в любодеяние и подвергся тяжкому наказанию от отца своего.
Несчастный! Он не обратился к покаянию, но остался в мире. Этот случай учит нас, братия, что монах никак не должен оставлять кельи своей, кто бы ни советовал ему это.
Отечник