25 июля 1924 года в Каппадокии, в селении Фарасы (Малая Азия) в православной благочестивой семье Езнепидисов родился младенец Арсений – будущий старец Паисий. Родина его – родина святого великомученика и Победоносца Георгия; просветительницы Грузии, равноапостольной Нины и других святых – воистину место, отмеченное благодатью Божией… Кроме Арсения в семье было еще девять детей.
Будущий Старец в пятилетием возрасте с родителями.
Имя отца – Продромос, матери – Евлампия. Продромос был верным христианином, патриотом и почитателем св. Арсения Хаджефенди, который и крестил младенца перед исходом (надо было спасаться от турок) благословенного семейства в Элладу.
Многотрудна была жизнь, но с Божьей помощью рос младенец. Рос и, в отличие от большинства сверстников своих, лелеял особое устремление – стать монахом. Бывало, что уходил он тайком в лес и молился там перед самодельным крестом.
Первая мирская профессия его – плотник, то же ремесло, которым владел на земле Спаситель.
Будущий Старец
В 1945 году Арсений призывается в армию и попадает на войну со всеми ее опасностями и ужасами. Но и здесь он не роняет христианского звания. Выручает товарищей, не избегает опасностей, сражается, как должно мужественному бойцу. Воинская специальность – радист (с отличным аттестатом). Потом, рассуждая о духовной жизни, он часто будет прибегать к сравнениям и аналогиям из области радиосвязи, из военной жизни, и они будут удачны и уместны…
Он уходит на святую гору Афон сразу же после демобилизации в 1949 году. Помысел о семье «вытащил» его в мир, но буквально через год он возвращается обратно на Афон. Его духовником становиться о. Кирилл (впоследствии игумен монастыря Кутлумуш), известный аскет и подвижник († 1968). В 1954 году Арсений в монастыре Есфигмен постригается в рясофор, принимает имя Аверкий и переходит в обитель Филофей. Аверкий исключительно ревностен в послушаниях и, подвизаясь в непрестанной молитве, старается делать все для того, чтобы окружающие не замечали ни его молитвенности, ни других подвигов. Одно из его твердых правил – не возлагать на себя надежды, но обо всем спрашивать у духовника. Во всяком зле винить себя. Даже когда согрешает некто иной, Аверкий укоряет себя мыслью, что это из-за собственной духовной нечистоты он не может молитвою оградить брата от грехопадения.
Паисием старец был назван при постриге в малую схиму, который принял через о. Симеона в обители Филофей в 1956 году. Образ жизни его не меняется, – Паисий пребывает в неустанном подвиге благочестия и, чем только может, помогает братии и приходящим паломникам. А посетителей из мира у него со временем становится все больше…
Много времени он проводил в чтении Писаний и Житий святых, часто посещал афонских умудренных подвижников. Намерение непреложное – научиться чистой, без домыслов и мудрствования, вере. Как могут веровать дети – без лукавства и умничанья! Имя Паисий, кстати, означает «детский». По его же словам: кто хочет начать настоящую духовную жизнь, должен дать пощечину логике (т. е. суетному мирскому рассудку). Его подвиги, его поучения и советы находятся в духовной гармонии с опытом святых отцов и великих учителей Церкви.
С 1958 по 1962 год старец жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. В 1962 г. он, отправляется на Синай, откуда возвращается через два года и поселяется в Иверском ските на Афоне.
Примерно с этого времени начинается многоскорбный период болезней (причем тяжелых), которые старец Паисий терпит с поистине подвижническим мужеством и смирением. Болезни не оставляют его уже до конца дней. Однако он всегда с искренней любовью расположен к ближнему и всегда готов оказать любую христианскую помощь и услугу, преподать совет и утешение, наставить на истинную дорогу, только бы хватило сил. Его сон: два-три часа под утро; его пища – овощи и хлеб в весьма ограниченном количестве; его жизнь, любовь, цель, смысл и упование – Господь Иисус Христос.
Он помогает в восстановлении и создании обителей и монастырей, сражается благодатным словом против сект и ересей, ради любви Христовой входит в мирские проблемы, чтобы помочь разрешить их, как подобает по православному благочестию.
С 1978 года старец подвизался в монастыре Кутлумуш, в келье Панагуда. В конце 1993 года о Паисий перешел в монастырь святого Иоанна Богослова в Суроти (недалеко от Солоник), где почил о Господе 12 июля 1994 года и был похоронен за алтарем монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского. Место его погребения стало святыней для всех православных христиан.