Бог установил, чтобы именно седьмой день и именно субботу человек посвящал Ему. Имеет ли это для Него какую-то роль? Да! Потому что это признание Его власти и Его Господства.
Так как мы живем в этом мире, где большая часть наших занятий связана с заботой о своем существовании: удовлетворении материальных потребностей и физиологических требований организма, и не можем полностью отказаться от этих «забот», или обойтись без жилья, мебели, одежды, еды, то, чтобы обрести их, мы должны немало потрудиться.
Дни в которые мы трудимся и делаем всякие дела свои мы называем «обыденными», или «будничными» днями, которые отличаются малой степенью духовности. И хотя будничные дни святого человека принадлежат Богу, все же, в эти дни мы имеем меньшее сосредоточение на духовности, чем в день полностью посвященный Господу. А еще, очень часто, погрузившись в заботы, мы рискуем полностью погрязнуть в привычном быту все содержание которого сводится к заботе о физическом существовании и удовлетворении потребностей тела.
Поэтому, в нашей жизни обязательно должен присутствовать элемент «святости», который призван одухотворять нашу жизнь, освящать ее, делая более возвышенной и благородной, и не позволять нам полностью отдаваться суете. Ведь помимо заботы о себе, являясь образом и подобием Бога, люди призваны не только искать, видеть, и ощущать Творца: «не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:27), но и отражать характер Бога в своей жизни. А потому, давая человеку время позаботиться о себе, пространство для реализации своего потенциала, и возможность проявить себя, Бог так же установил человеку день субботний, говоря: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20:9-10). И этот день Бог предназначил для того, чтобы ничто не мешало нам созерцать славу Его, ведь «взирая на славу Господню, мы преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18).
Казалось бы, скажете вы, почему бы не сделать нас независимыми от забот, что бы мы полностью могли посвятить себя созерцанию Бога? Да и, являются ли эти рабочие дни чем-то, недостойным для человека? Оказывается, что такое, казалось бы, приниженное положение шести рабочих дней, создано вовсе не случайно. Оно является своего рода духовным спуском ради подъема в день субботний.
Человек создан быть образом Божиим, и ему необходимо время, чтобы отображать Божий образ, раскрывая Творца, словно через зеркальное отражение Его в этом мире, и своею жизнью являть Божий характер. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16). И в субботу он как бы добывает свет славы Божией, чтобы освящать этот темный мир.
Как известно, свет виден глазом только тогда, когда он попадает непосредственно на зрачок. Какой бы большой ни была мощность потока световых частиц, если они проносятся мимо нас, мы не увидим света. Но стоит частицам столкнуться с препятствием, они отражаются от него и рассеиваясь попадают в наши глаза. Наш мозг обрабатывает информацию, и мы видим картину. Но если испущенная частица ни от чего не отражается, то ее нельзя уловить, она так и остается невидимой. (Так, например, ведет себя нейтрино, трудно уловимая частица, пронизывающая все и вся). Слава Божия отражаясь в нашем характере, через дела изливается на окружающих и становится видимой перед людьми.
С другой стороны, физические объекты способны не только отражать и рассеивать свет, но иногда и полностью заслонять его от нас. Вывод прост: свет виден только тогда, когда ему что-то мешает, но не полностью перекрывает его.
Так и человек, очень часто, погрузившись в заботы, рискует в них погрязнуть, и вместо того, чтобы раскрывать свет, он способен окончательно заслонить его, и тем самым еще больше сгустить мрак невежества. Поэтому еженедельная необходимость посвящать субботний день Господу, сохраняя святость субботнего времени, является своего рода предохранителем от подобного явления.
Субботнее состояние «святости» противоположно «будничному, рядовому, обыденному» состоянию шести рабочих дней. В такие дни Бог приближается к Своим созданиям, излучая в мир нечто, что возвышает нас, приподнимает над буднями и освящает наше духовное состояние. Но, таких «возвышающих» дней, должно быть меньше, чем «будничных», – чтобы сохранилось состояние оставляющее человеку широкое поле деятельности для одухотворения обычной жизни.
Создавая наш мир, Творец точно определил, насколько человек может оторваться от суетности этого мира, и насколько ему необходимо оставаться связанным с ней, с этой бытовой составляющей в нашей жизни. Начиная от дней творения, Бог установил точную пропорцию между «святым» и «будничным» временем, чтобы, с одной стороны, человек жил материальной жизнью, а с другой, не погряз бы в ней. Эта пропорция отношения святого ко всему прочему – составляет один к семи!
Давая это повеление в Своем Законе, Бог ввел недельный цикл на постоянной основе. Причем, в конце этого цикла, всегда наступало состояние святости, обеспечивающее возвышение остальным дням недели. И несмотря на то что большая часть цикла – будни, их не характеризует состояние приниженности, поскольку завершается всё духовным взлетом.
Расположение субботы в конце недельного цикла, не только позволяет человеку не погрязнуть в материальности, но и наполняет прожитые им дни смыслом и значением. Таким образом, будничные дни – это не только время для реализации себя в прославлении Бога, но и преддверие святого (покоя), подготовка к вхождению в него.
В субботу, когда мы приближаемся к Богу, в нашу жизнь входит духовность. Именно таким образом суббота благотворно влияет и на прошедшую, и на будущую недели. Человек отходит от суеты, налипшей на него за прошедшие будничные дни. Приобретая духовность, он получает средство противостоять затягиванию в болото материального существования. Суббота выступает своего рода духовной подзарядкой аккумулятора жизни. Подобно тому как несколько часов непрерывной подзарядки делают обычный аккумулятор способным пребывать в рабочем состоянии целый день, суббота дает нам заряд духовности на всю неделю.
Творец установил единый пульс для всей вселенной, когда все небожители и ангелы, и люди шесть дней в неделю занимаются делами своими, а в день седьмой, в субботу приходят пред лице Его на поклонение, и никто не должен отделяться от остальных или обособляться, стучась в двери к Богу на аудиенцию в другой день недели.
Итак, мы видим, что суть субботы в том, чтобы наделять человека возвышенной духовностью, помогая ему не только увидеть Бога, но и отобразить Его в своей жизни.
Нет! Бог силой Своего авторитета Сам назначил седьмым днем – субботу, говоря: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20:9,10). Речь идет не о том, чтобы просто соблюдать «любой день», а о том чтобы именно субботу посвятить Господу, признавая над собою Его власть и авторитет.
Во-первых, так говорит библия: «день седьмой – суббота» (Исх.16:26), (Исх.20:10), (Исх.31:15), (Исх.35:2), (Лев.23:3), (Втор.5:14). С момента сотворения мира и до вечности суббота всегда была седьмым днем недели и всегда будет, сразу после первых шести рабочих дней. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2,3). «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11). И когда Бог говорит седьмой день, Он имеет в виду седьмой день. Суббота по-прежнему остается субботой. Почти во всех странах и языках она так и осталась называться субботой: (сабадо по-испански, сомбат по-венгерски, Суббота по-русски).
Во-вторых, в русском языке, само название дня недели «среда» указывает на то, что это средний день недели, ее середина. И в какую сторону не считай, суббота будет седьмым днем. Это значит, что перенос счета дней состоялся позже.
В-третьих, долгая история и практика древнейшей этнической и религиозной группы на земле помогают нам точно определить седьмой день. Еврейский народ соблюдал седьмой день как субботу на протяжении тысячелетий: со времен Авраама, и до сегодняшнего дня. Перед нами целая нация – миллионы людей, – которые скрупулезно отсчитывали время, неделя за неделей, на протяжении тысячелетий. Евреи умеют считать до шести. Для евреев все предельно просто, они всегда знают, какой день принадлежит Господу, и если вы умеете считать до шести, то вы тоже будете знать, когда наступит шаббат. На иврите дни недели буквально переводятся как: «первый день (подразумевается первый день новой недели)» (воскресенье), «второй день» (понедельник), «третий день» (вторник), вплоть до «шестого дня» (пятница). И только седьмой день – суббота имеет название: «шаббат», что в переводе означает «покой».
Могли ли они ошибиться, сбиться со счета и случайно сделать субботу шестым днем? Маловероятно! Единственный способ, которым они могли потерять целый день недели, – это если бы вся нация проспала лишние 24 часа и никто им об этом потом не сказал!
В-четвертых, как сама неделя так и порядок дней в неделе никогда не менялись. Воскресенье всегда следовало после субботы, и продолжает следовать до сих пор. Но граждане Римской империи отмечали его как «день Солнца» – diesSolis, днем почитания бога солнца, SolInvictus. Это не имело никакого отношения к христианству. Вот почему дни были названы в честь языческих богов, начиная с дня солнца. Традиция празднования сохранилась и в современном названии воскресного дня недели во многих европейских языках – Sunday (английский), Sonntag (немецкий), søndag (датский и норвежский) и söndag (шведский), и по сей день этот день остается первым днем недели, соответственно суббота остается седьмым днем. И хотя большинство стран дали другим дням названия, евреи, как и всегда просто продолжали считать, (их неделя – это простой подсчет дней, день первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой и шаббат).
В- пятых, воскресение названо воскресеньем только потому, что в этот день недели воскрес Христос.
«День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лук.23:54-56).
«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Матф.28:1-7).
Если Писание говорит, что Иисус воскрес в первый день недели, то воскресенье никак не может быть седьмым днем. И только потому, что Христос воскрес в первый день недели, счет дней не изменился, и первый день не стал седьмым.
В Новом Завете седьмой день недели упоминается 58 раз, и всегда называется субботой. Первый день недели упоминается восемь раз. Он просто называется первым днем недели, и всегда отличается от субботы. Это само по себе является доказательством сохраняющейся действительности, что суббота так и осталась седьмым днем.
Седьмая часть нашего времени, подобно десятой части всех наших прибытков, которая не должна заменяться, полностью принадлежит Богу. И это время свято. Ни первый, ни шестой, а именно седьмой день Господу Богу твоему. И если кому-то не нравится это Божье постановление, то он может ныне избрать кому служить: Богу или человекам.
Семь дней недели, как семь чистых нот, или семь основных цветов радуги олицетворяет полноту, совершенство и завершенность Божьего творения. Но представьте если человек стал бы менять порядок цветов радуги, какому из них быть первым, а какому седьмым. Сможет ли он это сделать? Поменяется ли радуга? Нет! Радуга останется такой, как была всегда, какой сотворил ее Творец, не зависимо от того, что будут считать люди. Точно так же, дела обстоят и в отношении субботы. Как бы человек не пытался изменить счет дней, суббота по прежнему остается седьмым днем недели, потому что такой сотворил ее Господь, а изменить Самого Господа никому не удастся.