Каждому человеку рано или поздно придется пересечь порог своей земной жизни. А прежде доведется пережить боль разлуки с кем-то из самых дорогих сердцу людей, проводив его в последний путь.
Какое значение вкладывается в это печальное словосочетание? С одной стороны, последний – значит безвозвратный, раз и навсегда подводящий черту пройденному. Но, с другой стороны, путь – это обязательно движение к определенной цели. Например, с «последним звонком» пересекая жизненный рубеж, школьник навсегда оставляет позади себя необъятный мир, воспоминания о котором будут согревать его, может быть, на протяжении всей последующей жизни. Но путь не окончен, наступает новый этап, и все́ теперь в этой новой взрослой жизни будет зависеть от основ, усвоенных им в детстве. Если у человека есть путь, стало быть, должна быть и цель, и чтобы ее достичь, необходимо приложить усилие. Таким образом, «последний путь» – это окончательный переход человека в иное бытие, в Вечность. И состояние там, за рамками нашего мира, также будет зависеть от того, как мы взрастили свою душу здесь, к чему вела нас по жизни свобода выбора: к добру или ко злу. В детстве, все мы без исключения, узнав о смерти или столкнувшись с ней, не можем в полной мере представить себе, что нас когда-нибудь тоже не станет. И это ощущение остается с человеком на всю жизнь. Он живет в своеобразном противоречии: с одной стороны достоверно знает, что ему должно умереть, а с другой – не верит в то, что его не станет, в то, что его самосознание, преисполненное жизни, исчезнет, навсегда провалившись в мрачную пустоту.
Душа, сотворенная Богом для Вечной Жизни, не может вместить в себя ощущение смерти и небытия. Это общечеловеческая интуиция, именно поэтому любая религия рассматривает смерть как переход души в Новую Жизнь, объективно существующую. Или даже как Рождение в Жизнь Вечную. У некоторых древних народов даже существовала символическая традиция хоронить своих близких в положении утробного младенца. Земля словно материнское лоно принимает тело новорожденного, а его душа отправляется к своему Создателю.
Но не только душа человека станет жить вечно, наступит время, в котором и тела всех «от века усопших» воскреснут, только уже в обновленном состоянии и воссоединятся с душами. Об этом всеобщем воскресении и победе жизни над смертью свидетельствует окружающий нас мир: увядание природы зимой и ее весеннее пробуждение, произрастание новой жизни из мертвого семени, зарытого в земле, и многое другое дает нам надежду на то, что мы с нашими близкими снова будем вместе, и не только в Ином, невидимом нами мире, а в мире видимом и осязаемом – прекрасном и обновленном, в котором уже не будет места злу и смерти.
Но мы не знаем сроков этого дня, быть может, он наступит через сотни и тысячи лет, а что же сейчас? Сегодня? Что можно сказать человеку переживающему боль расставания? Пожалуй, ничего. Хочется в такие моменты просто крепко обнять человека и хоть чем-то помочь ему. Никакие наши слова не способны исцелить эту душевную рану. Но всегда рядом с нами есть Тот, Кто способен это сделать, Тот, Кто сотворил наши души, Тот, Кто призвал к Себе нашего близкого. Надо научиться всецело доверять Ему, помня, что Божественная любовь и мудрость значительно превосходит все наши понятия и представления об этом мире.
В Евангелии описывается замечательный эпизод. Некогда Христос проповедовал в одном доме при большом стечении народа – не было никакой возможности не то чтобы заи́ти, а даже протиснуться поближе ко входу. Кто-то хотел услышать Его слова, кто-то хотел обратиться к Нему в своих нуждах, бедах и болезнях – их было большинство. Но были и люди, которые пришли просить не о себе. Они принесли своего друга-страдальца – расслабленного, – парализованного, абсолютно обездвиженного. И столкнувшись, казалось бы, с непреодолимой преградой: очевидной невозможностью пробиться к Спасителю через толпу со своей ношей, они не развернулись, сказав: «мы сделали все, что могли», нет, эти люди были полны решимости идти до конца. Забравшись на крышу, они разбирают кровлю и спускают на веревках своего друга к ногам Христа. Поступок смелый и вызывающий, за такое на Востоке не только побить могли. Но Господь, видя их веру и любовь, исцеляет расслабленного, говоря ему: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Телесные болезни часто являются следствием греховной жизни. Но греховность – это прежде всего тяжелая болезнь души, приносящая внутренний разлад, опустошение и муки душевные, и эта болезнь, к сожалению, не расстается с душой и по исходе ее из тела. Приобретенный в земной жизни недуг – болезненная склонность ко греху не даст ей покоя в Вечности, не позволит насладиться радостной встречей со Христом, подобно тому, как человек, всю жизнь просидевший в подземелье, ослепнет при встрече с солнечным светом. Но Бог любит каждого и желает спасения всем людям. И так же как и в евангельском эпизоде с расслабленным, помимо Божественной любви требуется деятельная надежда и дерзновение любящего человека. В этом и состоит цель молитвы за усопших.
Помогая своим близким, нам часто приходится кого-то просить за них. Если мы хотим помочь своему ребенку поступить в хороший ВУЗ, то, конечно же, постараемся наи́ти для него репетитора; если у кого-то из родственников возникают проблемы со здоровьем – мы постараемся наи́ти ему опытного врача или надежную клинику. Так же и в случае перехода в мир иной следует в первую очередь обратиться туда, где имеется большой опыт проводов людей в последний путь, а главное – огромный опыт молитвы за них, – в Церковь Христову. Но, конечно, в первую очередь Церковь призывает самого человека к подвигу молитвы – той самой деятельной любви и заботе о своем ближнем, которая способна, соединившись с любовью Христовой, восставить из глубин ада даже самую расслабленную земной греховной жизнью душу.
Молитва о наших усопших ближних, несомненно, нужна даже в том случае, если они вели самую безупречную жизнь. Ведь и в этом случае наша молитва – это то, в чем будет по-прежнему проявляться наша любовь, то, что станет соединять нас с ними и с Богом.
В первые века к приговоренным на казнь за веру во Христа мученикам обращались их друзья приблизительно со следующей просьбой: «Вы уже сегодня встретитесь и останетесь с Владыкой Христом, попросите Его и за нас». И они просили, и через них оставшиеся на земле получали от Бога просимое. Через эту непрекращающуюся связь и сложилась традиция молитвы не только к Богу, но и к Его святым, находящимся очень близко с Ним. Так же и наши усопшие ближние, если жизнь их проходила в служении Богу и людям, будут говорить Ему о нас, нельзя лишь оставлять память о них, предавать нашу любовь.
Если у вас умер близкий человек – необходимо договориться о его отпевании, которое совершается на третий день по смерти (включая сам день кончины). Конечно, лучше всего, чтобы этот чин был совершен священником, знавшим покойного, или же в том храме, где он имел друзей или знакомых. Если такой возможности не имеется, можно договориться об отпевании в любом православном храме. Чем больше неравнодушных людей будут молиться вместе с вами об усопшем, тем лучше для него и для вас. Было бы хорошо, оповещая родственников и друзей о смерти близкого, просить и их помолиться о его душе хотя бы самую малость. Есть добрая многовековая традиция раздачи милостыни в память об умершем.
И, конечно, для того чтобы вы смогли совершить главное, – решиться идти до конца в вашей любви к близкому человеку и продолжать с надеждой молиться за его душу, – вам потребуется Божественная помощь и укрепление. Необходимо прочитать Евангелие, подготовиться к исповеди и, очистив свою душу покаянием, причаститься Святых Христовых Таин. Ведь именно Таинство Причастия соединяет нас с Богом, именно через Причастие мы уже в этой земной жизни начинаем готовиться к встрече с Ним, готовиться к переходу, который всем нам предстоит совершить.
В этой книге – опыт существующей в Православной Церкви традиции частного поминовения человеком своих усопших ближних без священнослужителя дома или на кладбище. К каждому молитвенному последованию прилагается объяснение его значения и все необходимые комментарии.
Церковь предлагает чин поминовения, богословски и духовно осмысленный, составленный святыми на основе своего опыта молитвы. Тысячи лет люди, провожая своих усопших близких, обращаются к этому опыту, но на его основании мы должны прежде всего научиться молиться сами. Молитва будет искренней и деятельной только в том случае, если в ней будет участвовать наше сердце, если в ней будет выражаться наша любовь к ушедшим в мир иной. Да упокоит Господь их души в Своих Небесных Обителях!