Поскольку такие диагностические инструменты как опросники и анкеты непригодны для детей, в методике ПВИ-Д были использованы стандартизированные задания на выбор и упорядочивание карточек с изображенными на них персонажами мужского или женского пола. Испытуемым – детям от 4 лет – предлагается два набора карточек по 6 штук для каждого пола. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и половозрастной роли человека: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.
Методика позволяет оценивать следующие компоненты половозрастной идентификации ребенка:
1. Понимание своего половозрастного статуса;
2. Ориентацию в возрастных изменениях человека на протяжении жизненного пути;
3. Привлекательный для ребенка половозрастной образ (Я-идеальный);
4. Непривлекательный для ребенка половозрастной образ (Я-нежела тельный).
Стандартизация методики ПВИ-Д была проведена на 350 детей в возрасте от 4 до 12 лет, как здоровых, так и страдающих различными заболеваниями (Белопольская, 1995). Дополнительно были протестированы подростки от 11 до 14 лет с нормативным и сниженным интеллектом, а также подростки с девиантным поведением, всего 214 человек (Белопольская и др., 2007).
По результатам стандартизации методики ПВИ-Д можно утверждать, что дети с нормативным развитием к 9 годам способны адекватно выполнить задачу на половозрастную идентификацию по всем трем составляющим: самоидентификация, построение последовательности и выбор привлекательного и непривлекательного образа. К этому возрасту данная задача, как правило, воспринимается детьми как чисто когнитивная и не вызывает каких-либо трудностей.
Для детей и младших подростков характерны следующие параметры нормативного развития половозрастной идентификации:
1. Адекватная самоидентификация.
2. Построение почти полной (5 картинок без образов старости) или полной (с 8 лет) возрастной последовательности.
3. Желание оставаться в своей возрастной роли или быть старше на границе возрастных периодов.
4. Неприятие образов старости и младенчества.
В то же время, резюмирую наши собственные результаты исследования, выполненные в рамках стандартизации методики ПВИ-Д, а также наблюдения других авторов, использовавших методику ПВИ-Д (Голик, Улькина, 2002; Дмитриева, Левицкая, 2007; Замалетдинова, 2005; Кочкина, 2007; Куртанова, 2006, 2009; Шевченко, 2008; Шорикова, Зверева, 2010), можно выделить следующие параметры нарушения половозрастной идентификации, обусловленные в основном умственной недостаточностью, психопатологическими, эмоциональными или поведенческими отклонениями:
1. Неадекватное определение своего возрастного или половозрастного статуса.
2. Неправильное построение полной возрастной последовательности.
3. Регрессивная тенденция при выборе привлекательных возрастных образов.
4. Негативное эмоциональное отношение к своим актуальным образам.
В исследовании на подростках (Белопольская и др., 2007) были выявлены расхождения между вербальными ответами на прямо заданные вопросы о наиболее привлекательном для них возрасте и теми выборами, которые делали испытуемые на невербальном материале (карточки с персонажами). Это касается как заданий на возрастную идентификацию, так и на определение половой принадлежности. Тем самым была показана полезность методики ПВИ-Д и для испытуемых более старшего возраста (подростки). Определенный (около 10) процент отклонений в половозрастной идентификации был зарегистрирован даже в группе, которая по всем оценочным параметрам (успеваемость, экспертные оценки педагогов и родителей) не считалась проблемной.
Анализ отдельных случаев нарушения половозрастной идентификации как в группах подростков с девиантным поведением, с умственной отсталостью (дебильность), так и у группе хорошо успевающих детей с примерным поведением, чаще всего выявлял определенные личностные и/или семейные обстоятельства, влияющие на их позитивные и негативные возрастные идентификации, как правило, неосознанные. Что же касается половой идентификации, то методика ПВИ-Д выявила около 5 % случаев латентной тенденции к идентификации с противоположным полом разной степени выраженности, имеющие под собой как социально-психологические, так и, по большей степени, биологические (генетические, гормональные) причины. Все это свидетельствует о том, что задачи на идентификацию, включенные в ПВИ-Д, наряду с когнитивным компонентом, затрагивают и эмоциональную сферу испытуемого, которая привносит в процесс решения аффективные реакции и оказывает определенное влияние на выборы половозрастных образов, особенно привлекательных или непривлекательных.
Все это позволило сделать вывод, что методика ПВИ-Д является инструментом, который не только позволяет дифференцировать разные психопатологические нарушения у детей и младших подростков, но и может быть также использован для выявления острых и хронических отклонений в процессах самоидентификации у лиц, не страдающих серьезными психическими болезнями. Более того, попытки применения методики ПВИ-Д для исследования самосознания старших подростков и взрослых убедили нас в ее принципиальной пригодности для диагностики идентификационных процессов и у этой возрастной категории людей. Однако применительно к взрослому контингенту встал вопрос модификации методики с целью повышения провокативности стимульного материала, эмоциональной вовлеченности испытуемых в выполнение тестовых заданий и увеличения числа градаций возрастной шкалы. Модифицированный вариант методики, предназначенный для подростков и взрослых, получил аббревиатуру ПВИ-ПВ.