Глава 2 Законодательство по природопользованию, землепользованию и охране окружающей среды

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 36, 42, 58 Конституции РФ).

Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (ст. 262 ГК РФ).

Право природопользования

Как говорилось во введении, право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для ведения хозяйственной деятельности и удовлетворения экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства и определяющих модель поведения субъектов природопользования.

Указанные выше виды природопользования можно подразделить на подвиды. Например, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т. д.; лес – для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра – для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животный мир – для охоты, рыболовства и т. д.

В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют общее и специальное природопользование.

Общее природопользование осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения личных потребностей. Таково, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Общее природопользование осуществляется на основании общих принципов гражданского права, и для этого не требуется какого-либо особого юридического оформления.

Специальное природопользование осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для достижения предпринимательских целей, требует особого разрешения (договора, лицензии) от государственных органов, оформления иных правоустанавливающих документов.

Правила и порядок пользования каждым видом природных ресурсов регулируются соответствующим законодательством.

Использование атмосферного воздуха

Порядок пользования атмосферным воздухом устанавливается Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 30.12.2008).

Закон определяет общие положения в области охраны воздуха и регулирует вопросы, связанные:

♦ с управлением и организацией деятельности в области охраны атмосферного воздуха;

♦ государственным учетом вредного воздействия на воздух и регистрацией источников загрязнения;

♦ контролем за охраной воздуха;

♦ экономическим механизмом охраны воздуха;

♦ обеспечением прав граждан и юридических лиц в регулируемой сфере;

♦ ответственностью за загрязнение воздуха;

♦ международным сотрудничеством в данной области.

Правила пользования земельными ресурсами

Основой земельного законодательства Российской Федерации являются Земельный кодекс от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и федеральные законы:

♦ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»;

♦ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

♦ от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»;

♦ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости»;

♦ от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

♦ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»;

♦ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Правила землепользования, кроме того, регулируются Гражданским, Лесным и Водным кодексами, множеством других федеральных законов, подзаконных актов, а также региональным законодательством (см. приложение 4).

Подробнее порядок и правила землепользования будут рассмотрены в других главах книги.

Как упоминалось ранее, земельное законодательство Российской Федерации постоянно изменяется. Поправки в него вносятся практически каждый квартал. Так, с момента принятия Земельного кодекса в него было внесено более 30 дополнений и изменений, в том числе: в 2004 г. – пять, в 2005 г. – четыре, в 2006 г. – восемь, в 2007 г. – шесть, в 2008 г. – шесть, в 2009 г. – три.

Конечно, законодательство – живая развивающаяся система, но может быть, законодателям стоит думать чуть подольше, прежде чем принимать решение о внесении в него очередной поправки? Земля – основа жизни и деятельности населения. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:

♦ предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

♦ обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 ЗК РФ).

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, перечисленные в ст. 13 ЗК РФ.

В Российской Федерации осуществляется постоянный государственный мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Цели и задачи государственного мониторинга земель определены ст. 67 ЗК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель. Названное положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации, являющегося частью государственного мониторинга окружающей среды.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 71–73 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 833 утверждено Положение о государственном земельном контроле. Названное Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Приказом Госстроя России от 2 августа 1999 г. № 18 утверждена Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях.

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред (ст. 74 ЗК РФ).

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами (ст. 75 ЗК РФ).

Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ст. 76 ЗК РФ).

Правила пользования недрами

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр территории Российской Федерации, а также в связи с использованием торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер, регулирует Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 17.07.2009).

Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Указанный Закон действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий (ст. 1 и 1.1)1.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ст. 1.2).

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право:

♦ по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;

♦ строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м;

♦ устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19).

Постановлением правительства Московской области от 2 декабря 2009 г. № 1061/51 утвержден Порядок добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Московской области.

Правила пользования лесными ресурсами

Пользование лесными ресурсами регулируется лесным законодательством, которое состоит из Лесного кодекса от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 24.07.2009), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Понятие леса

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с установленным порядком.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом (ст. 5–9)[3].

Правила пребывания граждан в лесах

Правила пребывания граждан в лесах устанавливает ст. 11 Лесного кодекса.

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (п. 1 ст. 11).

К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы (п. 2 ст. 32).

Порядок заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ (п. 4 ст. 32). Ограничение заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд может устанавливаться в соответствии со ст. 27 ЛК РФ.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами (п. 2 ст. 11).

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417, определены действия, которые запрещается производить в лесах в период пожароопасного сезона; установлены обязанности юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов; закреплены требования пожарной безопасности в лесах при проведении хозяйственных работ.

Граждане РФ, пребывая в лесах, должны соблюдать общие требования пожарной безопасности, а в случае обнаружения пожаров немедленно уведомлять об этом уполномоченные органы, принимать меры по тушению пожара своими силами до прибытия сил пожаротушения и оказывать содействие уполномоченным органам при тушении лесных пожаров.

Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414, определены цели и порядок организации мер санитарной безопасности в лесах.

Исходя из санитарных требований к использованию лесов установлены действия, которые запрещается осуществлять в лесах (загрязнение почвы, уничтожение мест обитания животных, загрязнение лесов отходами и т. д.), и действия, которые необходимо совершать для обеспечения защиты лесов.

Правила лесовосстановления утверждены приказом Минприроды РФ от 16 июля 2007 г. № 183.

Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов и их полезных функций. При этом в лесах, поврежденных промышленными выбросами, рекреационными нагрузками, вредными организмами и иным негативным воздействием, лесовосстановление должно обеспечивать формирование лесных насаждений, устойчивых к указанным факторам повреждения.

Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.

♦ При естественном способе восстановления принимаются меры по содействию лесовосстановлению, в частности, путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т. п.

♦ Искусственное восстановление лесов предусматривает создание новых лесных культур (посадка сеянцев, саженцев, черенков или посев семян лесных растений).

♦ Комбинированное лесовосстановление сочетает в себе естественный и искусственный способы восстановления лесов.

Правила ухода за лесами утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. № 185.

Уход за лесами осуществляется путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

При уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста, направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям и экологической роли.

В указанных Правилах приведены особенности ухода за лесами различного целевого назначения: лесами, расположенными в водоохранных и защитных зонах, горными лесами и др.

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (п. 3 ст. 11).

Перечни (списки) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и исключенных из нее, утверждены приказом Минприроды РФ от 25 октября 2005 г. № 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)».

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 11).

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

♦ пожарной и санитарной безопасности в лесах;

♦ безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается (п. 5 и 6 ст. 11).

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире (п. 7 ст. 11).

Правила охоты в лесах регламентирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он закрепил такие виды охоты, как промысловая, любительская и спортивная. Предусмотрена также охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, акклиматизации и переселения охотничьих ресурсов, обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Любой из перечисленных видов охоты может осуществляться при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных случаев).

Определен правовой статус охотника, которому обязательно выдается охотничий билет. Сведения об указанных лицах и о выданных билетах заносятся в охотхозяйственный реестр. Для получения билета необходимо сдать охотничий минимум.

Для каждого региона установлен лимит на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных видов).

Земельные, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий можно арендовать на основании охотхо-зяйственных соглашений. Они заключаются на срок от 20 до 49 лет по результатам проведения аукционов.

Закон № 209-ФЗ вступил в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Законом «О животном мире», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, согласно ст. 241 ГК РФ в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом (п. 8 ст. 11).

Использование лесных ресурсов

Статьей 25 ЛК РФ установлены следующие виды использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Рассмотрим подробнее некоторые виды использования лесов.

Переработка древесины регулируется Правилами использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, утвержденными приказом Минприроды РФ от 10 мая 2007 г. № 123. В соответствии с ними для переработки древесины и иных лесных ресурсов лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в аренду.

При использовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов запрещено проведение работ и строительство сооружений, вызывающих нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков, захламление предоставленного лесного участка и прилегающих территорий строительным и бытовым мусором, отходами древесины и иными видами отходов, загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами.

Кроме того, установлен запрет на проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка.

Определены обязанности лесопользователей по очистке предоставленного лесного участка, восстановлению нарушенных производственной деятельностью дорог и гидромелиоративных сооружений, рекультивации нарушенных или загрязненных земель.

Использование лесов для ведения сельского хозяйства регулируется ст. 38 ЛК РФ и Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденными приказом Минприроды РФ от 10 мая 2007 г. № 124 (далее – Правила № 124).

Леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).

На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных ЗК РФ и ГК РФ.

Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Правилам № 124 для ведения сельского хозяйства лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование (бессрочное, безвозмездное срочное) или аренду. Использование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта РФ и лесохозяйственным регламентом лесничества. При этом использование лесных участков в указанных целях не должно препятствовать праву граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах.

В указанных Правилах предусмотрена возможность введения ограничений на использование лесов в сельскохозяйственных целях.

Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из установленных нормативов (ст. 30).

Согласно Правилам заготовки древесины, утвержденным приказом Минприроды РФ от 16 июля 2007 г. № 184, заготовка древесины осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды либо без предоставления лесного участка на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду.

Правилами установлены такие формы рубки лесных насаждений, как выборочная и сплошная рубка. Кроме того, в документе определен порядок применения различных видов рубки.

В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. Регламентирован порядок отвода и таксации лесосек.

Субъекты Федерации также могут принимать законы об использовании лесов на своей территории. Например, в Московской области действует Закон № 104/2007ЮЗ, который разрешает заготовку новогодних елок по договору с лесничеством с 15 ноября по 31 декабря включительно (см. примечание к ст. 7 указанного Закона).

Правила пользования водными ресурсами

Водное законодательство состоит из Водного кодекса от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. от 24.07.2009), указов Президента РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 2)1.

Водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом (ст. 4 ВК).

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

♦ моря или их отдельные части;

♦ водотоки (реки, ручьи, каналы);

♦ водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

♦ болота;

♦ природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

♦ ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется:

♦ для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива;

♦ реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемного-летнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

♦ пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;

♦ болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К подземным водным объектам относятся:

♦ бассейны подземных вод;

♦ водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах (ст. 5).

Водные объекты общего пользования

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь к ним доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах (см. постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 769).

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Информация об ограничении водопользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км: ее ширина составляет 5 м.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ст. 6).

Право собственности на водные объекты

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 ВК РФ.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, находятся соответственно в собственности владельца этого участка. Право собственности на водный объект прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Водные объекты (пруд, обводненный карьер), указанные выше, могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера (ст. 8).

Предоставление водных объектов в пользование

Водные объекты могут предоставляться в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 11).

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, в случае если водный объект используется:

♦ для судоходства (в том числе морского), плавания маломерных судов;

♦ воспроизводства водных биологических ресурсов;

♦ проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

♦ рыболовства, рыбоводства, охоты;

♦ осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

♦ полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

♦ купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со ст. 6 Водного кодекса (п. 3 ст. 11).

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (см. Административный регламент по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования, утвержденный приказом Минприроды РФ от 26 декабря 2008 г. № 347, а также Административный регламент по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденный приказом Минприроды РФ от 22 декабря 2008 г. № 340).

Основные требования к охране водных объектов

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами (ст. 55).

Охрана подземных водных объектов

На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды (ст. 59).

Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

♦ до 10 км – в размере 50 м;

♦ от 10 до 50 км – в размере 100 м;

♦ от 50 км и более – в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет: 30 м – для обратного или нулевого уклона, 40 м – для уклона до 3° и 50 м – для уклона 3° и более.

Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м.

Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

В границах водоохранных зон запрещаются:

♦ использование сточных вод для удобрения почв;

Загрузка...