Предисловие

«Однажды к отшельнику пришёл странник и попросил наставить его на путь истины.

– Я знаю, что занимает твои мысли и крадет радость бытия, – сказал отшельник. – Всю свою жизнь ты ищешь совершенства в людях и, не находя его, не можешь обрести покой. Но я знаю лекарство от твоей болезни. В общении с каждым следует искать лишь то, что тебе по душе, дополняя качества одного чертами другого и свойствами третьего. Тогда в дюжине мужчин ты сможешь обрести хорошего друга, а в дюжине женщин – великую любовь».

О сочетании стилей и методов в Ци-Гун

Стилей Ци-Гун так же много, как стилей У-Шу, т. е. многие сотни [3], [7], [9], [17–19], [22], [24–26], [28]. При этом каждый старинный, традиционный Ци-Гун представляет собой несомненную ценность.

В современном Китае наибольшей популярностью (легко проверить по количеству ссылок в Интернете) пользуются четыре стиля, современные модификации которых пропагандируются и преподаются Всекитайской Ассоциацией Оздоровительного Ци-Гун:

– Восемь кусков парчи;

– Игры пяти зверей;

– Развитие мышц и сухожилий;

– Шесть целительных звуков.


Набор полный, на любой вкус. Казалось бы, каков смысл в описании еще одного стиля, не столь широко известного. Причина в том, что Ци-Гун «Красный цветок» имеет следующие особенности.


1. Простота

Существуют стили Ци-Гун высшего уровня, главное в которых работа ума, формирование мыслеобразов, наблюдение за движением энергии и т. п. В принципе, человек, освоивший такой Ци-Гун, ни в каких других стилях не нуждается, потому что обычно в школе такого уровня все есть. По большому счету, это Путь. Однако, это всегда сложно, почти никогда сразу не получается, требует для освоения длительного времени и огромного регулярного труда. В связи с этим количество людей, готовых пойти на такие усилия ради эфемерного результата, обычно невелико.

Предлагаемый же стиль крайне прост. Никаких сложных образов, не требуется что-то представлять или попытаться увидеть. Все описывается схематично и просто, например: «корпус вертикально, стопы параллельны друг другу и находятся на ширине плеч, предплечья параллельны друг другу и лежат в плоскости параллельной полу. Ладони также параллельны полу. Точки Лао-Кун расположены над точками Юн-Цюань. Живот не выпячивается. Ноги согнуты так, чтобы вертикаль, опущенная из колена, упиралась в основание большого пальца ноги». Вот и все. Кроме горизонталей и вертикалей ничего нет.

И разница между таким Ци-Гун и Ци-Гун высшего уровня примерно такая же, как между черчением и рисованием. Чертить можно научить кого угодно. А научиться рисовать без врожденных способностей принципиально невозможно.


2. Сбалансированность Инь и Ян (статической и динамической нагрузок).

Каждая система имеет «склонность» к большему или меньшему количеству движения. От полной статики (сидячая медитация) до непрерывной изнурительной динамики (например, бег).

Избыток или недостаток чего-то всегда является демонстрацией нарушения закона соответствия Инь-Ян, закона настолько общего, что он был «позаимствован» даже для марксистско-ленинской философии (правда, там он назывался «закон борьбы и единства противоположностей»).

Согласно принципам Инь-Ян, день должен сменять ночь, лето – зиму, движение – покой и т. д. Это основополагающие принципы, невыполнение которых неминуемо приводит к катастрофе. Если говорить о человеческом теле, то слишком большая активность (Ян) в пределе приводит к смерти от переутомления, а слишком малое количество движения (Инь) – к гипокинезии, в пределе – к полной потере способности двигаться.

Явления эти были издревле известны и отражены в сказаниях разных народов:

– Излишек движения (избыточный Ян). Согласно легенде греческий воин по имени Фидиппид в 490 году до н. э. после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь и в полном вооружении, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин, он успел крикнуть: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» – и упал замертво.

– Излишек покоя (избыточный Инь). Это Илья-Муромец, сидевший «сиднем на печи тридцать лет» и сумевший встать только благодаря чудесному вмешательству калик перехожих.


С этой точки зрения «Красный Цветок», в котором статика сменяется динамикой, является системой совершенно естественной для человеческого тела. Вначале движение в виде подготовительных упражнений, затем стояние в столбе (включающее в себя «микродвижения» пальцев) и снова движение (завершающие упражнения).

Получается цикл, в котором движение переходит в полную неподвижность, в свою очередь снова сменяющуюся движением.


3. Полнота

В комплексе, несмотря на его простоту, сошлись следующие компоненты: подготовительные и заключительные упражнения, представляющие собой суставно-сухожильную гимнастику; столбовое стояние; пальцевый Ци-Гун; воинское применение подготовительных и заключительных упражнений. Таким образом «Красный цветок» имеет следующие «лепестки»:

Набор из 8 подготовительных упражнений, предназначенных, с одной стороны, для проработки суставов, сухожилий [26], для раскрытия энергетических каналов, а с другой – имеющих совершенно откровенное воинское применение. На более высоком уровне (и только с наставником) с помощью этих упражнений можно осваивать принципы Тай-Цзи-Цюань [5, 6], [21];

Столбовая работа [4] в виде столба простейшей формы с «высокой посадкой». Это позволяет применять его для занимающихся любого уровня подготовки: от пожилых и ослабленных людей до серьезно практикующих У-Шу. В качестве комментария отметим, что для последних он изначально и предполагался.

Пальцевый Ци-Гун [17], чрезвычайно органично «вписанный» в процесс столбового стояния и резко ускоряющий процесс очистки энергетических каналов и накопления энергии;

Набор из 7 завершающих упражнений, функция которых в том, чтобы правильно распределить по телу энергию, накопленную за время стояния столбом, а также (по аналогии с 8 подготовительными упражнениями) имеющих явное воинское применение;

Массаж [16], [20] всего тела путем растирания и прохлопывания, завершающий процесс выполнения комплекса.



Каждая из этих компонент вполне проста и понятна. Сочетание же их дает полностью завершенный и элегантный многофункциональный комплекс. Получается «матрешка», внутри которой всегда можно найти что-то еще. Если же попытаться сохранить азиатский колорит, то в качестве зрительного аналога выступают китайские резные шары виртуозной работы, сработанные из цельного куска кости так, что внутри одного резного шара находятся другие резные шары. Изготовление подобной игрушки, которая так и называлась «шар в шаре», занимало около двух лет и распадалось на восемь операций, выполняемых восемью мастерами. Такие изделия делали в основном для европейцев, которые называли их «дьявольскими шарами» и привозили в прошлом веке из Кантонского порта.


Дополнительное достоинство методики в том, что можно делать не все сразу (хотя лучше выполнить завершенный цикл), а по частям, буквально по одному движению. Например, отрабатывать воинское применение каждого подготовительного упражнения.

Удобно и то, что переход от воинского к оздоровительному Ци-Гун совершается очень просто. Достаточно не показывать практического применения предварительных и заключительных упражнений и никто (кроме тех, кто это и без того знает) не догадается о воинских корнях этого Ци-Гун.


4. «Честность»

Под словом «честный» подразумевается построение по типу «что на витрине, то и в магазине». Например, воинские системы вроде дзюдо и карате можно условно назвать «честными». Там все видно, все можно повторить, просто скопировать, практически не получая устных указаний от учителя. Вполне достаточно слов «правильно», «не правильно», «вот так надо».

В этом смысле «честной» можно считать систему, показывая которую трудно что-то утаить, которую можно получить у азиатского мастера, не зная его языка и без переводчика.

Существуют, однако, системы, которые условно можно назвать «лицемерными». К таким системам можно отнести любую внутреннюю систему У-Шу, например Тай-Цзи-Цюань. Не зная ее скрытых принципов, невозможно никоим образом ее не только изучить, но даже хоть как-то понять. Она кажется мягкой, но на самом деле жестче некуда. Кажется медленной, но в действительности, чем медленнее, тем быстрее. Кажется плавной, но при необходимости взрывается, мгновенно и без перехода становясь предельно резкой. Что касается воинского применения, то здесь «лицемерие» достигает предела. Оздоровительная система для «лиц пожилого возраста», состоящая из расслабленных и мягких движений, превращается в систему, потрясающую своей рациональной скупостью, эффективностью и жесткостью.


Если вернуться к нашему Ци-Гун «Красный цветок», то его «честность» состоит в том, что в нем все очевидно. Чтобы система заработала, достаточно принять правильную позицию и правильно выполнять предписанный набор движений. Для полноты и правдивости картины отметим, что принять правильную позу совсем не просто (обычно мастер просто руками правит позицию ученика) и тем более не просто создать правильное движение.


5. Быстрота достижения ощутимых результатов

Согласно представлениям китайской медицины открытие восьми «чудесных» каналов происходит только у практикующих Ци-Гун. Считается, что для этого требуется от трех до шести месяцев (это при идеальных условиях, на самом деле намного дольше). Используя метод опускания пальцев, это можно сделать за один-два месяца. В это трудно поверить, т. к. всем практикующим Ци-Гун хорошо известно, что понятия «быстро» и Ци-Гун несовместимы. Однако характерной чертой этого вида Ци-Гун является именно то, что он действительно начинает работать быстро. Это не годы (стандартное время для серьезных практик), а месяцы, иногда даже недели.

Вообще, в стиле Тун-Бэй-Цюань, к которому «приписан» этот Ци-Гун, эффективность обучения считается одной из важнейших составляющих эффективности самого стиля. В частности в этом стиле У-шу есть еще несколько жемчужин столь же высокого класса:


– Система «оживления тела»;

– Мягкая набивка рук, представляющая собой что-то среднее между оздоровительным массажем и пальцевым Ци-Гун;

– Простейший (всего одно движение) Ци-Гун для запуска энергии по большому небесному кругу.

Характерные общие черты этих практик – их простота и сравнительно быстрый результат. Очевидно именно эти особенности и привели к тому, что даже в наши времена, когда открывается большинство древних методик, мастера Тун-Бэй-Цюань по-прежнему крайне неохотно расстаются с этими секретами.


6. Адаптированность к современному образу жизни

Стоять в столбе разрешается, глядя телевизор, что приводит в восторг западных людей. Причем, если считать, что рекомендованное время выполнения составляет примерно 40 минут, то получается, что выполнить комплекс можно за время просмотра одного эпизода любимого 500-серийного сериала.

Разумеется, лучше выполнять Ци-Гун так, как это было принято в древности, когда телевизора не было, а учителя были не столь снисходительны. Тем более, что эта версия воинского происхождения (Ци-Гун под названием «Метод опускания пальцев» (Бань-Чжи-Фа) [2], предназначенный для укрепления здоровья и продления жизни, был сделан из воинской версии путем значительного ее урезания), а учителя традиционного У-Шу никогда не были снисходительны.

Сопоставить эффективность обоих вариантов выполнения очень легко: один перед телевизором, второй – в уединении, на природе. Понятно, какой из них даст более яркие ощущения и, соответственно, лучший результат. Но и перед телевизором методика вполне будет работать.

Кроме того допускается сокращать время опускания пальцев с 2 минут до полуминуты. Казалось бы немного, но когда количество опусканий достигает десятка и более (как в некоторых методиках, описанных далее), экономия времени становится весьма заметной.


Обычно этот Ци-Гун целиком не преподается. Связано это с тем, что можно отдельно передать любую его часть и она останется весьма полезной, т. к. представляет собой завершенное целое, обладающее самостоятельной ценностью. Характерным примером является Метод опускания пальцев [2]. В нем описывается только пальцевый Ци-Гун и столб без работы с шаром энергии и способов, которые интенсифицируют формирование срединной Ци. Это, несомненно, прекрасный, весьма ценный и правильный метод, но с некоторыми недосказанностями, связанными с тем, что азиатские мастера прекрасно понимают действительную ценность «Красного цветка» и не торопятся передавать его в целостном виде.

Напомню однако: «Если великое Дао удастся выразить словами, то этих слов будет всего несколько, а цена им будет грош». Означает это, что самые секретные техники можно (при желании) пояснить всего несколькими словами, и слова эти будут простыми и понятными.

Загрузка...