Вся наша жизнь – это одно большое непрерывное кино, с той лишь разницей, что каждый сам в нём и актер, и зритель одновременно. Целеустремленные и волевые люди стараются ни на мгновение не упускать из рук главную роль, в то время как кто-то довольствуется мельканием на втором плане в массовке до самой смерти. У кого драма, у кого комедия, у кого приключения. Подавляющее число историй и вовсе попадает в разряд «ни о чем».
Представьте, что вы – главный герой, а вашу жизнь сейчас смотрят на большом экране. Как думаете, публике интересно? Смотрят внимательно с попкорном, ждут, что же дальше? А может уже все давно ушли по домам, потому что вы бездарь и неудачник, а ваш фильм скучен и банален?
Задумайтесь. Что вы сделали сегодня, чтобы ваша жизнь стала лучше? Куда вы идёте? Почему?
Сразу всех успокою, я не стану читать морали или кричать на каждой странице: «Верьте в себя!», «Визуализируйте!», «Берите и делайте!». Более того, сразу хочу спустить на землю тех, кто по умолчанию супер уверен, что прочитав книгу, он автоматом реинкарнирует из гусеницы в бабочку и полетит.
Не полетит.
Почему? Потому что потребуется минимум 177 дней, чтобы измениться. Я это прошел. Я знаю. Ещё нужно, чтобы вам улыбнулась удача. Мало всё сделать правильно, надо, чтобы ещё повезло. Чтобы случай не прошел мимо.
Но определенно он любит тех, кто живет в постоянном поиске, борьбе и движении, чем тех, кто лежит в апатии в канаве у телевизора.
На страницах вы встретите много сравнений и метафор с миром киноискусства. Даже если вы не владеете точными определениями, вы всё равно интуитивно уловите смысл.
Первый термин, который вы встретили в названии выше – предпродакшн, подготовка к съемкам.
Сейчас мы начнём готовить вас к перезапуску, для чего разберемся в слабых и сильных сторонах, определим типовые неудачи и проблемные места, спокойно и четко сформулируем цель и рассчитаем силы для броска. Отдельным пунктом я призываю вас ответственно подойти ко всем предлагаемым домашним заданиям, и не быть лодырем.
Перед тем, как начать перезапуск, давайте выявим типовые проблемы и покопаемся в их причинно-следственных связях.
Странно, что мы вообще стали опираться на продажу себя через резюме. Прошли те времена, когда в приоритете стоял индивид – уникальный кандидат, обещающий непредсказуемо высокий результат. Вместо этого, рынок смотрит инструкции по эксплуатации потенциальных средних работников (резюме) как на типовые наборы характеристик и свойств, для обеспечения среднего потокового КПД, с возможностью быстрой замены при поломке.
Это всё равно, что купить «среднюю» соковыжималку, с расчетом получить на выходе сок более-менее приемлемой консистенции. А яблоки (задачи/ресурсы) для обработки – предоставит босс.
Именно поэтому девушка-рекрутер со стороны работодателя, взаглот перемалывает тысячу абсолютно одинаковых резюме, иногда приглашая на встречу претендентов под исключительно личный каприз (похож на Паттисона, катается на «доске», номер телефона с тремя семёрками и пр.)
Всем скучно.
Разумеется, мы не берем в расчет экстра-вакансии типа «Гуру-маркетинга» или «Бога-продаж». Мы смотрим шире и объемнее. Кстати, а вы бы рискнули усами откликнуться своим CV на такие позиции?
Что же у нас получается?
Соискатель сочиняет максимально фантастическое резюме, на какое только способен, и наполняет его бессмысленными обрывками функциональных обязанностей из прошлых опытов. Поместив такую поделку на сайте о работе, сидит и ждёт его величество – приглашение на собеседование!
Дальше – не важно. К примеру, рекрутинг в крупные корпорации – это сегодня как пробы в контактный зоомузей. Высокий IQ пугает, наличие опыта воспринимается, как сигнал к переучиванию, а толстый чемодан заслуг – как хвастовство.
Самое время для всех нас стать внешне скромнее и проще, как во времена Петра I.
Если нынешнюю парадигму об отсутствии незаменимых людей утяжелить синдромом эмоционального выгорания специалистов, возрастными навязчивыми неврозами и отсутствием нормальных курсов переподготовки – получается совсем невесёлая картина. А ведь я обещал вас не грузить и не утомлять!
Так что не будем.
Давайте так, если в вышенапечатанном вы узнали себя, прямо сейчас отложите книгу и сделайте первые ремейк-шаги:
a.i.1.a.i.1. Впишите в резюме wish-теги про то, что вам сейчас интересно, в чем ваша истинная мотивация, например: хочу учиться ВЭД, хочу применять в работе английский язык и пр. Так вы повысите шанс найти должность с перспективой развития и обучения, а работодатель сэкономит на вашем энтузиазме.
a.i.1.a.i.2. Обозначьте ваши эксклюзивные преимущества: «быстрее всех пишу незаурядные продающие скрипты», «могу в краткие сроки реализовать весь неликвид со склада», «работаю с кассовыми машинами без инструкций» и пр. Покажите конкурентоспособную практическую пользу.
a.i.1.a.i.3. Помимо перечисленных достижений, озвучьте и некоторые неудачи – покажите, что вы живой человек, который иногда ошибался. Робот, признающий осечки – это трогательно и похвально одновременно.
a.i.1.a.i.4. Разбавьте описанную квалификацию признаками смекалки и сноровки. Вспомните историю Табаско: пока экономисты и маркетологи ломали голову, как поднять продажи – инженер из цеха по розливу соуса предложил поменять гвоздик и сделать отверстия в бутылочках шире.
a.i.1.a.i.5. Если по вашей фотографии нельзя однозначно сказать, что вы надежны, доброжелательны, интеллигентны, образованы и управляемы – значит нужно идти в студию и, как говорят кастинг-менеджеры – срочно перезаписываться.
Даже очень хорошее резюме может провисеть мёртвым кулем на холме вакансий целую вечность. Рецепт выхода из этого паралича невостребованности очень прост, но выписывается редко по причине всё той же лени соискателей. Ведь я не открою Гренландию, если спрошу вас – а скольким первоклассным работодателям вы сегодня позвонили сами? А что вы им сказали? А смогли ли вы продать себя?
Резюме, затерянное на окраине сети, само по себе никому не нужно.
Заявите о себе, о своих желаниях, свяжитесь лично с HR-службой, отправьте факс (целое событие для компании).
Независимо от красноречия в CV – вас всё равно в итоге будут смотреть живьём при встрече, задавать стрессовые вопросы, выявлять потенциал, прикидывать соответствие корпоративной культуре.
И как раз здесь кроется наиважнейший момент – кадровики делят людей на два типа: «люди-быть» и «люди-казаться». Резюме – это «казаться», собеседование – это «быть». Именно поэтому уже давно никого не злит и не раздражает, что более половины писанины о себе – халтура и враньё.
С первых ваших слов, кадровик начинает отделять возможное от маловероятного, правду от сомнений. В четырех случаях из пяти всё происходит как в плохом кино – содержание подменено зрелищностью, поэтому ни кассовых сборов, ни продюсерского интереса не последует – ни зарплаты, ни оффера (предложения).
И кстати, вы задумывались когда-нибудь о том, что резюме стало как бы предлогом к знакомству, чем-то наподобие коктейля: «Посмотрите, что я для вас «намешал», давайте пообщаемся».
Ищите личной встречи с теми, кто вам интересен. А если попросят ссылку на резюме – то вот оно, конечно же, намного лучше, чем у других, впрочем, как и у всех.
В юности мы хотели стать исследователями, победителями, новаторами. Куда ушёл с годами весь этот задор?
Покупая свою первую малогабаритную «полуторку» в ипотеку, заряжая офисный степплер, выбирая в киоске вариант с сосисками или бифидком на ужин, однажды мы вынужденно задаемся вопросом: «И вот об этом мы мечтали? Это наша судьба? А может это вообще конец?»
Дело не в том, что каждому человеку с пеленок не терпится получить всё и сразу. Дело даже не в амбициях.
Просто не всем дано быть успешными. Кто-то обязательно должен ползать посередине и ниже, чтобы остальные могли летать высоко. Это истина.