Хотите верьте, хотите нет, а дело было так….
Всю дорогу, или практически всю (за исключением последних двух лет), я прослужил на 671В проекте – ТОФ, Павловск (турбинистом, командиром реакторного отсека и т. д.).
Особенностью данного проекта есть то, что ПУ ГЭУ (впрочем как и пульт ЭЭС «Байкал») находятся в 5 отсеке. Центральный же во 2-м. Т. е. не как у стратегов, до нашего пульта начальству еще идти и идти надо. За это время тебя сто раз предупредят из энергетических отсеков: «Зам в корму!» или «Командир в корму!».
Справедливости ради надо отметить, что фактически, т. е. конструктивно ПУ ГЭУ находился в 4-м отсеке, но вход в него был из 5-го, рядом с пультом «Байкал» (нас, пультовиков, так и называли – «Забайкалье»).
Ну хватит технических и конструктивных отвлечений, к делу…
Не помню у нас это было или во втором экипаже (и там, и там я поморячил немало).
Ну так вот… На очередные моря пошел с нами, в составе других штабников, и дивизионный «комсомолец».
Пришел в дивизию он недавно, каплей, до этого служил где то на берегу – в общем, серый, как штаны пожарника.
И послали штабники этого бедолагу, пока они приканчивают в каюте наш запас сухого вина, проверять отсеки, ночью.
Пошел он, бедняга.
Как он добрался до 5-го, не знаю. Хотя там все время по прямой, да и матросы, дабы он не задерживался в отсеке, провожали, показывали дорогу и даже предупредительно переборочные двери открывали-закрывали.
Кто не знает устройства 671В проекта (впрочем как и 671РТМ – на других я не был), немного поясню. Сразу по входу из четвертого (турбинного) отсека направо – компрессор, налево – обратимый, далее трап на верхнюю палубу – где пульт «Байкал» и вход на ПУ ГЭУ.
Ну, в общем пришел комсомолец в 5-й, поднялся на «Байкал», поговорил там с л/с, и эти суки-электрики, сплавили его на ПУ ГЭУ. Сам бы то он ни в жисть не догадался к нам зайти! Спасибо хоть предупредили, что он идет…
Зашел он и к нам, поговорили о том, о сем… Пора бы ему и честь знать, да и у нас уже смена скоро. Он тоже, видимо, почувствовал, что пора и засобирался… Ну и…. в добрый, как говорится, путь….
Вышел он, мы начали готовиться к сдаче, принимать доклады, заполнять журналы и т. д.
Вдруг минут через 5–7 опять с «Байкала»: «К вам комсомолец!».
У нас небольшое недоумение: «Мол, что ему надо опять?». Но времени удивляться нет, надо дело делать, скоро смена.
Зашел он, посидел, опять какие то разговоры завел, но ведет себя несколько странно, неуверенно, что-ли… И как будто спросить что то хочет, но не решается… Посидел он на левом борту, потом посидел на правом борту – и все пытается заглянуть за мнемосхему (там у нас побортно узкие проходы, за мнемосхемой стоит УВО).
В общем странный какой то комсомолец попался…
Посидел он опять немного и опять вышел…
Через минут 10 опять доклад с «Байкала»: «К вам комсомолец!».
На ПУ ГЭУ сплошное – ?????????????????????? т. е. недоумение.
Комсомолец уже взмокший какой-то, глаза бегают, веко дергается – явно не в себе человек! И упорно хочет заглянуть за мнемосхему…
Что он там ищет???
И опять через довольно короткое время уходит с пульта.
И только когда с развода приходит наша смена, все выясняется…
Оказывается, когда бедный комсомолец в первый раз, по наводке электриков, пошел на ПУ ГЭУ, командир ЭТГ закрыл люк, ведущий на нижнюю палубу, через который комсомолец и появился у них на «Байкале». На закрытый люк постелил лист резины, поставил ящики с ЗИПом и посадил матроса заполнять какой-то формуляр или журнал.
Комсомолец вышел с ПУ ГЭУ и собирался пойти в нос, поспать. Но не тут то было. На корабле то он в первый раз! А дорогу обратно то не помнит! Как он сюда попал, по каким трапам поднимался и опускался? Хрен его знает! А спросить то стесняется – ведь моряк, целый каплей! А вокруг все упорно не обращают на него внимания, старательно (умный подумал бы, что через чур уж старательно) выполняют свои обязанности.
Вот и начал он сам выход искать.
На «Байкале» он все за щиты заглядывал, искал дорогу. У нас на пульте – за мнемосхему…
Так это и продолжалось бы, если бы в Центральном не закончился развод и очередная смена пошла на свои боевые посты. Иваныч, турбинист, начал подниматься на верхнюю палубу 5-го, и соответственно начал ломиться и материться в закрытый люк, что аж ящик с ЗИПом и матросом подпрыгивали…
Пришлось люк открыть, и комсомолец, быстрее лани, рванул вниз…
Больше он в корму не ходил.