Глава I. Без народной демократии нет ничего для народа

XX век был веком печали и радости, в котором произошли два события, определившие ход мировой истории и оказавшие большое влияние на будущее человечества: Октябрьская революция в России в 1917 году и распад СССР в 1991 году. Победа Октябрьской революции открыла новую эру в истории человечества. Распад СССР оставил самые богатые и глубокие уроки для строительства социализма в будущем. СССР, мировая сверхдержава, рухнул в одночасье; КПСС, которая привела Октябрьскую революцию к победе, находилась у власти 70 лет, имела 90-летнюю историю и насчитывала 20 миллионов членов, сменила власть в одночасье, и потом была уничтожена. Причины этого необъяснимы.

Историческая трагедия падения советской Коммунистической партии и распада страны привлекла большое внимание отечественных ученых и марксистов. За последние двадцать лет в отечественном научном сообществе были опубликованы тысячи научных статей и сотни академических монографий, в которых исследуется и анализируется историческая трагедия СССР.

Будучи основателем СССР, Ленин придерживался сильной демократической идеологии и очень тщательно проводил в жизнь демократический централизм. При Ленине РКП была полна демократического динамизма. К сожалению, Ленин умер в 1924 году, вскоре после создания СССР. После смерти Ленина Сталин стал верховным руководителем советской партии и государства, установив крайне централизованную социалистическую «сталинскую модель». Она характеризовалась несколькими особенностями.

Во-первых, партийная политика была заменена политикой вообще, и они не были разделены. После победы Октябрьской революции, во время Трехлетней войны 1918–1920 годов, органы власти в Советской России были несовершенны, поскольку только что захватили власть. Для укрепления руководства партия большевиков должна была отдавать прямые приказы, а партийные органы и лидеры напрямую решали вопросы, которые должны были находиться в ведении органов власти, создавая таким образом политическую систему, в которой партия брала на себя управление государством, и не было разделения между партией и правительством. Это противоречит традициям партийной политики. После окончания войны в 1921 году Ленин вскоре осознал недостатки системы партийной политики и отсутствие разделения между партией и правительством, и в 1922 году Ленин писал Центральному пленуму: «Обязанности партии (и ее центра) и Советской власти должны быть очень четко разграничены. Задача партии…… состоит в том, чтобы осуществлять общее руководство работой всех государственных органов, а не вмешиваться чрезмерно часто, нерегулярно и зачастую тривиально, как сейчас». Ленин видел недостатки институционального механизма партийного правления и отсутствие разделения между партией и правительством, но еще не нашел лучшего способа решения проблемы. После смерти Ленина эти поиски резко оборвались. Сталин построил иерархическую и мощную систему бюрократии, полную секретности и закрытости, где рядовые члены партии имели лишь право и обязанность выполнять приказы и были лишены даже минимального права на информацию. В 1941 году Сталин, будучи генеральным секретарем Коммунистической партии СССР, был также председателем Народного комитета и председателем Комитета обороны и единолично контролировал партию и правительство. При Сталине советская демократия была безжалостно растоптана. В последние годы жизни Сталин стал еще более авторитарным, а политика партии превратилась в политику двора.

Во-вторых, система назначения на должность и система сроков пребывания в должности для кадровых работников была несовершенна. Энгельс говорил, что кадры – это слуги народа. Поскольку они являются слугами народа, они должны быть выбраны народом. Однако в Советском Союзе слуги народа не избирались народом, а назначались начальством, а мнение рядовых членов партии и народа не играло большой роли, и демократии было мало. Сталин был генеральным секретарем партии пожизненно, а Брежнев занимал высший пост в течение 18 лет, до самой своей смерти. Из-за системы назначения сверху вниз власть чиновников исходила не от народа, а от вышестоящих органов. Таким образом, бюрократы, большие и маленькие, на всех уровнях, были подотчетны не народу, а только своему начальству, которое давало им власть и официальные должности. Со временем культура книжности, превосходства и отсутствия заслуг внутри советской Коммунистической партии стала широко распространенной, а бюрократия и догматизм проникли во все уголки советского общества.

В-третьих, система принятия решений была очень централизована. Устав Коммунистической партии СССР предусматривал, что при выработке партийной линии, руководящих принципов и политики члены партии должны обеспечивать свободу выражения своих взглядов. При Ленине демократическая жизнь советской Коммунистической партии была открытой и прозрачной, а демократический централизм был хорошо реализован. После прихода к власти Сталин подорвал эту систему, подавив выражение различных мнений членами партии и кадрами, и решения часто принимались несколькими людьми или даже одним человеком. Сталин также принял крайние меры для устранения политической оппозиции, ошибочно начав «чистки». В таком политическом климате кадры на всех уровнях держались в страхе и не осмеливались выражать свои различные взгляды. Доклады и решения съездов советской партии были подготовлены заранее и просто зачитывались по книге, все они якобы были мудрыми и великими решениями и, как обычно, встречались громом аплодисментов и единодушным одобрением. Иногда проводились обычные публичные комментарии и обсуждения, но все это было формальностью, не приносящей реальной пользы.

В-четвертых, кадры не контролировались по-настоящему. В начале существования СССР Ленин придавал большое значение контролю. В 1921 году Восьмой съезд РКП(б) принял решение о контрольном комитете, в котором четко указывалось, что контрольный комитет будет осуществлять свои полномочия совместно с партийным комитетом. Одиннадцатый съезд Коммунистической партии России (B.C.R.) также разработал Положение о центральной инспекционной работе, которое вновь предоставило Контрольной комиссии право проверять и опрашивать центральные органы – Центральный секретариат Коммунистической партии России, Организационное бюро, секретарей и министров. Судя по уставу, КПСС была в высшей степени демократической партией. Однако эти принципы и уставы не были хорошо реализованы на практике, а остались в подвешенном состоянии. Поскольку чиновники всей бюрократии не были избраны народом, контроль бюрократии со стороны бюрократии не мог быть очень эффективным. Дисциплинарный отдел, которому Ленин придавал большое значение, в руках Сталина был снова принижен, что свело параллельные отношения Контрольного комитета с Центральным комитетом к подчиненному статусу, в результате чего руководители партии и горстка ключевых кадров стали особыми членами партии и были оставлены в постоянном состоянии фактического игнорирования. В Советском Союзе не только широкие слои населения, но даже члены партии и партийные кадры не пользовались полными демократическими правами. Чиновники назначались сверху, а не избирались демократическим путем, и народный контроль за чиновниками на всех уровнях был напрасным.

СССР был очень проблематичным в своем политическом строительстве, и можно даже сказать, что он серьезно отошел от принципов социализма. До СССР социалистическое строительство имело только великую практику Парижской коммуны. Парижская коммуна стала событием мирового значения в попытке пролетариата свергнуть буржуазное правление и дала важный исторический опыт для последующего социалистического строительства. Маркс, Энгельс и Ленин придавали огромное значение историческому опыту Парижской коммуны. В своей книге «Государство и революция» Ленин подробно рассмотрел три исторических опыта Парижской коммуны: во-первых, всеобщее всенародное избрание государственных чиновников и возможность их смещения в любой момент; во-вторых, выплату государственным чиновникам только зарплат на уровне простых людей; в-третьих, полное использование контрольной власти масс. Ленин придавал большое значение демократии, и он создал принцип демократического централизма. При Ленине КПСС была полна демократии, различные мнения искренне уважались, а вся партия была полна жизненной силы и бодрости. Однако в условиях высокоцентрализованной политической системы, созданной Сталиным, ведущие кадры советской Коммунистической партии на всех уровнях не избирались, а назначались сверху вниз. Руководящие должности можно было занимать только вверх, но не вниз, и они были пожизненными, что со временем создавало бюрократическую клику.

СССР чрезмерно подчеркивал диктатуру пролетариата и пренебрегал пролетарской демократией. В частности, в 1930-х годах советские чистки расширились, и товарищи, замеченные в инакомыслии, были жестоко убиты, в результате чего КПСС сильно пострадала. Из-за деспотического политического климата все были в опасности, и многие товарищи по партии боялись выражать инакомыслие. В Советском Союзе остро не хватало политической демократии, и в некоторых отношениях она даже уступала западной. В результате западные капиталистические страны часто нападали на СССР как на тоталитарное государство и диктатуру, и найти убедительные доказательства этого было несложно. Такой образ СССР нанес серьезный ущерб репутации социалистических стран и лишил социализм той привлекательности и влияния, которых он заслуживает.

Энгельс отмечал, что наступление любого крупного события в истории является результатом «общего среднего, общей синергии». Причины распада советской Коммунистической партии были сложными, как внешними, так и внутренними, политическими и экономическими, идеологическими и культурными, этническими и религиозными, институциональными и обусловленными предательством лидеров, историческими и политическими. По мнению автора, самой решающей и фатальной причиной гибели советской Коммунистической партии и страны, и при этом наиболее критикуемой Западом, была неспособность создать в Советском Союзе действительно современную демократическую систему.

По мнению автора, СССР можно считать таким особым социалистическим государством: была достигнута система общественной собственности на средства производства и создана сильная общественная экономическая система, но не была создана народная демократия; не было разделения партии и правительства, преобладала личная диктатура, система назначений по доверенности и пожизненного назначения кадров, а народ и рядовые члены партии не пользовались действительно широкими и прочными демократическими правами. Все общество контролировалось советскими бюрократами. Советские коммунистические бюрократы контролировали все общественное производство от имени народа, но средства производства им не принадлежали. Поэтому советский социализм, по мнению некоторых исследователей, назывался бюрократическим социализмом. Социализм в Советском Союзе был особого рода переходным историческим этапом. Было два варианта будущего – темное и светлое. Мрачное будущее заключалось в том, что бюрократическая клика, контролировавшая все общественное производство, во имя реформ провела приватизацию, превратив принадлежащие народу богатства и средства производства в свою частную собственность, превратив себя из коммунистических бюрократов в капиталистов с миллионными состояниями и общество в целом – в бюрократическое капиталистическое общество. История СССР и Восточной Европы показывает, что вся бюрократическая клика имела врожденную тенденцию к приватизации и вступлению на капиталистический путь. Это то же самое, что и нынешние китайские правые бюрократы, которые отчаянно пытаются подкопаться под стены социализма и с особой хитростью проталкивают приватизацию. СССР и страны Восточной Европы пошли по этому мрачному пути. Другое будущее – народ восстанет и заставит бюрократическую клику вернуть власть народу, установить подлинную и прочную социалистическую демократию, осуществить экономическую демократию и политическую демократию, построить подлинный социализм. Это светлое будущее. К сожалению, народ СССР не выбрал это будущее, и все завоевания, достигнутые после Октябрьской революции, были утрачены.

Социализм – это общество, в котором люди являются хозяевами в своем доме. Без руководства народа нет настоящей демократии, а без настоящей демократии нет настоящего социализма. Пролетариат нуждается в демократии больше, чем буржуазия, а социализм нуждается в демократии больше, чем капиталистическое общество. Если демократия не установлена, и народ не допущен к управлению, им управляет бюрократия. Когда Хуан Яньпэй посетил Яньань в 1945 году, он серьезно сказал председателю Мао: «Я живу уже более 60 лет, и то, что я слышал, не говоря уже о том, что я видел своими глазами, это то, что она действительно поднимается и опускается. Многие единицы – личности, семьи, группы, места или даже страны – не выскочили из диктата циклического закона истории; истории, в которой были случаи политического пренебрежения, и евнухи становились успешными, и случаи, в которых люди умирали, и случаи, в которых люди искали славы и принимали позор. КПК, как я понял из прошлого, хочет найти новый выход из диктата исторического цикла». Председатель Мао ответил очень серьезно: «Мы нашли новый путь, мы можем выскочить из исторического цикла, и этот новый путь – демократия. Только когда большинству будет позволено контролировать правительство, правительство не посмеет ослабнуть; только когда каждый поднимется и возьмет на себя ответственность, правительство не будет уничтожено народом». Только когда власть действительно исходит от народа, народ будет играть мощную контролирующую роль. Только при развитии истинной демократии народ может восстать и взять власть в свои руки. Народ, и только народ, является самым верным и преданным защитником и поборником социализма. История говорит нам, что СССР не установил истинную демократию, не позволил народу контролировать правительство, не позволил народу подняться и взять на себя ответственность, и в результате партия умерла, а страна канула в лету менее чем за 70 лет.

Чтобы социалистические джунгли никогда не изменились, власть должна быть прочно в руках настоящих и хороших марксистов. Социалистическая власть не будет прочно находиться в руках марксистов без создания действительно широкой и здоровой демократической системы. Глаза масс проницательны, и действительно хорошие марксисты должны быть проверены народом и серьезно выбраны им через демократические формы. За 71 год существования СССР было семь верховных руководителей: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачев. Только Ленин и Сталин были великими и прекрасными марксистами. Это было проверено жестокой революционной войной. Хрущев – безрассудный и опрометчивый шахтер, предложивший так называемые «Партию для всех» и «Государство для всех», не обладал минимумом марксистского здравого смысла; Брежнев – бездарный и тщеславный административный бюрократ, наградивший себя более чем 30 медалями. После смерти Брежнева в 1980 году толпа людей, державших медали для него на похоронах, была длиной в несколько километров – чудо света. Андропов – человек хороших личных и интеллектуальных качеств, но со слабым здоровьем, умер менее чем через два года после того, как стал генеральным секретарем Коммунистической партии СССР. Черненко, смертельно больной человек, умер менее чем через год после того, как стал лидером советской Коммунистической партии, и провел свой единственный год почти на смертном одре. Горбачев продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал, и продолжал. Если бы члены советской Коммунистической партии и народ имели реальные, широкие и обоснованные демократические права, они никогда бы не выбрали ни безрассудного и опрометчивого Хрущева, ни посредственного, бездарного, полного тщеславия Брежнева. Возможно, Горбачев все еще обладает некоторой харизмой, но выдерживает ли его марксистский уровень огненные глаза народа? После создания СССР в верхах происходили политические потрясения и частые государственные перевороты, что свидетельствовало об отсутствии демократии и неадекватности демократической системы.

Режим, который правит от имени народа, но не позволяет народу пользоваться своими истинными демократическими правами и быть хозяином в собственном доме. Со временем люди увидят его первоначальный облик и в конце концов откажутся от него. Когда СССР распался в 1991 году, Коммунистической партии СССР, насчитывающей более 20 миллионов членов и являющейся мировой державой со славной 70-летней историей, некого было поднять на защиту, когда партия рухнула, а страна была разбита, низведена до уровня феодальной династии. Перед падением феодальной династии оставалось несколько умерших членов, но не в Советском Союзе. Это вызывает недоумение, но понять это несложно. В своей книге «Десятилетняя жертва советской коммунистической партии» Хуан Вэйчэн пишет: «КПСС была не только разгромлена реакционными силами внутри страны и за рубежом; она также была покинута рабочим классом и советским народом, который, как она всегда утверждала, она представляет. СССР был покинут как бюрократией, так и народом. Советская коммунистическая бюрократия, которая контролировала социальные ресурсы, управляла общественным производством, пользовалась привилегиями и жила жизнью эксплуататорского класса, по своей природе была склонна к историческому регрессу. Потому что, занимаясь приватизацией и превращая общественное в частное, эксплуататорский класс мог превратить средства производства и общественное богатство, контролируемое им, но не принадлежащее ему, в частную собственность, принадлежащую ему, которая может быть передана его детям и внукам. Его представители наслаждаются привилегиями, копаются в стенах социализма и жаждут его скорой смерти. Массы долгое время воспитывались двумя способами: с одной стороны, теоретически их учили превосходству социализма и тому, что социализм обязательно победит капитализм; с другой стороны, на практике они подвергались бюрократическому контролю и издевательствам, и даже не пользовались “ложной демократией” в плане политических прав, как на Западе. Все эти несправедливости привели к тому, что люди разуверились в социализме и стали стремиться к капитализму. Это, в сочетании с чрезмерным обманом и пропагандой, а также длительным ограничением идей, привело к общему отсутствию у людей способности мыслить самостоятельно, что неизбежно вызвало большую путаницу в их умах перед лицом огромных исторических перемен, а также отсутствие организации и сил для защиты социализма».

Социализм демократичен по своей природе, и неизбежно, что народ будет хозяином в своем доме. В историческом процессе постепенного продвижения от социализма к коммунизму народ будет пользоваться все более полной и широкой демократией. Как указывалось в Коммунистическом манифесте, «вместо того буржуазного общества, в котором существуют классы и классовые антагонизмы, существует такой союз, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Однако в процессе строительства социализма существует общая тенденция чрезмерно подчеркивать диктатуру пролетариата в ущерб демократии. Диктатура пролетариата и установление народной демократии по сути представляют собой одно и то же и являются диалектическими по своей природе. Диктатура пролетариата – это диктатура над эксплуататорскими классами и врагами народа при реальной и широкой демократии в народе. Только установив подлинную и повсеместную демократию, диктатура пролетариата обретет силу и станет настоящим «защитником» социалистического режима. Чем крепче народная демократия, тем сильнее будет диктатура пролетариата. Эта диалектическая взаимосвязь не должна быть трудной для понимания марксистами. Если не установить демократию и не позволить народу быть хозяином в своем доме, бюрократы станут хозяевами в своем доме, и результатом будет реставрация капиталистических сил, диктатура буржуазии над пролетариатом и ликвидация социалистического СССР капиталистическими Соединенными Штатами.

После основания Нового Китая Мао Цзэдун предпринял беспрецедентное исследование демократии. Он начал культурную революцию, создав Великое звучание, Великое освобождение, Великие характерные плакаты и Великие дебаты, беспрецедентное исследование демократии. Значение Культурной революции в истории идей выходит за рамки времени и пространства. XXI век смотрит на культурную революцию как на нечто большее, чем 20 век, а 22 век смотрит на культурную революцию как на нечто большее, чем XXI век. Культурная революция причинила вред многим хорошим товарищам, но направление ее было правильным, и мышление было правильным. Культурную революцию будут обсуждать и вспоминать как выдающееся произведение великого мыслителя Мао Цзэдуна. Только в XX веке некоторые люди проклинали культурную революцию, они были просто остатками старых идей старого общества. Они проклинали Культурную революцию, как если бы они были аристократами рабовладельческого общества, проклинающими Шан Яна, и маньчжурскими реликтами, проклинающими Сунь Ятсена. Председатель Мао был лидером Китая в XX веке, и у него, как у великого мыслителя и теоретика, не было компетентных и отличных учеников; председатель Мао остается лидером Китая в XXI веке, и у него будут отличные и компетентные ученики; председатель Мао идет с марксистами-ленинцами XXII века.

Стало почти общеизвестным, что нынешнее китайское общество жаждет демократии так же, как китайские крестьяне жаждали земли в 1920-х и 1930-х годах. Официальная коррупция в Китае наиболее ненавистна простым людям и стала больше, чем общество может терпеть. Я намеренно спрашивал многих людей, почему Китай так коррумпирован. Это были обычные люди, и примерно 95 или более процентов из них ответили бы, что это из-за нашей системы, в отличие от демократической системы, которая есть в Соединенных Штатах. В Китае в 1920-х и 1930-х годах тот, кто захватывал землю, захватывал ключ к революции, и оказалось, что это сделал Мао Цзэдун. В сегодняшнем Китае тот, кто захватывает демократию, захватывает историческую инициативу. Марксисты должны высоко держать знамя народной демократии. Если они не смогут точно уловить чаяния народа, то упустят возможности истории.

Китай обязательно будет двигаться в сторону демократии. Но только марксисты-ленинцы могут построить настоящую широкую и здравую демократию. Мы должны установить не только подлинную политическую демократию, но и подлинную экономическую демократию. Построение подлинной политической демократии означает введение подлинных демократических выборов, чтобы народ мог наслаждаться подлинной широкой и здоровой демократией, которая намного лучше капитализма; построение подлинной экономической демократии означает восстановление сильной и эффективной экономики государственного сектора, внедрение распределения по труду, осуществление принципов демократии в каждом аспекте управления предприятием и предоставление рабочим возможности быть хозяевами в своем доме в процессе труда.

Без народной демократии не будет ничего для народа. Если не установить демократию и не допустить народ к управлению, то управлять будут бюрократы, и в конечном итоге бюрократическая клика предаст дело социализма в целом. Это самый глубокий урок, который оставила гибель советской Коммунистической партии и страны. Советское государство распалось, советская партия умерла, но советские кадры сделали свои состояния и разбогатели на похоронах советской Коммунистической партии, превратившись в буржуазию с состоянием. Это центральный аспект изучения распада СССР, который заслуживает наибольшего внимания и размышлений!


Перевод Ли Чжожу и Чэнь Менжу

Загрузка...