Чтобы разобраться в технике построения финансовой модели, становиться профессиональным финансистом совсем не надо – мы говорили об этом в первой главе. Больше того, в этой книге, в последующих главах, будут даны пошаговые руководства по разработке финмоделей, практически по методу «делай раз – делай два»: такой метод позволяет быстрее получить и закрепить практический навык. Однако финансовая модель – это не цветок оригами, нельзя один раз сделать какой-то шаблон и в дальнейшем менять только цифры во входных данных. Если бы все было так просто, то это книги не существовало бы, а можно было только один раз сделать универсальный шаблон ФЭМ и уже всему миру с этим шаблоном работать.
Финансовая модель больше похожа на живой организм, который меняется в зависимости от изменившихся внешних условий:
решении открыть новое направление бизнеса;
решении закрыть какое-то из действующих направлений бизнеса;
резкое изменение законодательства;
изменение модели бизнеса (перевод части затрат на аутсорсинг, привлечение нового клиента с уникальным методом расчета выручки и т.п.);
смена требований акционеров или инвесторов к степени детализации модели и т. д.
А раз так, то специалисту финансового моделирования нужно иметь базовое понимание того, что именно он делает и почему. Тогда, при необходимости что-то изменить в уже существующей модели, он сможет это сделать легко и быстро, не прибегая к помощи интуиции или дорогостоящих внешних консультантов.
Вполне понимая и отдавая себе отчет в том, что изучение финансовой теории не является для большинства людей самым интересным времяпрепровождением, мы постараемся, во-первых, не нагружать читателя лишней информацией, а во-вторых, объяснять все максимально простым языком, чтобы любому неспециалисту было понятно, о чем речь.
Начнем с самых базовых вещей. Разберемся с терминологией, которая будет встречаться нам в процессе финансового моделирования.
Вы также сможете использовать этот раздел в качестве минисловаря в дальнейшем, при использовании этой книги.
Этот параграф появился, потому что слишком часто в среде предпринимателей-нефинансистов возникают недопонимания терминов «прибыль» и «доход». Поэтому самое главное, что из этого параграфа Вы должны вынести, понять и запомнить на всю жизнь, это:
ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА – РАСХОДЫ
А теперь, для лучшего закрепления материала, давайте с каждым из этих понятий разберемся немного подробнее, найдем общие черты и различия, которые позволят лучше их запомнить.
Основа деятельности любой организации – это продажи. Продавать фирма может как товары, так и услуги – это в любом случае будет называться продажей, либо одним из синонимов:
продажи, объем продаж (это все, что мы продаем, причем, это может являться как продажей товаров и услуг от основной деятельности, так и долгосрочных активов, например, зданий или оборудования);
сбыт (синоним продаж, использовавшийся во времена СССР – в целом, это то же самое, что и продажа);
реализация (это синоним продаж и сбыта, но, в основном, использующийся по отношению к рознице. Т.е. реализация – это продажа товаров и услуг в розницу);
оборот;
выручка от основной и инвестиционной деятельности (т.е. деньги, вырученные от продаж по основной и инвестиционной деятельности).
Обратите внимание на последний пункт: продажи – это только часть выручки. Дело в том, что выручка – это более общее понятие, которое включает, кроме продаж, еще такие виды поступлений:
общая стоимость полученных денежных подарков у благотворительной организации;
выручка от финансовой деятельности (например, размещение собственных акций и облигаций предприятия среди инвесторов).
Выручка может быть валовой и чистой.
Валовая выручка – это просто общая сумма денег, которая поступает в фирму за продажу товара или услуги.
Чистая выручка – это валовая выручка, уменьшенная на величину акцизов и налогов, включаемых в цену товара, например, НДС. Таким образом, самый распространенный пример:
ЧИСТАЯ ВЫРУЧКА = ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА – НДС.
Именно чистая выручка попадает в бухгалтерский отчет о прибылях и убытках.
Идем далее.
Выручка является одним из доходов фирмы, т.е. доход – это еще более общее понятие.
Фирма может получить доход не только от выручки, но и в других случаях:
если на счету или в кассе организации был остаток иностранной валюты, курс которой вырос, то организация получается внереализационный доход;
аналогично, если фирмой были приобретены ценные бумаги, например, акции или облигации, которые выросли в цене или по которым были выплачены дивиденды или купоны, то фирма получила доход, хотя выручки не было;
в общем случае, любая переоценка имущества предприятия в большую сторону приводит к получению дохода;
штрафы и пени, выставленные контрагентам (например, за нарушение условий договора) – это тоже доход;
иные доходы, не связанные с постоянной деятельностью фирмы (страховые возмещения, проценты по предоставленным займам другим организациям и доходы от размещенных в банке депозитов и т.д.).
Таким образом, все вышесказанное можно свести примерно в такую диаграмму, позволяющую оценить соотношения дохода, выручки и объема продаж:
Для чего вообще нужны эти показатели? Для двух целей одновременно:
во-первых, валовые показатели, такие, как общий объем продаж фирмы, важны для оценки ее размера и сравнения с другими фирмами (как внутри своей отрасли, так и за ее пределами);
во-вторых, с таких валовых показателей, как доход, начинается вся оценка, планирование и прогнозирование деятельности всего предприятия.
Но как предприниматель Вы отлично понимаете, что получение дохода невозможно без понесенных перед этим расходов.
Видов и классификаций расходов намного больше, чем доходов, поэтому очень подробно на каждой классификации мы не будем, чтобы не лишний раз не захламлять голову. Лучше, вспомним формулу прибыли:
ПРИБЫЛЬ = ДОХОДЫ – РАСХОДЫ,
и, с учетом того, что есть несколько разных видов прибыли, которыми оперируют в различных ситуациях, будем рассматривать те или иные виды расходов в связке с видом прибыли, который они позволяют вычислить.
Себестоимость – обычно самый обширный (как по сумме, так и по количеству составляющих) вид расходов фирмы. Это расходы, связанные непосредственно с производством и выпуском продукции фирмы. Без осуществления этих затрат невозможна основная деятельность фирмы в принципе.
Исходя из определения, и в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, состав себестоимости довольно обширен – от непосредственно материальных затрат на выпуск товаров до амортизации оборудования и общепроизводственных затрат. В то же время, в целях управленческого учета и, особенно, финансового моделирования, удобно в состав себестоимости включать только условно-переменные затраты, т.е. те, которые пропорционально связаны с объемом продаж. Таким образом, в себестоимость будем включать следующие расходы:
расходы на сырье и материалы для производства;
затраты на закупку товаров для перепродажи (в случае розничной и оптовой торговли);
топливо, электроэнергия и прочие энергетические ресурсы, связанные с основным производством;
зарплата основного производственного персонала, включая все налоги и социальные отчисления.
В итоге, вычитая из выручки от продаж товаров и услуг себестоимость, получаем валовую прибыль:
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ1 = ЧИСТАЯ ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ – СЕБЕСТОИМОСТЬ
Показатель валовой прибыли важен для оперативной оценки эффективности работы предприятия. Обязательно необходимо добиваться положительной валовой прибыли: если она становится отрицательной, значит, Вы не можете покрыть даже прямые расходы на изготовление товаров – это срочный сигнал о большой проблеме!
Идеально, если на своем предприятии Вы будете считать валовую прибыль в разрезе отдельных видов продукции – ведь иногда складывается ситуация (обычно при большой номенклатуре товаров и услуг и многочисленных изменений цен поставщиков), что по всему предприятию валовая прибыль положительная, но по каким-то товарам Вы работаете в убыток.
Но на валовой прибыли останавливаться не стоит – это лишь начало учета и анализа. Кроме прямой себестоимости, для работы предприятия, его производственной и торговой деятельности, нужно осуществлять дополнительные виды расходов:
зарплата управленческого персонала (включая налоги и социальные отчисления);
аренда торговых и офисных площадей;
аренда автомобилей, оборудования и прочих машин;
различные офисные издержки (канцтовары, корпоративные мероприятия и обучение и т.д.);
страховые взносы, банковские комиссии;
аутсорсинг (например, бухгалтерии и юридических услуг), оплата услуг профессиональных организаций и внешних специалистов и консультантов;
налоги и пошлины (кроме налога на прибыль!): налог на имущество, транспортный, земельный налог, экологические и прочие платежи, акцизы и т.д.;
прочие офисные, управленческие и коммерческие затраты, связанные с осуществлением постоянной деятельности организации.
Эту группу расходов можно назвать накладными или косвенными расходами – т.е. эти издержки не связаны напрямую с производством, но сама организация, тем не менее, несет эти затраты постоянно. В основном, все эти накладные расходы являются условно-постоянными, т.е. их размер довольно стабилен и не меняется пропорционально росту или уменьшению объемов продаж2.
Вычитая из валовой прибыли накладные расходы, получаем операционную прибыль:
ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ = ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ – НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ
Операционная прибыль является важным показателем для оценки эффективности операционной деятельности предприятия в целом, без учета прочих доходов и расходов, которые не являются обычными для организации. Если валовая прибыль положительная, а операционная отрицательная – значит, вероятно, дело в неэффективном управлении накладными расходами. Такое довольно часто встречается в фирмах, переживающих кризис на рынке: в «хорошие времена» раздулся штат не всегда нужных сотрудников, сформировался некий набор затрат, который был комфортным в «докризисное» время. А после спада продаж эти накладные расходы, являясь условно-постоянными, никак не среагировали на снижение выручки, продолжая съедать прибыль предприятия. В таких случаях нужно срочно предпринимать хоть и неприятные, но необходимые действия по оптимизации накладных расходов.
Когда мы обсуждали доходы предприятия, мы говорили о том, что выручка – это лишь часть возможных доходов фирмы – есть довольно большой список прочих доходов, не относящихся к продажам и выручке. Аналогично и с расходами: в процессе своей деятельности предприятие иногда несет различные расходы, не связанные напрямую с ее постоянной деятельностью. К таким расходам можно отнести, например:
убытки, связанные с колебаниями курсов валют;
убытки, связанные с колебаниями курсов акций, находящихся во владении предприятия;
любые убытки, связанные с переоценкой имущества предприятия;
штрафы и пени, выставленные контрагентами (например, оплата за простои при транспортировке и т.п.);
прочие и непредвиденные расходы и убытки (списание имущества после инвентаризации или в связи с пожаром, убытки, понесенные в связи со стихийными бедствиями и т.д.).
Прибавляя к операционной прибыли прочие доходы и вычитая прочие расходы, мы получаем один из самых обсуждаемых и популярных аналитических показателей: EBITDA (Earnings Before Interest, income Tax, Depreciation and Amortization – прибыль до вычета процентов по долгам, налога на прибыль и амортизации), или, как его иногда называют в российской практике, «грязная прибыль»:
EBITDA = ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ + ПРОЧИЕ ДОХОДЫ – ПРОЧИЕ РАСХОДЫ.
Этот показатель, в общем виде, показывает тот объем денег, которым фирма может распорядиться – заплатить проценты по долгам или, заплатив налог на прибыль, распределить на дивиденды. Иными словами, это те деньги, которые фирма генерирует внутри и которыми собственники могут распорядиться, направляя этот поток по своему усмотрению на те или иные нужды. За счет того, что из этой «грязной прибыли» не вычитается амортизация (которая не является денежной статьей расходов), показатель EBITDA, действительно, оказывается очень близок по своему значению к операционному денежному потоку, что очень часто хотят видеть инвесторы и владельцы бизнеса.
Несмотря на его многочисленную критику (в основном, как раз, из-за отсутствия в его расчете суммы амортизации3), этот показатель получил широкое распространение, особенно в среднем и крупном бизнесе и интересен во многих аспектах:
даже при наличии долгосрочных кредитов и займов, предприниматель и инвестор понимают, что долги будут погашены, поэтому хочется понимать, сколько денег фирма сможет генерировать после погашения долга;
с другой стороны, при принятии решении о выделении финансирования, банк или заимодатель хотят примерно оценить максимальный объем задолженности, который фирма сможет обслуживать, т.е. постоянно и без просрочек гасить проценты и тело задолженности;
при экспресс-оценке стоимости бизнеса часто используют коэффициенты (так называемые «мультипликаторы»), основанные на EBITDA: скажем, довольно стандартной является оценка бизнеса в 3—7 EBITDA (т.е. если годовая EBITDA=10 млн. руб., то бизнес ориентировочно может быть продан/куплен за 30—70 млн. руб.);
Наконец, вычитая из EBITDA амортизацию и стоимость долга (т.е. объем процентов по полученным кредитам и займам), получаем прибыль до налогообложения:
ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГА = EBITDA – АМОРТИЗАЦИЯ – ПРОЦЕНТЫ.
Собственно, именно этот показатель демонстрирует эффективность работы предприятия максимально полноценно: если прибыль до налога положительная, то дела в компании идут нормально. Если EBITDA положительная, а прибыль до налога – отрицательная, то возможны варианты:
Размер процентов, уплачиваемых по кредитам и займам, слишком велик. В этом случае, вероятно, следует рассмотреть возможность реструктуризации долга для снижения размера платежа. Необходимо эту возможность рассматривать в связке со сроком погашения долга и сроком полезного использования долгосрочных активов (машин, оборудования, зданий): если сроки практически равны, то реструктуризация, скорее всего, необходима.
Применяется ускоренная амортизация. В этом случае отрицательная прибыль (убыток) до налогообложения не свидетельствует о серьезных проблемах, а является чисто «техническим» результатом.
Уровень EBITDA не достаточен, чтобы одновременно обслужить долг и окупить инвестиции в долгосрочные активы. В этом случае, хотя денежный поток может быть даже положительным, а кассовые разрывы могут отсутствовать, такая ситуация может стать проблемой для предприятия в долгосрочной перспективе: когда машины, оборудование и здания уже будут изношены и морально устареют, у предприятия не будет возможности их обновить.
И наконец, вычитая из прибыли до налогообложения сумму налога на прибыль (при его наличии), получаем чистую прибыль организации:
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ = ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГА – НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ.
Этот показатель является окончательным измерением качества работы предприятия с точки зрения ее владельца, подведением итогов за определенный период (отчетный период) времени.
Чистую прибыль далее можно использовать по двум основным направлениям:
распределить между акционерами (владельцами) бизнеса;
оставить в компании, чтобы обеспечить ее дальнейшее развитие (т.к. это дешевле, чем привлекать внешнее финансирование).
В последнем случае, прибыль называется «нераспределенной» и отражается в балансе предприятия по одноименной статье (нераспределенная прибыль).
Начнем с базовых вещей. Вы наверняка слышали про «принцип двойной записи», но, скорее всего, считали, что это что-то сложное для понимания? Совсем нет. Главное – понять его суть, основу: нам необходимо знать не только, какое имущество у фирмы есть, но и откуда оно взялось. Поясним на примере.
Вот так выглядит типичный (упрощенный) бухгалтерский баланс:
Активы – это имущество фирмы: либо деньги, либо то, что потенциально мы можем поменять на деньги.
Пассивы – это источники формирования активов: т.е. откуда, за чей счет появилось это имущество.
Отсюда понятно, почему сумма активов всегда равна сумме пассивов (и называется «валюта баланса»): любое имущество имеет источник происхождения. В общем и целом, пассивы – это долги: либо перед владельцами фирмы, либо перед прочими кредиторами (банками, поставщиками и т.д.).
Например, при создании фирмы был сформирован ее уставный капитал – 10 000 руб. Эти деньги были внесены предпринимателем на расчетный счет. Таким образом, актив и пассив увеличились с нуля и стали равны 10 000 руб.
Далее предприниматель взял кредит (краткосрочный) на 10 млн. руб. и купил на эти деньги, скажем, патент на какую-то технологию. Актив (нематериальные активы) и пассив (краткосрочные кредиты) увеличились на 10 млн. руб.
При некоторых операциях валюта баланса не увеличивается и не уменьшается: например, на счету были деньги в размере 10 тыс. руб., на них был приобретен компьютер. Один актив (денежные средства) перешел в другой актив (основные средства), а общая сумма активов не поменялась.
Немного усложним. Предприниматель получил от поставщика товар на 1 млн. руб., за который, по условиям договора, должен заплатить через 60 дней. Образовался актив (сырье и материалы) и пассив (кредиторская задолженность): предприниматель профинансировал свою деятельность за счет своего поставщика.
После этого продал товар покупателю за 1,5 млн. руб. с отсрочкой платежа в 30 дней. Образовался актив (дебиторская задолженность) на 1,5 млн. руб., уменьшился остаток товаров на 1 млн. руб. и увеличился пассив (прибыль) на 0,5 млн. руб4. Т.е. частично один актив перешел в другой (товар в дебиторскую задолженность в размере 1 млн. руб.), и частично – возросла валюта баланса, из-за увеличения пассива и актива (прибыли и дебиторской задолженности) на 0,5 млн. руб.
То, что произошло в примере выше, очень показательно: предприниматель теперь должен поставщику 1 миллион, предпринимателю должен клиент 1,5 миллиона. Никто никому денег не заплатил (и пока еще неизвестно, заплатит ли!), а прибыль уже образовалась. На этой теме остановимся подробнее.
Кроме баланса в классике бухгалтерского и управленческого учета (во всем мире!) существуют еще отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках.
В отчете о движении денежных средств фиксируются реальные приходы и расходы денег (только денег!) на расчетных счетах и в кассе фирмы. Пришли деньги на расчетный счет – отразили приток денег. Заплатили кому-то из кассы – отразили отток денег. Все максимально понятно и прозрачно.
Отчет о прибылях и убытках – это документ о возникших долгах и «бумажных» доходах и расходах. Как в примере выше – на бумаге (в отчете о прибылях и убытках) прибыль есть, а реально денег нет (и нечего отражать в отчете о движении денежных средств.
Отчет о движении денежных средств понять очень легко:
У фирмы есть притоки и оттоки по трем видам деятельности:
Операционная. Притоки по операционной деятельности – это поступления от покупателей и прочие внереализационные доходы (страховые возмещения, штрафы и пени, полученные от покупателей и т.д.). Оттоки по операционной деятельности – это все текущие, ежедневные расходы: закупка сырья и материалов, оплата труда, налоги и т. д.
Инвестиционная. Притоки и оттоки по инвестиционной деятельности – это расходы и доходы, связанные с покупкой и продажей долгосрочных активов (вложения в здания, сооружения, оборудование и прочие активы, которые будут использоваться много лет). Также в инвестиционную деятельность включают покупку и продажу активов, связанных с инвестиционной деятельностью – акций, облигаций, валюты, вложения в банковские депозиты и т. д.
Финансовая. Притоки по финансовой деятельности – это все деньги, которые поступают в фирму для финансирования инвестиционной и операционной деятельности (вложения акционеров и владельцев фирмы, займы и кредиты). Оттоки – это возврат выданных займов и кредитов, процентов по ним, а также выплата дивидендов.
Всё. Больше ничего в отчете о движении денежных средств нет (можно только детализировать все эти притоки и оттоки и рассчитать финансовые коэффициенты). Хотя типичными ошибками являются попытки включить в отчет ДДС:
сумму накопленной перед кем-то задолженности;
отразить где-то нераспределенную прибыль;
отразить амортизацию;
отрицательный остаток на счету и в кассе воспринять как убыток (хотя отрицательных остатков денег быть не может! У Вас в кассе не может быть «-100 тыс. руб.»! Минимум ноль!);
отразить неденежные статьи доходов и расходов (имущество, переданное или полученное по бартеру, доходы или убыток от переоценки имущества, и т.д.).
Отчет о прибылях и убытках – немного более сложный документ: он рассказывает историю о том, что происходило с активами и пассивами (обязательствами, долгами) компании за какой-то отрезок времени.
Каким образом рассчитываются строки в отчете о прибылях и убытках мы рассмотрели в предыдущем параграфе.
Главное, что нужно понять, это то, что, в отличие от отчета о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках не связан с реальным движением денег. Как было показано в примере выше, фирма может за какой-то промежуток времени получить прибыль (или убыток), хотя реально ни копейки не пришло на счет и не ушло со счета или из кассы.
Поэтому в отчете о движении денежных средств используется «кассовый метод» учета – приходы и доходы отражаются только на основании движения денег в кассе и на расчетном счету.
Отчет о прибылях и убытках составляется на основе «метода начисления»: учет операций на основании подтверждающих документов, а не движения денег:
выручка учитывается в тот момент, когда на руках у предпринимателя появился документ, подтверждающий то, что он выполнил работу или продал товар клиенту (подписанная с обеих сторон товарная накладная, либо акт выполненных работ);
заработная плата (а также налоги и отчисления в фонды) учитывается в том месяце, когда работники работали, на основании табелей учета рабочего времени, даже если им заплатили спустя полгода;
материалы, закупленные даже в начале года, относятся на себестоимость тогда, когда они реально списаны в производство на основании соответствующих документов (заказы-наряды, акты списания ТМЦ и т.д.);
долгосрочные активы (здания, сооружения, лицензии и т.д.) переносят свою стоимость на расходы постепенно через амортизацию;
услуги сторонних организаций становятся расходами только тогда, когда подписаны с обеих сторон акты выполненных работ, даже если аванс был оплачен тремя месяцами ранее, а окончательная оплата будет произведена спустя месяц.
Однако это не значит, что отчет о прибылях и убытках совершенно бесполезен или вреден: наоборот, без него средний и крупный бизнес не смог бы эффективно существовать. Просто кассовый метод важнее в малом бизнесе, а метод начислений интересен среднему и крупному бизнесу:
малому бизнесу важно не допускать кассовых разрывов, которые наносят сильный ущерб ежедневной деятельности маленьких фирм. Также, в малом бизнесе сроки отсрочки, действующие у поставщиков и предлагаемые клиентам, обычно незначительные, поэтому моменты возникновения задолженности и ее оплаты обычно очень близки по времени. Кроме того, в малом бизнесе если и есть какой-то объем долгосрочных активов, то их объем обычно незначителен относительно годовой и даже месячной выручки.
В среднем и крупном бизнесе объем операций значительно больше, а отсрочки платежей достигают нескольких месяцев, поэтому иногда возникают ситуации, когда на расчетном счету появляются гигантские суммы денег. Важно понимать, что это еще не прибыль, а кратковременная ситуация, когда клиенты заплатили, а долги перед поставщиками еще не погашены, поэтому тратить эти деньги на нужды акционеров еще нельзя. Аналогично, временное отсутствие денег не всегда означает проблемы – вероятно, со дня на день должны поступить крупные оплаты от клиентов. Кроме того, в среднем и крупном бизнесе обычно задействован значительный объем долгосрочных активов, поэтому важно также отслеживать, во-первых, эффективность их работы, а во-вторых, оценивать возможность фирмы окупить эти активы и обновить их в будущем.
Таким образом, получается, что отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств – это две стороны одной медали. «Начисления» создают задолженности (клиентов перед фирмой и фирмы перед поставщиками, работниками и государством), а «касса» погашает эти задолженности во время проведения платежей.
Теперь вернемся к балансу, который мы начали обсуждать в начале параграфа и найдем взаимосвязь трех форм отчетности. Для этого введем еще такие понятия, как «моментный» и «интервальный» показатель.
Моментный показатель – это показатель, который отражает состояние или уровень чего-либо на определенный момент времени. Например, на конец 31 декабря 2016 года на расчетном счету фирмы оказалось 1,5 млн. рублей. Это моментный показатель – в момент, когда стрелки часов показали 23:59 31 декабря 2016 года, на счету было ровно столько денег.
Интервальный показатель отражает, что произошло за какой-то промежуток, интервал времени. Например, за январь 2017 года на расчетный счет поступило 3 млн. рублей. Это интервальный показатель – с 00:00 1 января 2017 года до 23:59 31 января 2017 года на расчетный счет пришло ровно 3 миллиона.
Из примера выше можно заметить, что моментный показатель «остаток на расчетном счету» на конец января покажет 4,5 млн. рублей (1,5 на начало января +3 млн. поступлений). Т.е. моментные показатели, находящиеся в разных моментах времени, связаны между собой интервальными показателями.