Никогда не думала, что смогу побывать на уроках дочки-пятиклассницы. Побывала. Случайно.
Биология
Зашла в комнату, где у дочери шел урок биологии, и тут же побежала за блокнотом.
– Назовите представителей рыб, – попросила учительница.
В ответ раздалось дружное пыхтение.
– Акула, угорь, стерлядь, – ответил Степа, главный знаток и любитель биологии в классе.
– Правильно, а еще?
– Шпроты! – ответил Сева.
– Шпорты – это килька, – прокомментировал Степан.
– Да, Степа, только килька.
Фоном пели попугайчики. Причем пели так, будто они галки или бакланы. Громко и требовательно.
– У кого попугаи? Отключите у них звук! – попросила учительница.
– Это у Даши Смирновой! – нажаловался кто-то.
– Да нет у меня попугаев! – ответила Даша.
– Это у меня. Если бы мог, давно бы отключил, – подал голос Кирилл. – Но это невозможно. Они все время орут. Бабушка говорит, что они поют, а я выспаться не могу. Скажите моей бабушке, чтобы она их отключила!
– Так, дети, сосредоточились. Назовите мне признаки пресмыкающихся! – продолжала вести урок учительница. – Кто готов? Нажмите значок «Поднять руку».
– Я в полном озумлении, – сказала кокетливо Катюша. – Где этот значок?
– Антон, отвечай! Признаки пресмыкающихся! – велела учительница.
– О, я помню! Учил! – обрадовался Антон. – У них на коже эти… как их… цыпки!
– Роговые чешуйки называются, – буркнул Степан. Окружающий мир Степа любит страстно и нежно. Рассказывает про жуков и пауков так интересно, что все дети сидят с открытыми ртами.
– Правильно, Степан, – похвалила учительница. – Дети, а мы с вами хладнокровные или теплокровные?
– Теплокровные, конечно, – тут же ответил Степа с презрением.
– Хладнокровные, – ответила Катюша.
– Почему, Катюша? – ахнула учительница. – Наша температура не зависит от той, что за бортом!
– У меня зависит. Очень. За бортом холодно, и мне холодно. Мы на даче, а тут отопления нет. Я в свитере хожу. Мерзну. Очень я хладнокровная.
Литература
– Дети, на чем мы с вами расстались? – устало спросила Надежда Петровна.
– На коронавирусе, – бодро отрапортовала староста класса Катюша.
– Катюша, я про литературу сейчас, – напомнила Надежда Петровна.
– Какую литературу? Куда я попала? Эй, народ, это наш класс или я не туда попала?
– Туда, Полина, я тебя подключила, – ответила учительница.
– Ой, я не готова к литературе. Морально, – испуганно сказала Полина.
– Никто не готов, – тихо заметил Кирилл.
– Дети, мне очень тяжело так с вами общаться, давайте вы постараетесь не отвлекаться, – попросила Надежда Петровна.
– Ох, Надежда Петровна, а нам-то как тяжело! И общаться так, и не отвлекаться! – заметил Петя.
– Андерсен, – подала голос староста.
– Что – Андерсен? – спросила тяжело Надежда Петровна.
– То Андерсен. Ганс Христиан который. Вы что, забыли? – удивилась староста Катюша.
– А что с ним? – Видимо, Надежда Петровна ушла мыслями далеко и никак не могла вернуться к теме урока.
– Мы на нем остановились, – напомнила Катюша.
– Да, спасибо, Катюша. Андерсен, конечно. Надеюсь, вы все прочитали сказку про Снежную королеву? Теперь открывайте тетради и записывайте. Андерсен воспитывался в семье сапожника и прачки. Сапожника и прачки… И прачки, – начала диктовать Надежда Петровна.
– Кто воспитывался?
– В какой семье?
– Кто такая прачка?
Вопросы сыпались один за другим.
– Дети, откройте учебник, спишите оттуда биографию Андерсена. – Надежда Петровна, кажется, держалась из последних сил. – А сейчас просто послушайте интересные факты из жизни писателя и делайте пометки. Между прочим, у Андерсена хранился автограф Александра Сергеевича Пушкина. Точнее, первая страница тетради Пушкина.
– Я не поняла, а Пушкин при чем?
– Как пишется автограф?
– Я запуталась, у кого чей автограф был?
– Это Пушкин родился в семье сапожника и прачки?
– Надежда Петровна, вы не ответили. Кто такая прачка?
– А мы Пушкина или Андерсена сейчас проходим?
– Так, дети, сейчас отключите у себя звук и послушайте меня, – сказала учительница, чуть не плача. – Прочтите и законспектируйте в тетради биографию Андерсена. Спишите из учебника.
– Там ничего нет про прачку.
– И не надо, бог с ней. Давайте перейдем к обсуждению сказки. Как вы думаете, какой по характеру была Снежная королева? Кто может ответить? Да, Анечка, давай.
– Это на оценку? – уточнила деловито Анечка, которая ни слова не произнесет просто так.
– Анечка, да, на оценку, – согласилась учительница.
– Манипуляторщица она была! – заявила Анечка.
– Анечка, такого слова нет, можно сказать, что Снежная королева манипулировала людьми или она была манипулятором.
– Ну, я так и сказала! – возмутилась Анечка.
– Можно я? – подала голос Полина.
– Давай.
– Снежная королева неэмоциональная. Она холодная.
– Очень она даже эмоциональная! – вступила в спор Алиса.
– Это еще почему? – не сдавалась Полина.
– А ты попробуй так себя все время сдерживать! У нее внутри все эмоции, просто она им выхода не дает. – Алиса, судя по тону, знала, о чем говорила.
– Так, дети, а сказка-то о чем? – спросила слабым голосом и не очень настойчиво Надежда Петровна. Кажется, она уже в обмороке лежала. – Кто ответит? Петя?
– Ой, я вас не слышу! – тут же ответил Петя.
– Как не слышишь? Я к тебе обращаюсь и ты отвечаешь! Тебе точно оценка нужна! – Надежда Петровна попыталась вернуть голосу уверенность и строгость.
– Не слышу, Надежда Петровна, не слышу, але, але. – Шурх, шурх. – Роутер плохой, связи нет! – Петя то кричал, то шептал, изображая помехи с помощью подручных средств. То ли учебник на стол бросал, то ли тетрадь рвал, судя по звукам.
– Тогда… Кирилл!
– Как о чем? О любви, как всегда, – презрительно буркнул Кирилл.
– Это ты откуда взял? – Кажется, Надежда Петровна еще раз упала в обморок, впервые услышав такой вывод о прочитанной сказке.
– Из личного опыта, – серьезно ответил Кирилл. – А он у меня большой. Что ни начнешь читать, обязательно любовью все заканчивается. Все для девчонок.
– Хорошо, давайте пройдемся по фактам. – Надежда Кирилловна явно мечтала, чтобы этот урок уже, наконец, закончился. – В какую страну отправилась Герда?
– В Лапландику.
– Да, в Лапландику.
Дети орали дружно и громко.
– В Лапландию, – поправила учительница.
– Ну мы так и сказали! – обиделись дети.
– А что находилось в зале у Снежной королевы? – спросила Надежда Петровна.
– Ну, точно не зеркало. Да все что угодно могло находиться. Женщина все-таки, – ответил Кирилл.
– Собаки какой породы жили в замке разбойников? – Надежда Петровна решила не продолжать тему женской комнаты.
– Собаки-улыбаки! – заявил Петя.
– Бульдоги, дети, – ответила за всех Надежда Петровна.
– Надежда Петровна, у меня вопрос. Биографию кого переписывать – Пушкина или Андерсена?
– Дети, время нашей конференции истекает! Биографию перепишете, следующую тему по учебнику прочтете! – радостно объявила Надежда Петровна и сбежала из конференции за пять минут до ее окончания.
Русский язык
– А чё никого нет?
– Елена Юрьевна еще не подключилась.
– Может, не будет русского?
– Короче, народ, мы ждем пятнадцать минут и можем отключаться, – объявила староста Катюша. – Раньше нельзя.
– У кого там мультики? Поверните экран, все посмотрим.
– Орите потише, я еще сплю!
– Так будет русский?
– Здравствуйте, Елена Юрьевна!
– Здравствуйте, Елена Юрьевна!
– Блин, будет русский.
– Так, люди мои дорогие, быстро настроились на работу и отключили лишние звуки! У кого там попугаи орут?
– Это у Даши Смирновой!
– Да блин, сто раз уже говорила – нет у меня попугаев!
– Это мои попугаи, и они не отключаются. Никогда, – признался Кирилл.
– А у кого музыка фоном звучит? Петя, у тебя?
– Нет, не у меня, – ответил Петя.
– А у кого? – уточнила учительница.
– У моей младшей сестры! – закричал Петя, стараясь переорать интерактивную игрушку, которая фальшиво, но очень громко пела алфавит и истерично выкрикивала названия геометрических фигур.
– Попроси сестру выключить.
– Это бесполезно. Она не слушается. Я могу вытащить батарейки, но тогда вы будете слышать, как она ревет. Не знаю, что хуже, – искренне пожаловался Петя.
– Так, а почему я вижу только двух человек? – спросила учительница.
– Я выгляжу уродливо! Поэтому вы меня не видите, – ответил Петя.
– А я жирная!!!! – закричала Полина. – Еще жирее стала! Меня бабушка закармливает!
– Полина, правильно говорить – жирнее, а не жирее. Хотя ты не жирная.
– Простите, я подвисла или уснула. А у нас какой урок? – уточнила сонно Анечка.
– Анечка, русский, просыпайся и включайся в работу.
– Елена Юрьевна, можно выйти? – спросил Женя.
– Что случилось?
– Я тетрадь дома забыл.
– А сейчас ты где, не дома?
– Дома, но тетрадь в другой комнате.
– Выйди, разрешаю, но быстро. Так и хочется сказать: «А голову ты свою в соседней комнате не забыл?» – рассмеялась Елена Юрьевна.
– А можно и мне выйти? – спросил Сева.
– Ты тоже тетрадь забыл?
– Нет, мне в туалет. Забыл сходить.
– Иди, Севушка. Остальные, открываем тетради и проверяем домашнее задание. Упражнение триста сорок пятое. Глагол «вертится» как написали?
В ответ – оглушительная тишина. Даже попугайчики замолчали и игрушка Петиной младшей сестры перестала орать.
– Народ, люди, меня кто-нибудь вообще слышит? – воззвала к ученикам Елена Юрьевна.
– Кто-то слышит, кто-то нет, – философски заметил Сева.
– Сева, отвечай, как пишется «вертится».
– Через «и».
– Почему через «и»? Объясни!
– Понятия не имею, – честно признался Сева.
– Севушка, спряжения глаголов, «вертится» – глагол какого спряжения?
– Простите, Елена Юрьевна, у меня вопрос! Важный! – подала голос Даша.
– Слушаю тебя.
– Там дальше глагол «пенится». Что это вообще значит? Не понимаю!
– Пенится, от слова «пена».
– О, я смотрела по телевизору шоу «Танцы». Там есть девушка, которую зовут Пена, – откликнулась Катюша.
– Нет, Катюша, пена – имя существительное нарицательное, а не собственное. Ты когда в ванне лежишь, мама тебе пену делает, – начала объяснять учительница.
– Я не лежу, у меня нет ванны. Только душ. Я же на даче!
– Бывает морская пена, мыльная пена… – продолжала терпеливо объяснять учительница.
– Елена Юрьевна, а почему вы мне четверку поставили за домашку? Там же все правильно! Мама проверяла, – возмущенно закричал Кирилл.
– Ты написал «гром громочет». А гром грохочет, – ответила учительница.
– Не факт! Не согласен! Гром и громотать может!
– Так, дети, давайте вернемся к заданию. Обращение как мы выделяем? Максим, отвечай! Так, Максим сделал вид, что нас не слышит и не видит. Кто? Давай, Полина. Полина, ты меня слышишь?
– Елена Юрьевна, вообще ничего не слышу! Что?
– Так, Сева, раз у тебя нет проблем со связью, отвечай ты. Как мы выделяем обращение?
– Кавычками? – удивленно спросил Сева.
– А еще какие варианты?
В этот момент я восхитилась терпением Елены Юрьевны.
– У меня никаких! – ответил Сева. – Апчхи.
– Будь здоров.
– О, благодарю вас!
– Севушка, ты «Покровские ворота» смотрел, что ли? – рассмеялась учительница.
– Да, с бабушкой.
– Хорошо, дети, запишите на листочке задание.
– Вы имеете в виду бумажный носитель? – уточнила староста Катюша.
– Да, Катюша, на бумажке, в блокноте, на листке, в тетрадке… Раньше это называлось «запишите на салфетке». Дети, я родилась в прошлом веке, но освоила современные технологии. Давайте и вы постараетесь не уйти окончательно в онлайн и не будете употреблять выражение «бумажный носитель» в тех случаях, когда можно подобрать синонимы!
– Елена Юрьевна, а сфоткать можно?
– Нельзя. Потому что нет слова «сфоткать», нужно говорить «сфотографировать»! Я настаиваю! Поэтому все переписываем. Рукой и ручкой!
Математика
– Здравствуйте, Ян Борисович.
– Здравствуйте, Ян Борисович.
– Здравствуйте, Ян Борисович.
– Извините, видимо, проблемы со связью. Домашнее задание смотрите в электронном дневнике. Решите задачи по дидактическим материалам.
– Ян Борисович, мы вас слышим! Нет проблем со связью! – закричала староста Катюша.
– Что? Ничего не слышу и никого не вижу. Работайте самостоятельно!
Ян Борисович, самый молодой преподаватель в школе, отключился.
– И чё? – спросил Кирилл.
– И всё! – ответила Катюша. – Мне кажется, он сбежал.
– Может, он не знает, как Zoom’ом пользоваться? – спросил Кирилл.
– Ага, не знает. Елена Юрьевна знает, а она из прошлого века! – возмутилась Катюша.