Как бы сильно ни отличались друг от друга многочисленные мировые религии, по сути все они одинаковы. Часто говорится, что это просто разные пути, которые ведут к одному центру, и это правда. Основы учений одинаковы, различаются только методы обучения. Разные ритуалы, праздники и даже имена для богов… Обратите внимание: я говорю «разные имена для богов», а не просто «разные боги».
Фридрих Макс Мюллер[18] прослеживает религию до «неискоренимого чувства зависимости» от некоей высшей силы, которое от природы заложено в человеческом разуме. А сэр Джеймс Джордж Фрэзер[19] (в «Золотой ветви»[20]) определяет религию как «умилостивление или замирение с силами, превосходящими человека, которые, как считается, направляют и контролируют течение природной и человеческой жизни».
Это высшее божество представляет собой некую бесполую силу, которая настолько выходит за пределы нашего понимания, что у нас может быть только очень размытое представление о его сущности. Однако мы знаем, что оно существует, и часто хотим с ним общаться. Мы как отдельные личности хотим поблагодарить его за то, чем обладаем, и попросить то, в чем нуждаемся. Как это сделать, если эта сила настолько непознаваема?
В VI в до н. э. философ Ксенофан[21] отметил, что божества определяются этническими факторами. Он указал на то, что черные эфиопы естественным образом видели своих богов чернокожими, а боги фракийцев были белыми, с рыжими волосами и серыми глазами. Он цинично добавил, что если бы лошади и быки могли создавать скульптуры, то наверняка изображали бы своих богов в виде животных!
Примерно 750 лет спустя Максим Тирский[22] сказал практически то же самое: люди поклоняются богам в той форме, которая выглядит для них понятной.
В уроке 1 вы видели, как в ходе своего раннего развития люди начали поклоняться двум основным божествам: Рогатому Богу охоты и Богине плодородия. Таким образом, они были образами – понятными для нас формами – высшей силы, которая на самом деле управляет жизнью. В разных областях развития человека можно наблюдать, что эти образы Бога/Богини стали у древних египтян Изидой и Озирисом; у индусов – Шивой и Парвати; у христиан – Иисусом и Марией. Практически во всех случаях (за некоторыми исключениями) верховное божество ассоциировалось и с мужским, и с женским началами, разделенными на Бога и Богиню. Это казалось наиболее естественным, так как такая двойственность встречается в природе везде. В ходе развития Ремесла, как мы его знаем, такая двойственность Бога и Богини также существовала.