Данный раздел посвящен играм с самыми маленькими детьми, с помощью которых малыши смогут быстрее освоиться в окружающем мире.
Это самые первые игры, в которые вы можете поиграть с ребенком.
Держа ребенка в вертикальном положении, попытайтесь сосредоточить его взгляд на своем лице. При этом производите различные мимические действия: улыбайтесь, подмигивайте, открывайте и закрывайте глаза.
Вскоре благодаря таким упражнениям малыш научится концентрировать взгляд как на неподвижных объектах, так и на движущихся.
Первой игрушкой ребенка обычно становится погремушка. Чтобы погремушка была полезной, ее необходимо правильно выбрать. Выбор производится по нескольким критериям: цвет (предпочтительно желтый), вес (погремушка должна быть легкой), шумность (звук не должен пугать ребенка).
Упражнение с погремушкой заключается в следующем: водите ею вправо-влево, вниз-вверх.
При этом вы сможете заметить, что малыш следит взглядом за игрушкой, прислушивается к звукам, производимым ею.
Таким образом, развивается не только зрительное восприятие, но и улучшается работа органов слуха.
«Повторяй за мной» является усложненным вариантом игры «Посмотри-ка на меня». В нее можно поиграть с ребенком 2–3 месяцев.
Вначале возьмите ребенка на руки и держите его перед собой на небольшом расстоянии. Затем медленно, чтобы он успел сосредоточиться, выполняйте какое-нибудь действие (высовывайте язык, открывайте и закрывайте рот). Скоро вы увидите, что малыш пытается повторять действия за вами.
Игра направлена на развитие внимания и зрения. Рекомендуется играть с ребенком 2 месяцев.
Сделайте куклу из бумажной тарелки, прикрепите к ней ручку-палочку. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой – печальную.
Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать.
Интерес к кукле сохранится долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.
Игра ориентирована на детей в возрасте до 2 месяцев и направлена на развитие зрения.
У дальнего края детской кроватки подвесьте перевернутый зонтик так, чтобы ребенок мог до него достать. К спицам зонтика прикрепите яркие шарики, маленькие игрушки и колокольчики.
Встаньте у края кроватки и разговаривайте с малышом.
Он повернет головку на ваш голос. Как только ребенок обратит на вас внимание, начинайте покачивать зонтик, привлекая взгляд младенца к разноцветным предметам.
После того как вы повторите этот прием несколько раз, малыш начнет с интересом рассматривать зонтик.
Наклонитесь над ребенком, улыбнитесь ему, поймайте его взгляд на себе и приговаривайте:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
– Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю!
«Пободайте» ребенка пальцами, потормошите, пощекотайте его. Играйте почаще в такую игру, и вы увидите, что сначала малыш будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем начнет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии зрительного и слухового восприятия, положительных эмоциях.
Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
– Ладушки-ладушки!
Где были?
– У бабушки.
Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили —
Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка над головой.
Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала все движения должны делать за ребенка вы, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.
С помощью этой игры развиваются внимание, память, мышление, кроме того, она дарит положительные эмоции.
Игра ориентирована на детей в возрасте до 2 месяцев. Направлена на развитие зрения.
Через неделю после рождения малыши начинают различать рисунки.
Особенно привлекают их внимание резкие контрастные цвета.
Нарежьте бумагу прямоугольниками размером примерно 22 х 28 см. Толстым фломастером нарисуйте на них различные геометрические фигуры.
Можно также вырезать разнообразные картинки из журналов. Развесьте эти картинки вокруг кроватки ребенка, чтобы он мог их постоянно видеть.
Сядьте на удобный стул, держа малыша на руках. Поднимите палец и изобразите жужжание. Передвигайте палец в воздухе, подражая полету пчелы. Глаза ребенка будут следовать за ним. Посадите «пчелку» на малыша, слегка пощекотав его. Повторите это несколько раз.
Теперь поднимите палец ребенка, двигайте его так же, как и свой, и дотроньтесь им до собственной щеки.
Игра направлена на развитие зрения.
При кормлении малыша накиньте себе на плечи пестрый платок или шарфик. Ребенок с удовольствием будет глядеть на ваше лицо и на платок.
Во время кормления держите этот платок перед глазами ребенка и ласково говорите что-нибудь вроде: «Такой красивый платок…», «Какой красивый малыш» и т. д.
В следующий раз, когда ребенок увидит этот платок у вас на плечах, это будет ассоциироваться у него с получением удовольствия.
Возьмите яркое ожерелье или нанижите на нитку разноцветные бусинки.
Надевайте бусы каждый раз, когда вы кормите или нянчите малыша. Отдыхая, ребенок сможет смотреть на что-то цветное. Вы еще больше его заинтересуете, если будете покачивать ожерелье.
Рассматривая бусы и вслушиваясь в ваш ласковый голос, ребенок будет испытывать огромное удовольствие.
Обнимите своего малыша и загляните ему в глаза. Чтобы привлечь внимание ребенка, медленно покачивайте своим указательным пальцем перед его глазами. Затем отклоните палец вправо и дождитесь, чтобы взгляд младенца последовал за движением пальца.
Теперь поверните палец влево и проследите, чтобы малыш сопроводил это движение глазами. Поворачивая палец направо и налево, приговаривайте: «Пчелка-пчелка, жу-жу-жу».
Поначалу ваш малыш сможет следить за пальцем лишь непродолжительное время. Повторяйте это ежедневно, и вы заметите, что он делает успехи.
В эту игру лучше играть с ребенком, который уже умеет сидеть. Такое развлечение для малыша поможет вам на некоторое время оставить ребенка одного и заняться делами.
Посадите малыша перед каким-либо движущимся объектом (это может быть аквариум с рыбками, часы с крупными стрелками или маятником). В таком возрасте дети уже достаточно долго могут сосредоточивать свое внимание на одном объекте.
Посадите ребенка напротив большого зеркала, привлеките внимание малыша к его «двойнику». Наверняка он заинтересуется отражением.
Такая игра может служить прекрасным средством для того, чтобы успокоить малыша, когда он капризничает.
В возрасте 5–8 месяцев детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает вертикальное положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция ваньки-встаньки на его действия.
В эту игру можно играть с детьми 8–9 месяцев. Читайте стишок и используйте руки для выполнения этой игры:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пришли белки поиграть.
(Выставите 5 пальцев.)
Одна куда-то подевалась,
(Спрячьте руку за спину.)
Четыре белочки осталось.
(Выставите 4 пальца.)
А теперь скорей смотри:
(Спрячьте руку за спину.)
Их уже осталось три.
(Выставите 3 пальца.)
Hу и ну, какая жалость,
(Спрячьте руку за спину.)
Только две у нас осталось.
(Выставите 2 пальца.)
Эта новость так грустна,
(Спрячьте руку за спину.)
Осталась белочка одна.
(Выставите 1 палец.)
Затем скажите:
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали.
В эту игру можно играть с детьми возраста 10–12 месяцев. Она направлена не только на концентрацию внимания, но и на развитие мелкой моторики пальцев.
Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек, закрытых крышками, различных по форме и цвету. Предложите ему открыть все баночки и потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите за тем, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
В эту игру можно играть с ребенком в возрасте 10–12 месяцев. Она направлена на развитие внимания.
Бейте в «барабан», хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, «дирижируйте оркестром». В это время малыш должен смотреть на вас и повторять ваши движения.
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку.
Откройте ладонь, покажите вещь малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку.
Таким образом вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезли навсегда.
Похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, а если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.
Эта игра развивает внимание, зрение и мышление ребенка. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером.
Понаблюдайте, что малыш будет делать: попытается достать игрушку сквозь барьер или обойдет преграду.
У всех малышей появляется интерес к животным. Дайте ребенку рассмотреть игрушечных зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки издают разные животные: «Собачка говорит “гав-гав”! Где у нас собачка?» Ребенок должен показать соответствующую игрушку.
Игра направлена на развитие внимания и мышления.
Дайте малышу любую шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Это поможет ребенку больше узнать о себе. Пусть малыш посмотрит в зеркало – собственное отражение вызовет у него восторг.
Маленькие дети часто несколько раз просыпаются по ночам. Тени, отбрасываемые на стены ночником, принимают самые причудливые очертания, привлекающие внимание и интерес бодрствующего малыша.
В комнате, где спит ваш малыш, установите крутящийся ночник таким образом, чтобы он отбрасывал тени. Наблюдение за ними будет способствовать развитию зрения вашего малыша. Когда ребенок немного подрастет, вместе с ним вы сможете показывать фигурки, отбрасывающие тень на стену.
Игра направлена на развитие внимания.
Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождь, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д.
Реагируя на звуки, малыш научится слушать, что очень важно для развития речи.
Игра развивает мышление и внимание.
Сожмите в ладони игрушку так, чтобы ребенок услышал писк.
Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, пусть он попробует найти ее.
Для игры используйте, например металлическую баночку, пластмассовое ведро, игрушечный барабан.
Покажите ребенку, как нужно бить в барабан. После нескольких попыток у малыша обязательно получится «барабанный бой», ребенок испытает большое удовольствие от такого занятия.
Эта игра хорошо развивает мелкую моторику.
Возьмите крепкую нитку или леску (диаметр ожерелья лучше сделать небольшим, чтобы малыш не смог надеть его на голову), нанижите на нее пуговицы различных цветов, формы и размера. Дайте исследовать ребенку ожерелье, пусть он перебирает пуговицы, передвигает их по нитке.
Наденьте вещь с нагрудным карманом. Положите в него несколько разнообразных мелких предметов. Когда вы возьмете ребенка на руки, он скорее всего, заинтересуется содержимым кармана и будет перебирать находящиеся в нем предметы, доставая и складывая их обратно в карман.
Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот!
Дайте в руки малышу большую пластмассовую вазу с круглым донышком и несколько шариков.
Одной рукой он может держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее.
Данная игра хорошо развивает моторику рук.
Растопырьте пальчики малыша, а ладошки сложите вместе.
Назовите каждый пальчик. При назывании пальчики обеих рук должны несколько раз стукаться между собой. При чтении последних 2 строчек стихотворения ручки сожмите в кулачки и следите за тем, чтобы малыш тряс ими в такт стишку.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Поглаживайте ладошки малыша.)
Стала Маша
Гостей собирать:
(Загибайте по очереди пальчики ребенка.)
И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста! (Покачайте мизинчик, прежде чем загнуть.)
Стала Маша
Гостей угощать:
(Разгибайте каждый пальчик, нажимая на подушечки.)
И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин.
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Стала Маша
Гостей провожать:
– Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
(Поцелуйте мизинчик ребенка.)
Да побудь со мной
Еще немножечко!
При чтении стихотворения ручки ребенка следует сцепить в замочек.
На дверях висел замок.
Кто его открыть бы мог?
Мы замочек постучали,
Мы замочек покрутили,
Мы замочек посмотрели
И открыли! (Ручки расцепить.)
Эта игра хорошо развивает кисти рук.
Ладошку малыша сложите в кулачок, после чего начинайте читать стихотворение.
Утро настает,
Солнышко встает.
(При этом пальчики из кулачков медленно разгибайте, образуя 2 солнышка.)
Эй, братец Федя,
Буди соседей.
(Пальчиком одной руки легонько стучите по указательному пальчику.)
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
Вставай, Крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
(Разгибайте по очереди пальчики, начиная с большого, до мизинчика, предварительно дотрагиваясь до каждого из них.)
Держа ребенка под мышки, поставьте его ножками на ровную поверхность, чтобы малыш мог отталкиваться от поверхности ножками то попеременно, то обеими сразу, имитируя шаги и подпрыгивания.
Такое упражнение укрепит мышцы ног и поможет подготовить их к ходьбе.
Поворачивание малыша в различных направлениях поможет ему сформировать представление о пространстве и учиться держать равновесие.
Возьмите ребенка на руки и, придерживая его голову рукой, поворачивайтесь сначала в одну сторону, а затем в другую. Держите его спиной или лицом к себе. Во время поворотов напевайте какие-нибудь детские песенки. Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые необходимы для ползания и ходьбы.
Если ваш малыш уже научился сидеть, с ним можно выполнять следующие упражнения: возьмите крепкую палочку или веревку, предложите ребенку ухватиться за нее ручками, затем поднимайте малыша из лежачего положения, чтобы он сел, и кладите обратно. Повторяйте такое упражнение несколько раз.
Можно предложить ребенку браться за палочку ручками попеременно и производить действия, описанные выше.
Таким образом будут укрепляться не только мышцы рук, но и живота.
Упражнение выполняется с теми же предметами, что и предыдущее. Вместо палочки можно также использовать пластмассовые кольца.
Возьмите колечко с одной стороны, а ребенок пусть ухватится рукой за другую сторону. Потяните кольцо на себя, потом дайте сделать то же самое малышу, оказывая слабое сопротивление. Повторите упражнение и для другой руки.
«Переступание-2» – вариант упражнения «Переступание» для детей постарше (8–9 месяцев).
Поставьте ребенка около опоры (на пол у дивана, у стенки кроватки). Помогите малышу переступить в одну сторону, а затем вернуться в исходное положение. Повторите то же в другую сторону. Направляйте малыша.
Положите малыша на спинку и осторожно выпрямите его ножки. Когда они полностью распрямятся, слегка похлопайте малыша по ступням. Он тут же подожмет пальчики и согнет ножки. При этом напевайте веселые песенки и стишки. Хвалите малыша. Крепкие мышцы бедер сыграют большую роль, когда малыш начнет ползать и ходить.
Возьмите большой надувной мяч (он должен быть надут не очень туго). Положите ребенка животиком на мяч, и, придерживая ребенка, покатайте мяч вперед-назад.
Данное упражнение хорошо укрепляет все группы мышц. Также рекомендуется младенцам с родовыми черепно-мозговыми травмами.
Положите малыша на спинку на пеленальный стол или диван. Возьмите в руки обе ножки ребенка, заведите их за голову малыша, не касаясь поверхности, затем верните в исходное положение. Повторите упражнение 5–6 раз.
Положите ребенка животиком на мяч (диаметр 20–30 см), придерживая за ножки, слегка толкайте его вперед-назад. Это упражнение не только улучшает координацию движений, но и развивает ручки малыша.
Затем упражнение можно усложнить: держите ребенка за ножки, пусть он сам пойдет на руках. Также можно положить впереди игрушку, чтобы малыш смог достать ее.
На некотором расстоянии от ребенка положите игрушку, предложите малышу ее достать. Сидя у ребенка это вряд ли получится, поэтому он сначала попытается дотянуться до игрушки, если не удастся, попробует доползти до нее.
Такое же упражнение можно использовать, обучая ребенка ходить, постепенно увеличивая расстояние до игрушки.
Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попытается спрятаться, а вы его ищите.
Игра развивает мышцы рук и ног. Закрепляет навыки ползания.
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться.
Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как тот раскачивается.
Игра направлена на координацию движений и развитие мышц рук.
Поиграйте с малышом в «перетягивание каната». Пусть он возьмется за один конец шарфа или пояса, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Игра направлена на ориентирование в пространстве и развитие общей моторики. Все слова в стихотворении проиграйте с малышом.
Потягушки, потягушечки!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
Или:
Вверх до неба,
Вниз до травки,
Вверх до неба,
Вниз до травки.
А теперь покружись,
И на травку повались!