1.1 Сущность политики. Основные функции.
1.2 Политология и ее роль в обществе.
1.3 Взаимосвязь политологии с общественными науками.
Основные понятия: политика; власть; внутренняя политика; внешняя политика; политология; предмет политологии; категории политологии; принципы политологии; закономерности.
1.1 Термин «политика» ввел в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. По его определению, политика – это цивилизованная форма общности, которая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни».
Современное понимание политики многозначно, т. е. общепризнанного определения понятия политики до сих пор нет, можно лишь встретить десятки различных вариантов.
Политика (др. – гр. politike) означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами.
В Толковом словаре В. Даля политика характеризуется как «…наука государственного управления», тем самым она охватывает все, что связано с функционированием государственной власти.
Более четкое определение дано в «Политологическом словаре», где политика характеризуется как «социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти».
В современных условиях политика воздействует на любые явления и процессы общественной жизни. Сегодня нет человека, находящегося вне воздействия политики. Она является своеобразным регулятором его действий и поступков, осуществляемых в различных сферах жизни общества. Исходя из этого, можно дать следующее толкование политики: «Политика – это совокупность общественных отношений по поводу политической власти, а также отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод».
Выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Если внутренняя политика реализует отношения между субъектами внутри государства, то внешняя определяет курс государства, регулирующий отношения с субъектами внешнеполитической деятельности.
Среди множества функций политики выделим следующие основные:
1) организационная (определяет направленность общественного развития, его ресурсы, обеспечивая целостность общественной системы, стабильность и порядок в обществе);
2) выражает социально значимые интересы и потребности всех слоев и групп общества. В этом смысле политика выступает как регулятор социальных процессов;
3) вырабатывает механизмы сочетания политических интересов классов, наций и других субъектов, обеспечивает цивилизованное разрешение возникающих противоречий;
4) выполняет функцию политической социализации, включает личность в сложный мир общественных отношений, предоставляя ей возможность приобретать опыт и навыки активной созидательной деятельности;
5) обеспечивает инновационность в развитии общества. Другими словами – используя методы политического регулирования, общество может создавать новые формы социальной жизнедеятельности;
6) гуманитарная функция. Обеспечивает права и свободы членов общества, гражданский мир и организованность социума.
Таким образом, многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.
1.2 В самом общем виде политологию (от греч. слов – politika – политика и logos – слово, учение, наука) определяют как науку о политике.
Предметом политологии являются государство и другие политические явления, т. е. политика как реальное общественное явление. При этом на первый план выходят отношения социальных субъектов по поводу политической власти, гражданских прав и свобод.
Итак, в самом общем виде политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.
Политология функционирует и развивается на двух уровнях – теоретическом и прикладном.
Теоретическая политология изучает сущность политики, ее природу, значение для человека и общества; политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством. Она исследует закономерности, обусловливающие развитие политической жизни общества, отдельных политических явлений, событий и т. д.
Прикладная политология исследует частные политические проблемы, направлена на решение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающейся в нем конкретной политической ситуации.
Методы – познавательные приемы и способы, с помощью которых добываются знания о предмете, которые делятся на общенаучные и частные.
К общенаучным (логическим) методам относятся следующие:
1. Определение и классификация позволяют достичь договоренности относительно основных категорий науки и определенной их упорядоченности;
2. Сравнение обеспечивает сопоставление процессов, явлений и событий;
3. Анализ и синтез – метод, позволяющий рассматривать внутреннюю композицию, строение сложных политических образований;
4. Индукция и дедукция – методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот;
5. Моделирование – метод, предполагающий построение абстрактных моделей, раскрывающих как внутреннее строение политического объекта, так и складывающиеся между его элементами зависимости. Моделирование получает большое распространение особенно в связи с внедрением в политологический анализ компьютерной техники, позволяющей проводить подсчет самых многообразных факторов, воздействующих на политический процесс;
6. Исторический анализ дает возможность рассматривать ретроспективу политического события или явления, определить характер происшедших изменений.
К частным относятся следующие:
1. Метод экспертных оценок. Он предполагает сбор независимых, не связанных друг с другом экспертных данных, которые обобщаются, систематизируются и сводятся в прогноз.
2. Метод деловых игр. Суть его в том, что создается определенная игровая ситуация: несколько действующих лиц должны принимать решения, от которых зависят результаты, ожидаемые участниками деловой игры. Этот метод позволяет исследовать проблемы обеспечения общественной и политической стабильности, процессы политических переговоров и факторы достижения согласия.
3. Широко используется анкетный опрос, позволяющий не только выявить общественное мнение (рейтинг того или иного лидера, намерения избирателей и т. д.), но и основанное на нем поведение людей, их отношение к тем или иным проблемам, а также те обстоятельства, которые их определяют.
В последние десять лет для проведения исследований по актуальным проблемам политики все в большей степени стали использоваться Интернет-технологии. Они позволяют увеличить количество собираемых данных, ускорить сбор первичной информации для исследования тех или иных политических процессов, помогают сэкономить время, финансовые и человеческие ресурсы.
В политическом анализе современной российской действительности важную роль играют информационные технологии, основанные на использовании компьютерных систем, такие, как информационно-аналитические технологии (ИАТ), информационно-прогнозные технологии (ИПТ).
Функции – определенные роли, которые данная наука выполняет в обществе. Эти функции находятся в достаточном тесном взаимодействии, но при этом сохраняют свою специфику.
Выделим следующие основные:
1. Познавательная функция дает определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях;
2. Прогностическая функция политологии осуществляет прогнозирование в политике, основой которого является познание объективных закономерных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил;
3. Экспертная функция политологии состоит в оценке тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям;
4. Нормативно-ценностная функция политологии призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов;
5. В демократических государствах политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, демократической политической культуры населения;
6. Усвоение политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, т. е. оказывать непосредственное влияние на их политическое поведение;
7. Политология выполняет функцию рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политикоуправленческих решений, поведения и т. д.;
1.3 Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественными науками, как история, философия, социология, правоведение, экономические науки и др.
История дает ключ к пониманию политической жизни общества. Изучая исторический опыт развития общества, политология постигает и опыт развития его политической жизни.
Связь политологии и философии состоит прежде всего в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений. Они ориентируют на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимодействии с другими явлениями и в развитии, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует разрабатываемую в рамках философии теорию познания при исследовании собственно политических проблем. А в философии используются данные политологии при анализе общества как целостной социальной системы и места в ней различных политических явлений.
Тесное взаимодействие политологии и социологии можно проследить как бы на «генетическом» уровне, ибо своим нынешним обликом политология в определенной степени обязана социологическому подходу к исследованию общества. Социология, как и философия, выполняет по отношению к политологии методологическую функцию. С другой стороны, социология предоставляет в распоряжение политологии многие конкретные данные, связанные с функционированием общества как целостной социальной системы. Политология использует эти данные при анализе собственно политических явлений, а также их связи с другими явлениями общественной жизни. Так, в политическом анализе всегда учитываются данные социологии о настроении масс, мотивах поступков отдельных личностей и социальных групп, партий, классов и наций и т. д.
Взаимосвязь политологии и экономической науки отражает диалектический характер связи реальных экономических и политических явлений. Так, например, экономические отношения влияют на развитие политических отношений. Степень этого влияния может быть разной (большей или меньшей), в зависимости от конкретных условий развития соответствующего общества. Политика, в свою очередь, может воздействовать на экономику (содействовать ее развитию или тормозить его). Эта взаимосвязь отражается и в политологии, и в экономической науке.
Изучение политологии с использованием данных других наук позволяет понять сложные процессы современного общественного развития, прежде всего основополагающие явления политической жизни общества, функционирование его политических институтов. Все это очень важно для того, чтобы подготовиться к выполнению роли гражданина своей страны, быть способным научно анализировать события современной политической жизни.
1. Роль и место политики в жизни современных обществ.
2. Политология и ее задачи в современных условиях.
3. Политическая наука в современной России: трудности становления и перспективы развития.
4. Характер взаимосвязи методологии и методов политической науки.
1. Дайте определение политики.
2. Что собой представляет внутренняя и внешняя политика?
3. Назовите основные функции политики и раскройте их.
4. Что такое политология?
5. На каких уровнях функционирует и развивается политология?
6. Раскройте взаимосвязь политологии с общественными дисциплинами: философией, социологией, историей, экономикой и т. д.
1. Какое определение вы считаете наиболее правильным? Политика – это…
а) сфера управления обществом;
б) деятельность по согласованию частных интересов граждан;
в) подчинение воли одних людей воле других;
г) отражение экономической жизни общества;
д) сфера проявления классовых интересов и классовой борьбы;
е) взаимоотношения в обществе по поводу власти.
2. Установите соответствие дисциплин и их предмета:
3. Установите соответствие:
4. Политика – это…
а) деятельность по принятию решений;
б) процесс социального руководства, включающий в себя выдвижение и достижение коллективных целей;
в) сфера борьбы за власть и конкуренции между индивидами и группами индивидов по поводу распределения внутри общества вознаграждений и благ;
г) «искусство возможного».
5. Какие аспекты политологического исследования выходят на первый план при изучении участия граждан в политических процессах?
а) Эмпирический; б) теоретический.
6. Закончите фразу. Анализируя специфику отношений в сфере политики, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал: «Кто занимается политикой, тот стремится …»:
а) К власти;
б) к просвещению общества;
в) к установлению культа личности;
г) к экономическому господству.
7. Правомерно ли утверждать, что политология не использует категории других наук?
а) Да, так как она использует только круг специфических категорий;
б) нет, поскольку она использует, кроме собственных, только социологические категории;
в) нет, так как она использует, наряду с собственными, категории других наук.
8. Выберите правильное из следующих утверждений:
а) политика – объект исследования многих общественных дисциплин;
б) политика – объект исследования единственной дисциплины – политологии;
в) ни одно из утверждений не является верным.
9. Содержание политологического знания включает…
а) совокупность политических процессов;
б) законы, категории, принципы политической реальности;
в) совокупность политических институтов;
г) политические события и явления.
10. Политология – это…
а) наука, занимающаяся изучением политических проблем;
б) наука об общих законах развития социума;
в) комплекс дисциплин, изучающих политическую сферу общества;
г) дисциплина, изучающая политические институты.
1. Адзиев, Х.Г. Семейная политика Российской Федерации / Х.Г. Адзиев // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С. 149-165.
2. Белов, Г.А. Политология: курс лекций: учебное пособие / Г.А. Белов. – М., 1997.
3. Ирхин, Ю.В. Российская политология: четверть века или 255 лет? / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 2. – С. 34-51.
4. Казин, Ф.А. Взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией в сравнительной перспективе / Ф.А. Казин // Политические исследования. – 2009. – № 1. – С. 130-143.
5. Олейнов, А.Г. Политический процесс сквозь призму экономической науки: комплексный подход / А.Г. Олейнов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 53-72.
6. Политология. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2004.
7. Севастьянов, С.В. «Новый регионализм» Восточной Азии: теоретические и практические аспекты / С.В. Севастьянов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 111-123.
8. Сирота, Н.М. Политология: курс лекций / Н.М. Сирота. – М.: Питер, 2006.
9. Сморгунов, Л.В. Соотношение политики и политологии в период российских политических трансформаций / Л.В. Сморгунов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 163-167.
2.1 Этапы развития истории политических учений.
2.2 Политические учения Нового времени, XV-XIX вв.
2.3 Общественно-политическая мысль России XIX-XX вв.
Основные понятия: политическая мысль; политическое учение; эмпирический уровень; теоретический уровень; тимократия; олигархия; демократия; аристократия; тирания; полития; монархия.
2.1 При изучении истории политических учений необходимо различать категории: «политическая мысль» – т. е. самые общие представления о политике, и «политическое учение» – система знаний о политике, ее сущности и проявлениях. Политическая мысль возникает и развивается в процессе обострения социальных противоречий. Общественное значение приобретают лишь те политические идеи, которые отвечают более или менее массовым интересам и потому становятся известными и популярными в какой-либо части общества.
Изучение истории политической мысли важно не только само по себе, но и для правильного понимания и решения проблем современности. Ведь в истории обобщен прошлый опыт всего человечества. И если история политической мысли и политических учений насчитывает тысячелетия, то политология как специфическая наука возникла примерно столетие назад. И потому изучение истории политических учений является необходимым условием изучения политологии.
Политика как особый вид деятельности и общественных отношений возникла с появлением частной собственности и общественных классов. Вместе с политикой возникают политические взгляды, идеи, учения, которые объясняют ее суть и выступают остовом современной политической теории.
История политических учений – составная часть политологии, изучающая процессы возникновения и смены политических идей на разных этапах развития общества.
В политическом учении выделяют два уровня познания политики: 1) эмпирический – это уровень фактов; 2) теоретический, когда познание выходит за рамки непосредственно наблюдаемого. Оба этих уровня находятся в диалектическом противоречии и взаимосвязи. Эмпирический уровень связан с обыденным сознанием, теоретический – с научным, благодаря этому теоретические идеи определенного автора высвобождаются из своего временного контекста и входят в научное сознание.
В истории политических учений выделяют три этапа:
1. Начальный этап (Древний мир, Античность, Средневековье);
2. Новое время, этап рационализации (ХV-ХIХ вв.);
3. Завершающий этап (ХIХ-ХХI вв.).
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Определенные идеи относительно политики высказывались многими античными мыслителями V-IV вв. до н. э.
Демокрит, например, оценивал политику как высшую форму искусства. Но более или менее развернутые представления о политике впервые были сформулированы софистами – Пифагором и др.
Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427-347 до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы».
Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались.
Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются тимократия – государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; демократия – власть бедных, народа, землевладельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.
В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какойлибо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.
Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Он развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве, с другой, качественный критерий, то есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» и три «неправильные». «Правильные» – это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага; «неправильные» формы – это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.
Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель, написавший работы «О государстве» и «Законы». Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве «дело народное», выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступают право, закон. Различая по числу правящих три основные формы правления: власть царя, власть аристократии и власть народа (демократию) – Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и пригодна такая смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них: благоволение, мудрость, свободу. Только это способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан.
Политическая мысль средневековья представлена, прежде всего, именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции.