См., например, берлинский музей Hamburger Bahnhof – Museum für Gegenwart (https://www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/hamburger-bahnhof/home.html), что на русский традиционно переводится как «Гамбургский вокзал – Музей современности», но правильно было бы перевести как «Музей настоящего», или Muzeum Współczesne («Музей современности», http://muzeumwspolczesne.pl) во Вроцлаве.
Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum: Trauma, Empathy, Nostalgia. Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan, 2013; Hansen-Glucklich J. Holocaust Memory Reframed: Museums and the Challenges of Representation. Piscataway, New Jersey: Rutgers University Press, 2014; Crane S. A. (ed.) Museums and Memory (Cultural Sittings). Palo Alto, California: Stanford University Press, 2000; Sontag S. Regarding the Pain of Others. Paris: Presses Universitaires de France, 2003; Williams P. Memorial Museums: The Global Rush to Commemorate Atrocities. Oxford; New York: Berg Publisher, 2007.
Macdonald S. Theorizing Museums: An Introduction // Macdonald S., Fyfe G. (eds) Theorizing Museums: Representing Identity and Diversity in a Changing World. Oxford: Blackwells, 1996. P. 1–16. См.: Ames М. M. Museums in the Age of Deconstruction // Anderson G. (ed.) Reinventing the Museum: Historical and Contemporary Perspectives on the Paradigm Shift. Oxford: AltaMira Press, 2004. P. 80–98; Завадский А. Память, молчи? // Colta.ru. 2018. 19 февраля / https://www.colta.ru/articles/specials/17352; см. также статью Галины Янковской в данном сборнике.
Message K. New Museums and the Making of Culture. Oxford: Berg, 2006.
Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum.
Ibid. P. 10. См. также: White H. Historiography and Historiophoty // The American Historical Review. 1988. № 93 (5). P. 1193–1199.
Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 1999; см. также статью Зинаиды Бонами в данном сборнике.
Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. London; New York: Routledge, 1995. P. 35–36.
См., например: Bennett T. The Birth of the Museum; Duncan C. Civilising Rituals: Inside Public Art Museums. London; New York: Routledge, 1995; Sherman D. J., Rogoff I. (eds) Museum Culture: Histories, Discourses, Spectacles. London: Routledge, 1994.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад Маргинем Пресс, 1999.
Bennett T. The Birth of the Museum. P. 21, 87, 69. См. также статью Елены Рождественской и Ирины Тартаковской в данном сборнике.
Bazin G. The Museum Age. New York: Universal Press, 1967. P. 169.
Bennett T. The Birth of the Museum. P. 76.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001.
Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum. P. 7.
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 46–50, особенно с. 49.
Edson G. Ethics // Edson G. (ed.) Museum Ethics. New York: Routledge, 1997. P. 2–15.
Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum. P. 10.
Ibid. См. также: Vergo P. The New Museology. London: Reaktion Books, 1989; Witcomb A. Re-Imagining the Museum: Beyond the Mausoleum. London: Routledge, 2003.
Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
То есть, по Франсуа Артогу, «форма восприятия времени, которое нейтральным образом измеряет и ритмизирует время, а также ритмизирует прошлое как череду значимых структур» (Hartog F. Time, History, and the Writing of History // Torstendahl R., Veit-Brause I. (eds) History-Making. The Intellectual and Social Formation of a Discipline. Stockholm: Almqvist and Wiksell, 1996. P. 96; цит. по: Ассман А. Распалась связь времен? C. 15). Ассман, рассуждающая из более широкой, чем позиция историка, перспективы, «говорит о темпоральном режиме культуры», понимая под ним «рамочную структуру, которая мобилизует одни ценности, желания и надежды, но… исключает другие» (Ассман А. Распалась связь времен? С. 85–86).
Завадский А. Время сломалось (о книге Алейды Ассман «Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна») // Colta.ru. 2017. 14 августа / https://www.colta.ru/articles/literature/15671.
Hoskins A. (ed.) Digital Memory Studies: Media Pasts in Transition. New York; London: Routledge, 2018.
Gumbrecht H. U. Our Broad Present: Time and Contemporary Culture. New York: Columbia University Press, 2014 (2010); Hartog F. Regimes of Historicity. Presentism and Experiences of Time. New York: Columbia University Press, 2016 (2003).
Ассман А. Распалась связь времен? С. 212–224. Здесь с. 219.
Лотман Ю., Успенский Б. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры // Ученые записки Тартуского государственного университета. 1977. Вып. 414 (Труды по русской и славянской филологии. Т. 28). С. 3–36. (Цит. по: Ассман А. Распалась связь времен? С. 220.)
Исаев Е. Публичная история в России: научный и учебный контекст формирования нового междисциплинарного поля // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2016. № 2 (33). C. 7–13.
Завадский А., Исаев Е., Кравченко А., Склез В., Суверина Е. Публичная история: между академическим исследованием и практикой // Неприкосновенный запас. 2017. № 2. С. 22–34 / http://magazines.russ.ru/nz/2017/2/publichnaya-istoriya-mezhdu-akademicheskim-issledovaniem-i-prak.html.
Там же.
Там же.
Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum. P. 8. См. также: Ames М. M. Museums in the Age of Deconstruction; Hooper-Greenhill E. Museums and the Shaping of Knowledge. New York: Routledge, 1992.
Altshuler B. The Avant-Garde in Exhibition: New Art in the 20th Century. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1994. См. также: Обрист Х.-У. Краткая история кураторства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.
Franco B. Public History and Memory: A Museum Perspective. The Public Historian. 1997. Vol. 19. № 2 (Spring). P. 65, 66. Курсив наш. – Авт.
Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum. P. 44–53.
См. известное эссе на эту тему американского историка Дэвида Глассберга: Glassberg D. Public History and the Study of Memory // The Public Historian. 1996. Vol. 18. № 2. P. 7–23, а также результаты посвященного этому эссе круглого стола с участием Дэвида Лоуэнталя, Майкла Фриша, Майкла Каммена и других известных историков: Roundtable: Responses to David Glassberg’s «Public History and the Study of Memory» // The Public Historian. 1997. Vol. 19. № 2. P. 30–72.
См., например: Assmann A. Cultural Memory and Western Civilization: Functions, Media, Archives. Cambridge: Cambridge University Press, 2012; Erll A. Memory in Culture. Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan, 2011; Erll A., Nünning A. (eds) in collaboration with Young S. B. A Companion to Cultural Memory Studies. Berlin; New York: De Gruyter, 2010.
Ассман А. Длинная тень прошлого. См. также: Завадский А. Нам нужна своя Ассман // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13. № 3. C. 501–508.
Завадский А. Время сломалось.
Миллер А., Липман М. (ред.) Историческая политика в XXI веке. Сб. ст. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Rothberg M. Multidirectional Memory. Remembering the Holocaust in the Age of Decolonization. Stanford, California: Stanford University Press, 2009.
Arnold-de Simine S. Mediating Memory in the Museum. P. 9–10. См. также: Message K. New Museums and the Making of Culture. Oxford: Berg, 2006.
Конференция «Публичная история в России: музеи для прошлого или прошлое для музеев?» была организована Лабораторией публичной истории, созданной в 2016 году редакторами этого сборника, а также Егором Исаевым и Артемом Кравченко (см. «Послесловие»). Конференция прошла 15–17 июня 2017 года при поддержке Комитета гражданских инициатив, Фонда им. Фридриха Эберта (Россия) и Музея современного искусства «Гараж». Подробнее о Лаборатории публичной истории см.: http://publichistorylab.ru.
См. подробнее на сайте МВШСЭН: www.msses.ru/about/faculties/129.
См. подробнее: Завадский А., Исаев Е., Кравченко А., Склез В., Суверина Е. Публичная история.
Миллер А., Липман М. (ред.) Историческая политика в XXI веке.
Миллер А. Россия: власть и история // Pro et Contra. 2009. № 3–4. С. 8.
Комиссия прекратила свое существование в 2012 году. См. подробнее: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» // Российская газета. 2009. 20 мая / https://rg.ru/2009/05/20/komissia-dok.html.
Миллер А. Политика памяти в России. Роль негосударственных агентов // Гефтер: интернет-журнал. 2017. 30 января / http://gefter.ru/archive/20967.
Официальный сайт РИО: https://historyrussia.org/; официальный сайт РВИО: https://rvio.histrf.ru/.
См. о Вольном историческом обществе на сайте Комитета гражданских инициатив: https://komitetgi.ru/projects/1316/#1.
Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» // Российская газета. 2011. 7 апреля / https://rg.ru/2011/04/07/totalitarizm-site.html.
«Наряду с предложениями об увековечении памяти жертв репрессий и другими формами коммеморации (памятники, музеи, исследовательские центры, государственные памятные даты), проект предусматривал также конкурс на разработку нового учебника истории, государственную поддержку академических исследований этой проблематики. Проект предлагал также важные политические и правовые шаги – юридическую оценку преступлений коммунистического режима, их политическое осуждение. С точки зрения нашей темы важно, что в рамках этой инициативы экспертные ресурсы „Мемориала“ были вовлечены в деятельность Постоянной комиссии по исторической памяти Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека». См. подробнее: Миллер А. Политика памяти в России; Постановили: изменить сознание // РИА Новости. 2011. 18 апреля / https://ria.ru/authors/20110418/365668092.html.
В 2014 году Министерство культуры решило, что программа неоправданно раздута, а по мнению Минкомсвязи, заявленной тематике «уже уделяется достаточное внимание соответствующими ведомствами и структурами гражданского общества», а реализация проекта «может повлечь излишний формализм и неоправданные бюджетные траты». См. подробнее: От редакции: Трудная память // Ведомости. 2014. 27 июня / https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/06/27/trudnaya-pamyat. 9 марта 2016 года закон был скорректирован. См. подробнее: Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с увековечением памяти жертв политических репрессий» // Гарант.ру. 2016. 9 марта / http://www.garant.ru/hotlaw/federal/701251.
О разнице между исторической политикой и политикой памяти см.: Миллер А. Россия: власть и история // Pro et Contra. 2009. № 3–4. С. 8.
Официальный сайт движения: http://parad-msk.ru/history.
Владимир Мединский о фильме «Смерть Сталина»: «Есть нравственная граница между критическим анализом истории и глумлением над ней» // Комсомольская правда (Казань). 2018. 23 января / https://www.kazan.kp.ru/daily/26785/3819300.
В период подготовки сборника музей был закрыт на реэкспозицию. Обновленная экспозиция «ГУЛАГ в судьбах людей и истории страны» открылась 11 декабря 2018 года. См. сайт Музея истории ГУЛАГа: http://www.gmig.ru.
Гизен А., Завадский А., Кравченко А. Между рабским трудом и социалистическим строительством: Заметки о том, как в экспозициях некоторых российских музеев репрезентирован труд заключенных ГУЛАГа // Новое литературное обозрение. 2016. № 6 / http://magazines.russ.ru/nlo/2016/6/mezhdu-rabskim-trudom-i-socialisticheskim-stroitelstvom.html. См. также статью Веры Дубиной.
Селин А. Музей из «Википедии». Почему в Петербурге популярна вульгарная история // РБК. 2017. 19 декабря / https://www.rbc.ru/spb_sz/19/12/2017/5a38de299a7947fbdda11bfa.
Болтунова Е. Пространство (ушедшего) героя: образ лидера, историческая память и мемориальная традиция в России (на примере Ельцин-центра) // Новое литературное обозрение. 2017. № 2 / http://magazines.russ.ru/nlo/2017/2/prostranstvo-ushedshego-geroya.html.
Там же.
Программа конференции «Публичная история в России: музеи для прошлого или прошлое для музеев?»: http://publichistorylab.ru/archives/321.
Миллер А., Урушадзе А. Разговор об исторической памяти превращается в троллинг. Мы приплыли: Алексей Миллер о политике памяти в России и Европе // Colta.ru. 2018. 23 апреля / https://www.colta.ru/articles/specials/17902.
Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018. С. 16.
Такой взгляд, с одной стороны, предполагает несравнимость Холокоста с другими трагедиями. С другой стороны, введенная на юридическом уровне категория «преступления против человечества» сделала прошлое с его многочисленными трагическими эпизодами принципиально открытым для возможного судебного процесса. См.: Артог Ф. Какова роль историка во все более «презентистском» мире? // Гефтер: интернет-журнал. 2013. 15 марта / http://gefter.ru/archive/8000.
Ассман А. Длинная тень прошлого. С. 47.
О проблематике свидетельства о Холокосте см.: Диди-Юберман Ж. Изображения вопреки всему // Отечественные записки. 2008. № 4 (43). С. 77–94; Агамбен Д. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М.: Европа, 2012; Felman S., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. Florence, KY: Taylor & Frances/Routledge, 1992.
Love H. Feeling Backward: Loss and the Politics of Queer History. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009. Cvetkovich A. An Archive of Feelings: Trauma, Sexuality, and Lesbian Public Cultures. Durham, NC: Duke University Press, 2003.
Smith L., Campbell G. The Elephant in the Room: Heritage, Affect and Emotion // Logan W., Nic Craith M., Kockel U. (eds) A Companion to Heritage Studies. Chichester: Wiley-Balckwell, 2015. P. 443–460. Здесь P. 447.
Lowenthal D. Patrons, Populists, Apologists: Crises in Museum Stewardship // Gibson L., Pendleburry J. (eds) Valuing Historic Environments. Farnham: Ashgate, 2009. P. 19–31. Здесь p. 29–30.
Smith L., Campbell G. The Elephant in the Room. P. 450. См. также: Witcomb A. Understanding the Role of Affect in Producing a Critical Pedagogy for History Museums // Museum Management and Curatorship. 2013. № 28 (3). P. 255–271; Smith L. Changing Views? Emotional Intelligence, Registers of Engagement and the Museum Visit // Gosselin V., Livingstone P. (eds) Museums and the Past: Constructing Historical Consciousness. Vancouver: UBC Press, 2016. P. 101–121.
О проблематике аффекта/эмоций в таких местах см.: Tolia-Kelly D. P., Waterton E., Watson S. (eds) Heritage, Affect and Emotion: Politics, Practices and Infrastructures. Critical Studies in Heritage, Emotion and Affect. London: Routledge, 2017; Waterton E. More-Than-Representational Heritage? The Past and the Politics of Affect // Geography Compass. 2014. № 8 (11). Р. 823–833; Witcomb A. On Memory, Affect and Atonement: the Long Tan Memorial Cross(es) // Historic Environment. 2012. № 24 (3). P. 35–42; Micieli-Voutsinas J. An Absent Presence: Affective Heritage at the National September 11th Memorial & Museum // Emotion, Space and Society. 2016. № 24. Р. 93–104.
Ott B. L. Affect // Oxford Research Encyclopedia of Communication. 2017. 17 July / http://communication.oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/ 9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-56. P. 1.
Ibid. P. 1–3.
Делез Ж. Лекции (I–XI) о Спинозе 1978–1981. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. С. 15–16.
Там же. С. 16.
Там же. С. 18.
Там же. С. 18–21.
Ott B. L. Affect. P. 3.
Nathanson D. L. Prologue // Tomkins S. S. (ed.) Affect imagery consciousness: The complete edition. New York: Springer Publishing Company, 2008. P. xi – xxvi. Здесь p. xiv.
Ott B. L. Affect. P. 7.
Damasio A. R. Self Comes to Mind: Constructing the Conscious Brain. New York: Random House, 2010. P. 108–109.
Среди гуманитарных исследований, работающих с подобным пониманием аффекта, см.: Sedgwick E. K., Frank A. Shame and Its Sisters: A Silvan Tomkins Reader. Durham, NC: Duke University Press, 1995; Sedgwick E. K. Touching Feeling: Affect, Pedagogy, and Performativity. Durham, NC: Duke University Press, 2003.
Mesquita B., Albert D. The Cultural Regulation of Emotions // Gross J. J. (ed.) Handbook of Emotion Regulation. New York: The Guilford Press, 2007. P. 486–503. Здесь P. 487. См. также: Reddy W. M. The Navigation of Feeling: A Framework for the History of Emotions. Cambridge: Cambridge University Press, 2001; Stearns P. N., Stearns C. Z. Emotionology: Clarifying the History of Emotions and Emotional Standards // The American Historical Review. 1985. Vol. 90. № 4 (October). P. 813–836; Rosenwein B. H. Emotional Communities in the Early Middle Ages. New York: Cornell University Press, 2006.
Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. С. 429–430.
Massumi B. The Autonomy of Affect // Cultural Critique. 1995. № 31. The Politics of Systems and Environments, Part II (Autumn). P. 83–109. Здесь p. 96.
Clough P. T. Introduction // Clough P., Halley J. (ed.) The Affective Turn: Theorizing the Social. Durham: Duke University Press, 2007. P. 3.
Seigworth G. J., Gregg M. An Inventory of Shimmers // Seigworth G. J., Gregg M. (eds) The Affect Theory Reader. Durham, NC: Duke University Press, 2007. P. 2.
Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. P. 8.
Ibid. P. 10.
Ott B. L. Affect. P. 13–16. См. также: Lundberg C. Lacan in Public: Psychoanalysis and the Science of Rhetoric. Tuscaloosa: University of Alabama Press, 2012; Böhme G. Atmosphere as the Fundamental Concept of a New Aesthetics // Thesis Eleven. 1993. № 36. P. 113–126.
Smith L., Campbell G. The Elephant in the Room. P. 455.
Illouz E. Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism. Cambridge: Polity, 2007. P. 2.
В выборе этой формулировки мы не ориентировались на название книги интервью с Брайаном Массуми «Politics of Affect». В то же время для нас, как и для Массуми, важно проблематизировать возможность переноса аффекта в сферу политического, см.: Massumi B. Preface // Massumi B. Politics of Affect. Cambridge and Malden: Polity Press, 2015. P. viii – ix.
Официальное название: Государственный выставочный зал истории войны в Афганистане.
Campbell G., Smith L., Wetherell M. Nostalgia and Heritage: Potentials, Mobilizations and Affects // International Journal of Heritage Studies. 2017. Vol. 23. № 7. P. 609 / https://doi.org/10.1080/13527258.2017.1324558.
Выражение «культурная политика аффекта» предложено Сарой Ахмед: Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014.
Vergo P. (ed.) The New Museology. London: Reaktion Books Ltd., 1989; Шола Т. С. Вечность здесь больше не живет. Толковый словарь музейных грехов. Тула: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012.
O’Sullivan S. The Aesthetic of Affect Thinking Art Beyond Representation // Angelaki Journal of Theoretical Humanities. 2001. Vol. 6. № 3 (December). P. 126.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. В русскоязычной литературе тема получила развитие: Ямпольский М. Без большой теории? // Новое литературное обозрение. 2011. № 110 / http://magazines.russ.ru/nlo/2011/110/ia14.html.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.
Кримп Д. На руинах музея. М.: V-A-C press, 2015. С. 80.
Там же.
Hooper-Greenhill Е. Museums and the Interpretation of Visual Culture. New York; London: Routledge, 2000. Р. 22; Бонами З. А. Как читать и понимать музей. Философия музея. М.: АСТ, 2018.
См.: Фуко М. Слова и вещи.
Убежденным приверженцем версии происхождения музея «от древних» был русский философ-космист Николай Федоров, см.: Федоров Н. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н. Сочинения. М.: Мысль, 1982. С. 587.
Butler В. Return to Alexandria. An Ethnography of Cultural Heritage, Revivalism and Museum Memory. California: Walnut Creek, 2007. Р. 22.
Butler В. Return to Alexandria. Р. 22.
Bazin G. The Museum Age. New York: Universe Books, 1967. Р. 7.
Groys В. The Role of Museums When the National State Breaks Up // ICOM News. 1995. № 4 (48).
Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. P. 9.
Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 98.
Carey J. A Cultural Approach to Communication / Communication as Culture // Carey J. Essays on Media and Society. Boston: Unwin Hyman, 1989.
Ольга Беззубова анализирует с этой точки зрения здание Еврейского музея в Берлине по проекту Даниэля Либескинда (2001). См.: Беззубова О. Экспозиция как пространство производства аффекта // Музей – памятник – наследие. 2017. № 1. С. 155–164 / http: //museumstudy.ru/mmh-journal.
Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.
Morris R. Imaginary Museums. What Mainstream Museums Can Learn from Them // Macleod S., Hourston Hanks L., Hale J. (eds) Museum Making: Narratives, Architectures, Exhibitions. London; New York: Routledge, 2012.
См. описание проекта на сайте Музея изящных искусств в Бостоне: http://www.mfa.org/collections/object/museum-epiphany-iii-559132.
Butler В. Return to Alexandria. P. 63.
Фрейд З. Недовольство культурой. ЛитРес, 2014; Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. ЛитРес, 2012. Впечатления от этих и некоторых других текстов Фрейда легли в основу работы Жака Деррида «Архивная лихорадка» (1995), в которой архив предстает местом, возвращающим память. См.: Derrida J., Prenowitz E. Archive Fever: A Freudian Impression // Diacritics. 1995. Vol. 25. № 2 (Summer). P. 9–63.
См.: Фрейд З. Недовольство культурой; Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия; Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
Halbwachs M. Das kollektive Gedachtnis. Frankfurt, 1985; Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41). С. 8–27 / http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ha2.html.
Halbwachs M. Das kollektive Gedachtnis. S. 72.
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 34.
Там же. С. 35.
Carrier D. Museum Skepticism. A History of the Display of Art in Public Galleries. Durham; London: Duke University Press, 2006.
Deloche B. Mythologie du musée. De l’uchronie à l’utopie. Paris: Le Cavalier Bleu, 2010.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. С. 26.
Dorrian M. Museum Atmospheres: Notes on Aura, Distance and Affect // Journal of Cultural Studies. 2015. Vol. 4. № 3 (October).
Фрэнсис Йейтс работала с архивом рукописей и реликвий Ренессанса, собранным немецким коллекционером Аби Варбургом и незадолго до Второй мировой войны перемещенным в Великобританию. См.: Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997.
Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2004. С. 91.
Higbee K. L. Recent Research on Visual Mnemonics: Historical Roots and Educational Fruits // Review of Educational Research. 1979. Vol. 49. № 4 (Fall). P. 611–629 / http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.889.9079&rep=rep1&type=pdf; Long D. S. Visualizing Words and Knowledge: Arts of Memory from Agora to the Computer. Syracuse University Surface, 2015 / https://surface.syr.edu/cgi/viewcontent.cgi.
Йейтс Ф. Искусство памяти. С. 479.
Мальро А. Голоса безмолвия. Воображаемый музей. М.: КРУК-Престиж, 2005. С. 16.
Там же. С. 233.
Morris R. Imaginary Museums.
Эпштейн М. Вещь и слово. О лирическом музее // Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии ХIХ – ХХ веков. М.: Советский писатель, 1988 / https://www.booksite.ru/localtxt/epsh/tein/epshtein_m/parad_nov/33.htm.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? С. 73.
Федоров Н. Музей, его смысл и назначение. С. 578.
Шола Т. C. Мнемософия. Эссе о науке публичной памяти. Ростов Великий: ИКОМ России, ГМЗ «Ростовский кремль», 2017.
Делез Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. СПб.: Machina, 2011. С. 49, 59.
Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976. С. 261.
Там же. С. 39.
Там же. С. 326. Курсив мой. – З. Б.
O’Sullivan S. The Aesthetic of Affect Thinking Art Beyond Representation. P. 130.
Ibid. P. 125.
Dorrian M. Museum Atmospheres: Notes on Aura, Distance and Affect // The Journal of Architecture. 2014. Vol. 19. № 2 / http:/ doi.org/10.1080/13602365.2014.913257.
Процесс превращения самого обычного объекта в произведение актуального искусства, которое по замыслу музейного куратора должно вызывать у зрителей чувства любви и альтруизма, с большой иронией запечатлен в шведском художественном фильме «Квадрат» (реж. Р. Эстлунд, 2017).
Борис Гройс отмечает, что современные художественные практики создают не произведения искусства, а события. По этой причине музейные объекты превращаются в инсталляции, интегрирующие произведения «в контингентное материальное пространство». Гройс Б. Реология искусства/В потоке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. С. 23.
Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. С. 197.
Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» (25 сентября 2015 – 07 февраля 2016 / https://garagemca.org/ru/event/louise-bourgeois-structures-of-existence-the-cells).
Беньямин В. Московский дневник. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012.
Делез и Гваттари берут за основу спинозовское понятие «affectio» («affectus») и в этой связи отмечают: «…это… состояние тела, поскольку оно индуцировано другим телом… ничто не пассивно, все представляет собой взаимодействие, даже тяжесть. ‹…› Взаимодействие становится коммуникацией». Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? С. 68.
Bauman Z. Liquid Modernity. Malden: Polity Press, 2006.
Примером симулятивной выставки может служить мультимедийный исторический парк «Россия – моя история», действующий в павильоне № 57 на ВДНХ.
Проект мастера пороховой живописи Цай Гоцяна «Октябрь» на тему столетия революции 1917 в России. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 2017.
Lord B. Foucault’s Museum: Differences, Representation and Genealogy // Museum and Society. 2006. № 4 (1). Р. 11–14.
Данкан К., Уоллак А. Музей современного искусства как ритуал позднего капитализма: иконографический анализ // Разногласия. Журнал общественной и художественной критики. 2016. № 2 (24 марта) / Музеи. Между цензурой и эффективностью (https://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/10436).
Krauss R. The Cultural Logic of the Late Capitalist Museum // October. 1990. Vol. 54 (Autumn). P. 3–17.
Примером выставки с сильным перформативным воздействием может служить работа известного французского дизайнера Натали Креньер «Диор: под знаком искусства» в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 2011.
Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 1999.
«Культура, ставшая всецело товарной, – подчеркивал Ги Дебор, – должна стать ведущим товаром зрелищного общества» (Там же. С. 66).
Как принято считать, выражение «блокбастер» применительно к музейной выставке впервые было использовано Томасом Ховингом, директором Метрополитен-музея (1967–1977).
Понятие «культурная индустрия» предложено представителями Франкфуртской философской школы Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером для описания процессов коммерциализации и унификации культуры позднего капитализма. См.: Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум; Ювента, 1997.
Fredberg S. J., Jackson-Stops G., Spear R. E. On Art History and the Blockbuster Exhibitions // The Art Bulletin. 1986. Vol. 68. № 3.
Бонами З. Per Aspera Ad Astra. Хроники выставочной жизни // 100 лет Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 1912–2012. М.: Гамма-Пресс. Т. 2. С. 167–169.
Безелянский Ю. Заметки с вернисажа. Улыбка Джоконды. М.: Радуга, 1999.
Это точно 2016‐й? Почему посетители вынесли двери на выставку Серова // РИА Новости. 2016. 22 января / https://ria.ru/analytics/ 20160122/1363448175.html.
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. С. 3–4.
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. С. 103.
Бауман З. Текучая современность. С. 109.
Речь идет о сути понятия «музейная публика». Если музеи XIX века стремились к превращению публики в единую общность, отражая тем самым принцип общедоступности новой институции, то современный музей демонстрирует свою демократичность через репрезентацию отдельных групп и сообществ. См.: Barrett J. Museum and the Public Sphere. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011.
Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion.
Roppola T. Designing for the Museum Visitor Experience. New York: Routledge, 2012. P. 35.
Hooper-Greenhill Е. Museums and the Shaping of Knowledge. London; New York: Routledge, 1992. P. 204.
Шенталь А. Импорт/экспорт: Тезисы о культурном самообеспечении // Разногласия. Журнал общественной и художественной критики. 2016. № 2 / Музеи. Между цензурой и эффективностью / https://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/10481.
Культурология как наука: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2008. № 11.
Там же.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. С. 180–181.
Экомузеи часто называют также «общими», «средовыми», «атмосферными» и т. д.
Третьяковская галерея приглашает москвичей заняться «Физкультурой в музее» // Москва 24. 2015. 14 июля / https://www.m24.ru/articles/Tretyakovskaya-galereya/14072015/79066.
Witcomb А. Re-Imagining the Museum. Beyond the Masoleum. London; New York: Routledge, 2001. Р. 129–130.
Вайбель П. Музей 2.0 // Искусство. Музей: настоящее прошлое. 2012. № 2 (581). С. 57.
Шуберт К. Удел куратора. С. 183.
Krauss R. The Cultural Logic of the Late Capitalist Museum. P. 3–17.
Deloche B. Mythologie du musée.
Ходнев С. «Людям нужен аттракцион – и мы его дадим». Рем Колхас о реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу // Коммерсантъ. 2018. 21 февраля / https://www.kommersant.ru/doc/3554815.
Худякова Л. Музей между утопией и uchronie: Б. Делош о сущности музейной институции // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. Сер. 2. Вып. 4. С. 145–152.
Freedman A., Medway P. Introduction: New Views of Genre and Their Implications for Education // Freedman A., Medway P. (eds) Learning and Teaching Genre. Portsmouth: Boyton/Cook Publishers, 1994. Р. 1–24. Здесь p. 3.
Snow D. et al. Frame Alignment Processes, Micromobilization and Movement Participation // American Sociological Review. 1986. № 51. Р. 464–481. Здесь Р. 477; Wagner-Pacifici R. Memories in the Making: The Shapes of Things that Went // Qualitative Sociology. 1996. № 19. Р. 301–322.
См.: Sturken M. Tangled Memories: The Vietnam War, the AIDS Epidemic and the Politics of Remembering. Berkeley: University of California Press, 1997; Crang M., Tolia-Kelly D. Nation, Race, and Affect: Senses and Sensibilities at National Heritage Sites // Environment and Planning A. 2010. № 42 (10). Р. 2315–2331.
См.: Thrift N. Intensities of Feeling: Towards a Spatial Politics of Affect // Geogr. Ann. 2004. № 86 B (1). Р. 57–78; Lorimer H. Cultural Geography: The Busyness of Being «More-Than-Representational» // Progress in Human Geography. 2005. № 29. Р. 83–94.
Cм.: Yanow D. Space Stories: Studying Museum Buildings as Organizational Spaces while Reflecting on Interpretive Methods and Their Narration // Journal of Management Inquiry. № 7 (3). 1998. Р. 215–239; Young J. The Texture of Memory: Holocaust Memorials and Meaning. New Haven; London: Yale University Press, 1993; Huyssen A. Present Pasts: Urban Palimpsests and the Politics of Memory. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2003; Waterton E. More-Than-Representational Heritage? The Past and the Politics of Affect // Geography Compass. 2014. № 8 (11). Р. 823–833.
Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire // Representations. 1989. Vol. 26 (Spring). Р. 7–24.
Young J. The Texture of Memory.
Carr G. After Ground Zero: Problems of Memory and Memorialisation // Illumine. 2003. № 2. Р. 36–44.
Yanow D. Space Stories. Р. 215.
Ooi С.-S. Persuasive Histories: Decentering, Recentering and the Emotional Crafting of the Past // Journal of Organizational Change Management. 2002. Vol. 15. № 6. Р. 606–621; Micieli-Voutsinas J. An Absent Presence: Affective Heritage at the National September 11th Memorial &. Museum // Emotion, Space and Society. 2016. Р. 93–104.
Linenthal E. Preserving Memory: The Struggle to Create America’s Holocaust Museum. New York: Penguin Books, 1995; Huyssen A. Present Pasts; Savage K. Monument Wars: Washington DC, the National Mall and the Transformation of the Memorial Landscape. Berkeley: University of California Press, 2009.
Waterton E. More-Than-Representational Heritage? Р. 824.
Разбору Мемориала синти и рома была посвящена групповая дискуссия на страницах журнала «Интеракция. Интервью. Интерпретация», инициированная автором: Рождественская Е. Мемориал Синти и Рома: групповая аналитическая дискуссия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 8. С. 86–91 / http://jour.isras.ru/index.php/inter/article/view/4374/4157.
Сайт Дани Каравана: http://www.danikaravan.com.
Глубина гранитной чаши была предметом переговоров автора мемориала с городскими властями, но возобладала позиция по безопасности, то есть неглубокий объем чаши.
Этому предшествовала долгая публичная дискуссия, затягивавшая инсталляцию Мемориала синти и рома.
Слово «коммеморат», созвучное меморату, понимается нами как мемориальный продукт для ритуалов коллективной памяти.
См.: Felman S., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. Florence, KY: Taylor & Frances/Routledge, 1992; Caruth C. Unclaimed Experience: Trauma, Narrative, and History. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996; Brown S., Tucker I. Eff the Ineffable: Affect, Somatic Management, and Mental Health Service Users // Gregg M., Seigworth G. (eds) The Affect Theory Reader. Durham, MC: Duke University Press, 2010. P. 229–249; La Capra D. Representing the Holocaust: History, Theory and Trauma. Ithaca: Cornell University Press, 1994; La Capra D. Writing History, Writing Trauma. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001.
Kerler D. Trauma and the (Im)Possibility of Representation: Patrick McGrath’s Trauma // Culture, Language and Representation. 2013. № 11. Р. 83–98. Здесь p. 85.
Ibid. Р. 84.
Davidson J., Milligan C. Embodying Emotion, Sensing Space: Introducing Emotional Geographies // Social and Cultural Geography. 2004. № 5 (4). Р. 523–532. Здесь p. 524.
Atkinson M., Richardson M. (eds) Traumatic Affect. Newcastle, UK: Cambridge Scholars Publishing, 2013. Р. 12.
Bennett J. The Aesthetics of Sense Memory // Radstone S., Hodgkin K. (eds) Memory Cultures: Memory, Subjectivity and Recognition. New Brunswick, London: Transaction Publishers, 2006. Р. 26–39.
Ibid. Р. 28.
Huyssen A. Present Pasts; Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. London: Routledge, 1995; Bennett T. Stored Virtue: Memory, the Body and the Evolutionary Museum // Radstone S. et al. (eds) Memory Cultures. Р. 40–54; Lauzon C. What the Body Remembers: Rebecca Belmore’s Memorial to Missing Women // Asselin O., Lamoureux J., Ross C. (eds) Precarious Visualities: New Perspectives on Identification in Contemporary Art and Visual Culture. Montreal, Kingston: McGill-Queen’s University Press, 2008. Р. 155–179.
Bennett J. The Aesthetics of Sense Memory. Р. 29.
Ibid. Р. 27.
Moscardo G. Mindful Visitors: Heritage and Tourism // Annals of Tourism Research. 1996. № 23. Р. 376–397.
Ibid. Р. 398.
McIntosh A., Prentice R. Affirming Authenticity Consuming Cultural Heritage // Annals of Tourism Research. 1999. № 26. Р. 589–612.
Ibid. Р. 601–602.
Сайт проекта Готфрида Хельнвайна «Ночь 9 ноября»: http://kristallnacht.helnwein.com.
Rose G. Visual Methodologies. An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 2002. Р. 16.
Bird J. et al. (eds) The BLOCK Reader in Visual Culture. London: Routledge, 1996.
Sekula A. Reading an Archive: Photography Between Labour and Capital // Holland P., Spence J., Watney S. (eds) Photography/Politics: Two. London: Photography Workshop/Comedia, 1986. Р. 61–153. Здесь p. 145.
Bennett T. The Birth of the Museum. Р. 6.
Burke K. A Rhetoric of Motives. New York: Prentice Hall, 1950.
Charland M. Constitutive Rhetoric: The Case of the Peuple Quebecois // Quarterly Journal of Speech. 1987. № 73. Р. 133–150. Здесь p. 134.
Ibid. Р. 138–139.
Rice J. The New «New»: Making a Case for Critical Affect Studies // Quarterly Journal of Speech. 2008. № 94 (2). Р. 200–212. Здесь p. 204.
Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. New York: Routledge, 2004.
Brennan T. The Transmission of Affect. Ithaca: Cornell University Press, 2004.
Rice J. The New «New». Р. 206.
Massumi B. Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham, NC: Duke University Press, 2002.
Davis D. Identification: Burke and Freud on Who You Are // Rhetoric Society Quarterly. 2008. № 38 (2). Р. 123–147.
Brown S., Tucker I. Eff the Ineffable. Р. 234.
Grossberg L. Affect’s Future: Rediscovering the Virtual in the Actual // Gregg M. et al. (eds) The Affect Theory Reader. Р. 315.
Seyfert R. Beyond Personal Feelings and Collective Emotions: Toward a Theory of Social Affect // Theory, Culture & Society. 2012. № 29. Р. 27–46. Здесь p. 29.
Clough P., Halley J. The Affective Turn: Theorizing the Social. Durham, NC: Duke University Press, 2007. Р. 28.
Сайт ГБУК «Государственный выставочный зал истории войны в Афганистане»: http://afgan-zal.ru.
Сайт Музея Победы: http://victorymuseum.ru.
Подробнее об Афганском музее см. в: Рождественская Е., Тартаковская И. Пространство памяти в Афганском музее: попытки договориться с прошлым // Интеракция. Интервью. Интерпретация (INTER). 2011. № 6. С. 103–117.
Williams P. Memorial Museums: The Global Rush to Commemorate Atrocities. Oxford; New York: Berg Publisher, 2007.
Sontag S. Regarding the Pain of Others. Paris: Presses Universitaires de France, 2003.
Assmann A., Conrad S. Memory in a Global Age: Discourses, Practices and Trajectories. Houndsmills, Basingstoke; New York: Palgrave Macmillan, 2010; Erll A. Travelling Memory // Parallax. 2011. № 17 (4). P. 4–18; Huyssen A. Present Pasts: Urban Palimpsests and the Politics of Memory. Stanford University Press, 2003; Levy D., Sznaider N. The Holocaust and Memory in the Global Age. Philadelphia: Temple University Press, 2006; Misztal B. A. Collective Memory in a Global Age: Learning How and What to Remember // Current Sociology. 2010. № 58 (1). P. 24–44; Reading A. Globalisation and Digital Memory: Globital Memory’s Six Dynamics // Neiger M., Meyers O., Zandberg E. (eds) On Media Memory. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. P. 241–252.
Alexander J. C. Trauma: A Social Theory. Cambridge: Polity Press, 2012.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001; Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений / Пер. с фр. под ред. В. Михайловского. Т. 6. Киев, 1902. C. 87–101.
Smith A. D. Myths and Memories of the Nation. Oxford: Oxford University Press, 1999.
Levy D., Sznaider N. Human Rights and Memory. University Park: Pennsylvania State University Press, 2010.
Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. London: Routledge, 1995.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества.
Levitt P. Artifacts and Allegiances: How Museums Put the Nation and the World on Display. Oakland: University of California Press, 2015.
Sontag S. Regarding the Pain of Others.
Kirshenblatt-Gimblett B. The Museum as Catalyst // Keynote address. Museums 2000: Confirmation or Challenge. Vadstena. 2000. September 29.
Engelhardt I. A Topography of Memory: Representations of the Holocaust at Dachau and Buchenwald in Comparison with Auschwitz, Yad Vashem and Washington DC. Bruxelles: Presses Interuniversitaires Européennes, 2002; Hansen-Glucklich J. Holocaust Memory Reframed: Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 2014; Linenthal E. T. Preserving Memory: The Struggle to Create America’s Holocaust Museum. New York; Chichester: Columbia University Press, 2001; Sodaro A. Exhibiting Atrocity: Presentation of the Past in Memorial Museums. New Brunswick: New School University, 2011.
Giamo B. The Myth of the Vanquished: the Hiroshima Peace Memorial Museum // American Quarterly. 2003. № 55 (4). P. 717.
Hansen-Glucklich J. Holocaust Memory Reframed.
Hansen-Glucklich J. Holocaust Memory Reframed.
Ibid.
Oren G., Shani A. The Yad Vashem Holocaust Museum: Educational Dark Tourism in a Futuristic Form // Journal of Heritage Tourism. 2012. № 7 (3). P. 255–270.
Crysler G., Kusno A. Angels in the Temple: The Aesthetic Construction of Citizenship at the United States Holocaust Memorial Museum // Art Journal. 1997. № 56 (1). P. 52–64.
Williams P. Memorial Museums.
Crysler G., Kusno A. Angels in the Temple.
Giamo B. The Myth of the Vanquished.
Williams P. Memorial Museums.
Sodaro A. Politics of the Past: Remembering the Rwandan Genocide at the Kigali Memorial Centre // Lehrer E., Milton C., Patterson M. (eds) Curating Difficult Knowledge. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2011. P. 72–88.
Violi P. Trauma Site Museums and Politics of Memory: Tuol Sleng, Villa Grimaldi and the Bologna Ustica Museum // Theory, Culture & Society. 2012. № 29 (1). P. 36–75.
Cole T. Nativization and Nationalization: a Comparative Landscape Study of Holocaust Museums in Israel, the US and the UK // Journal of Israeli History. 2004. № 23 (1). P. 130–145.
Crysler G., Kusno A. Angels in the Temple.
Macdonald S. A Companion to Museum Studies. Chicester: John Wiley & Sons, 2011.
Crysler G., Kusno A. Angels in the Temple.
Apor P. An Epistemology of the Spectacle? Arcane Knowledge, Memory and Evidence in the Budapest House of Terror // Rethinking History. 2014. № 18 (3). P. 328–344.
Tai E. Local and Global Efforts for Human Rights Education: A Case from the Osaka Human Rights Museum // The International Journal of Human Rights. 2010. № 14 (5). P. 771–788.
Layne V. The District Six Museum: An Ordinary People’s Place // The Public Historian. 2008. № 30 (1). P. 53–62.
Williams P. Memorial Museums. Об этой особенности фотографий также см.: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996.
Giamo B. The Myth of the Vanquished.
Crysler G., Kusno A. Angels in the Temple.
Hansen-Glucklich J. Holocaust Memory Reframed.
Violi P. Trauma Site Museums and Politics of Memory. P. 51.