После 1991 г. в результате распада СССР 45 из 89 субъектов Российской Федерации стали приграничными. Возникли новые международные границы, да и сегодня практически половина субъектов РФ являются приграничными.
Естественно, современная Россия пытается найти свое место в многополюсном мире регионального сотрудничества на границах своей территории, прежде всего, это Балтийское море, Баренцово-Арктический регион, Черноморский регион, Дальний Восток. Проблемы трансграничных региональных систем, трансграничного сотрудничества не могли не привлечь внимания представителей российской социальной науки, политологов в том числе.
Политическая регионалистика все активнее разрабатывает темы региона, регионализма и регионализации. Р.Ф. Туровский вводит понятие «территориально-политическая система», подчеркивает, что «территория понимается как политический контекст, она включена в политический процесс» [Туровский Р.Ф., 2007, с. 34].
Внимание к региону и регионализму смещается в сторону понимания его как фактора социально-политической организации пространства.
Изменение международных отношений после окончания «холодной войны», считает А.Б. Каримова, постепенно приводит к стиранию различений внутренней и внешней, территориальной и нетерриториальной политик, усложняет взаимосвязи, которые, в частности, выходят за рамки государств (государства) в региональное пространство.
Регионализацию в связи с этим можно рассматривать как «условие трансформации и взаимодействия смежных государств», а понимание региона может базироваться «на представлениях о территориях, сформированных в виде политико-экономических систем» [Каримова А.Б., 2006, с. 32, 34].
Одним словом, «политическая конструкция мира все чаще обнаруживает симптомы нового, комплексного, “диффузного” мироустройства, элементы подвижной трансграничной географии, пронизанной токами как государственных, так и трансгосударственных политий» [Неклесса А.И., 2008, с. 12].
К. Омаэ предложил концепцию «регионов-государств», которые, являясь самодостаточными экономическими комплексами, непосредственно взаимодействуют между собой, что является началом нового мирового порядка – «мира без границ» [см.: Зыков А.А., Шинковский М.Ю., 2009, с. 99].
Мир без границ все еще выглядит как утопия, но «регионы-государства» уже сегодня активно взаимодействуют в рамках трансграничного сотрудничества. Анализ трансграничного сотрудничества, потенциала трансграничных региональных систем – тема нашего номера «Политической науки».
Трансграничное сотрудничество расширяет возможности российских регионов, позволяет эффективнее решать стоящие перед ними экономические и социальные проблемы, ведет к углублению прежде всего экономических контактов с сопредельными государствами, взаимовыгодному использованию конкурентных преимуществ.
В 2002 г. «Политическая наука» уже затрагивала эту тему в статье французской исследовательницы Анаис Марен, в то время проходившей стажировку в Санкт-Петербурге [Марен А., 2002]. Описывая трансграничное сотрудничество Республики Карелия, А. Марен обращает внимание на минимальное вмешательство Центра (Москвы) во внешнеэкономическую деятельность Республики Карелия, подчеркивает популярность внешнеэкономического направления как стратегии развития республики в глазах местной элиты. Для характеристики трансграничного потенциала регионов, не выступающих с сепаратистскими требованиями, как Республика Карелия, А. Марен считает возможным использовать родившееся в Канаде понятие «парадипломатия». Речь идет о регионах, в которых отсутствует этнонациональная самоидентификация и которые не склонны к этнонациональным требованиям и сепаратистским настроениям. Размышляя именно о таких регионах, канадские специалисты определяют парадипломатию как прямую международную деятельность субнациональных акторов (разного рода федеральных объединений, регионов, городов и городских общин), поддерживающую, дополняющую, корректирующую, дублирующую национальную дипломатию и даже бросающую ей вызов [см.: Марен А., 2002, с. 86].
Впрочем, российские политологи описывают, может быть в несколько ином аспекте, тот же самый комплекс проблем, когда рассматривают непростые взаимоотношения федерального Центра и периферийных трансграничных регионов, например статья Л.Е. Бля-хера в этом номере журнала.
В первом разделе журнала представлены материалы, в той или иной мере отражающие теоретические подходы, концепции и понятия трансграничных отношений (статьи В.М. Кузьмина, Л.Е. Бля-хера, А.Б. Волынчука, М.Ю. Шинковского и А.А. Зыкова).
Второй раздел посвящен исследованиям конкретных трансграничных регионов, конкретным проблемам трансграничного сотрудничества (статьи А.Д. Абалакова, И.И. Арсентьевой, А.А. Акмаловой и В.М. Капицына).
В третьем и пятом разделах публикуются материалы, в которых затрагиваются проблемы, в той или иной мере дополняющие и расширяющие тему трансграничных регионов.
Особняком в разделе «С книжной полки» стоит статья о сравнительном анализе словарей по политологии и информационно-поискового тезауруса.
В процессе работы над темой трансграничного сотрудничества интересными показались соображения калининградца В.М. Кузьми-на – автора статьи, опубликованной в 2006 г. Попытки связаться с автором и привлечь его к сотрудничеству ни к чему не привели. Автор не отвечал. Как оказалось, и не мог ответить.
Мы открываем наш номер перепечаткой (с разрешения редакции и с некоторыми нашими сокращениями) статьи В.М. Кузьмина, скончавшегося в мае 2009 г. Это наш скромный акт поминовения. Вечная ему память!
Зыков А.А., Шинковский М.Ю. Россия в системе трансграничного сотрудничества АТР: Поиск пути // Россия и современный мир. – М., 2009. – № 4. – С. 98–110.
Каримова А.Б. Регионы в современном мире // Социс. – М., 2006. – № 5. – С. 32–41.
Марен А. В поисках европейской идентичности: Парадипломатическая деятельность Республики Карелия и ее последствия // Политическая наука. – М., 2002.– № 1. – С. 78–100.
Неклесса А.И. Эпоха Постмодерна и новый цивилизационный контекст // Эпоха Постмодерна и новый цивилизационный контекст: Материалы науч. семинара. – М.: Научный эксперт, 2008. – Вып. 1 (10). – 272 с.