Цель предлагаемого выпуска журнала – познакомить читателя с важнейшими политическими вопросами современного этапа европейской интеграции. Постепенное и последовательное движение в сторону политической интеграции было намечено еще в 1972 г., когда из названия «Европейское экономическое сообщество» было убрано слово «экономическое». Принятые в феврале 1986 г. Единые общеевропейские акты зафиксировали образование внутреннего рынка, свободу передвижения лиц, товаров и услуг. Своего апогея экономическая интеграция достигла после введения единой валюты – «евро» (Маастрихтский договор 1992 г.). К этому времени возможности качественного совершенствования экономической интеграции на базе действовавших институтов ЕС были исчерпаны, и дальнейшее развитие интеграционного процесса могло происходить преимущественно за счет количественных изменений – приема новых членов, расширения еврозоны и т.д. Маастрихтский договор выразил твердую волю западноевропейских государств двигаться к созданию единой структуры, которая в соответствии с положением Римских договоров о «все теснее сплачивающемся Сообществе» открыла бы его участникам дорогу к качественно новому этапу европейской интеграции – политическому объединению. Европейское сообщество трансформировалось в Европейский союз: были согласованы структурные изменения в целях создания единого политического пространства (формирование общей внешней и оборонной политики, внутриполитическое сотрудничество).
Стремительные по сравнению с прошлыми десятилетиями темпы интеграции – Маастрихт, Амстердам (1997), Ницца (2000) – в сочетании с беспрецедентным территориальным расширением породили неоправданную «европолитическую» эйфорию элит и укрепили позиции сторонников «Федеративного государства Европы». Евросоюз решил шагнуть в качественно новую эру.
Реформирование институтов Евросоюза – процесс постоянный и неизбежный в этом наднационально-межгосударственном образовании, успешно развивающемся, непрерывно расширяющемся, но еще не определившем ни своей конечной цели, ни границ, ни того, что оно собой представляет в настоящее время и чем оно в конечном счете хочет стать. Институты преобразовывались и совершенствовались на принципах, заложенных еще во времена ЕЭС, а их дуализм отражал наднационально-межгосударственную двойственность ЕС.
Декларация о будущем Европейского союза, подписанная 15 декабря 2001 г. в Лаэкене (Бельгия), положила начало качественной реформе европейских институтов. Ее воплощением стала «Конституция Европы», подписанная в 2004 г. и ратифицированная Европарламентом в 2005 г. В этом документе, как по содержанию, так и по объему принципиально отличавшемся от всех предыдущих общеевропейских договоров, отразилось стремление сторонников более тесной политической интеграции форсировать движение Евросоюза в сторону «Федерального государства Европы». Как известно, этот договор – не в последнюю очередь в силу своих «конституционных» претензий – потерпел фиаско в процессе его ратификации в 2005 г. и в силу не вступил. Лиссабонский договор, вынесенный на суд европейских государств в 2007 г. и вступивший в силу 1 декабря 2009 г., в своих важнейших положениях следует духу «Конституции», однако не содержит испугавших европейскую общественность «конституционных» претензий.
Поскольку процессы политической консолидации в Европе в последние два года в той или иной степени были завязаны на ратификацию Лиссабонского договора, большинство статей этого журнала так или иначе касается этой темы. В статье С.В. Погорельской (ИНИОН РАН) предпринята попытка сформулировать основные проблемы, с которыми придется столкнуться «постлиссабонскому» Евросоюзу. О договоре как таковом идет речь в статье «Лиссабонский договор и его последствия для развития ЕС», написанной Ю.Н. Кавешниковым (Институт Европы РАН). По мнению российского исследователя, Лиссабонский договор стал «свидетельством непреодоленных противоречий» и дает основание предположить, что имеет место стагнация интеграционных процессов.
Реформе «пространства свободы, безопасности и правосудия» в соответствии с Лиссабонским договором посвящена работа О.Ю. Потемкиной (Институт Европы РАН). Политические аспекты некоторых экономических проблем рассматриваются в статье «Применение гибкой интеграции в рамках Экономического и валютного союза ЕС», подготовленной Л.О. Бабыниной (Институт Европ РАН).
Процессам политической консолидации в Евросоюзе посвящена статья немецкого исследователя Л. Кюнхардта (Боннский университет) «Консолидация Европейского союза», написанная специально для журнала. Особое внимание автор уделяет роли Европарламента, который, по его мнению, на сегодняшний день является гораздо более влиятельным и сильным, чем когда бы то ни было. «Однако, – сетует автор, – в восприятии широких масс населения стран – участниц ЕС он по-прежнему остается чем-то второстепенным по сравнению с межгосударственными механизмами принятия решений и с Еврокомиссией». Причину этого немецкий исследователь видит в опосредованности демократической легитимации Европарламента, отсутствии общеевропейских партий, которые, по образцу национальных партий, могли бы вести предвыборную борьбу в масштабах всего ЕС. Однако, справедливо отмечает Л. Кюнхардт, «пока что политические элиты Евросоюза и его членов не готовы к такому радикальному переходу от привычной “культуры общеевропейского согласия” к политической борьбе по образцу национальных политических структур». Существуют, замечает Л. Кюнхардт, и другие причины, препятствующие процессам консолидации, например, склонность к консенсусным решениям в ущерб живой общеевропейской дискуссии о будущем Евросоюза. Политическая консолидация – это творческая задача, считает немецкий исследователь. «Культурная Европа, – заключает Л. Кюнхардт, – уже сложилась и продолжает развиваться, политическая же Европа находится в стадии становления. В данной ситуации возникает необходимость по-новому определить общеевропейскую политическую культуру».
Одной из ключевых в нынешних дискуссиях о политической консолидации ЕС является проблема «европейской идентичности». Эта тема многослойна – она включает такие аспекты, как выявление общеевропейских ценностей, формирование единой политической культуры и так называемой «общей культуры памяти», о которой так много говорят в Европе в связи с различными позициями в оценке последствий Второй мировой войны. Между тем российские исследователи недооценивают значение этой темы занимаясь, по большей части изучением европейских институтов, политической и экономической деятельности ЕС. Попытка частично восполнить пробел в освещении этой проблемы предпринята Д. Андросовой (ИНИОН РАН), работа которой посвящена обзору ряда публикаций по проблеме «европейской идентичности».
Известно, что Европа претендует, и не без основания, на роль одного из глобальных акторов в мировой политике. Необходимое условие глобальной дееспособности – единая внешняя и оборонная политика. Однако возможна ли единая внешняя политика, не говоря уж о геополитике, в условиях, когда не определены собственные географические и политические границы? Немецкий исследователь А. Маркетти (Боннский университет) в статье «Европейская политика соседства – политическая консолидация с препятствиями», написанной специально для журнала и ориентированной на менее информированного, нежели европейские эксперты, в этих вопросах российского читателя, обращается к чрезвычайно острому вопросу: как соотнести «политику соседства» с формирующейся совместной внешней политикой Евросоюза и с «политикой расширения»? С одной стороны, «политика соседства» необходима, поскольку она организует пространство вокруг Евросоюза, с другой – она предполагает проведение четких географических и политических границ «Европы». «Европейская политика соседства, – пишет автор, – должна стать заменой политики расширения и имеет шанс занять важнейшее место в системе внешних сношений ЕС». Главное, заключает А. Маркетти, чтобы эта политика была «привлекательной для соседей» и «приспособлена к потребностям каждой конкретной страны».
Во внешней политике национальных государств большую роль в последнее десятилетие стали играть негосударственные акторы – неправительственные организации (НПО). Способен ли Евросоюз развивать аналогичные инструменты для своей общей внешней политики, находящейся в стадии становления, или по крайней мере эффективно использовать имеющийся в его распоряжении неправительственный инструментарий стран – участниц ЕС? Немецкая исследовательница Николь Ренверт (Фонд науки и политики) в статье «Евроатлантическое измерение работы германских политических фондов и его роль в процессах политической интеграции ЕС» обращается, как видно уже из названия, к опыту германских политических фондов – уникальных организаций, работающих на стыке официальной политики и «околополитической» зоны.
Разумеется, тема политической консолидации весьма объемна и охватить ее в рамках одного выпуска журнала не представлялось возможным. Составители данного выпуска предприняли попытку обратить внимание только на самые актуальные аспекты заявленной темы. Несомненно однако, что коллектив редакции «Актуальных проблем Европы» будет внимательно следить за развитием процессов политической консолидации в Евросоюзе и возвращаться к этой теме по мере того, как положения вступившего в силу Лиссабонского договора начнут воплощаться в жизнь.