Александр Михайлович Василевский родился 30 (17 по ст. ст.) сентября 1895 года в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда (ныне Вичугский район Ивановской области). Отец, Михаил Александрович, был сначала псаломщиком и регентом церковного хора, позднее – священником. Мать, Надежда Ивановна, была дочерью псаломщика, благочестивой и глубоко верующей женщиной. Сохранилась
№ записи – 10
Дата рождения – 16 сентября[1]
Дата регистрации – 18 сентября
Имя – Александр.
Звание, имя, отчество и фамилия родителей, адрес: села Гольчихи Никольской единоверческой церкви, псаломщик Михаил Александрович Василевский и законная его жена Надежда Ивановна, оба православного вероисповедания по единоверию.
Священник: Александр Крылов.
Дьякон: Феоктист Розов.
Через два года семья Василевских переехала в село Новопокровское, куда отца перевели священником. Это село исчезло с карты земли. Ныне на том месте сохранилась лишь чудом уцелевшая церковь, где служил Михаил Александрович, а там, где стоял дом Василевских, установлена стела со словами: «Здесь жил маршал А.М. Василевский».
Александр, будущий маршал Василевский, был четвертым ребенком в семье. Всего же в семье было восемь детей. Жили бедно. Все от мала до велика трудились в огороде и в поле. Александр, как и его братья, косил траву, ходил за плугом, занимался другими сельскохозяйственными делами. Отец, чтобы прокормить семью, вынужден был подрабатывать – столярничал. Учебу Саша начал в новопокровской церковно-приходской школе. Летом 1909 года окончил Кинешемское духовное училище, а осенью поступил в Костромскую духовную семинарию.
В эти годы в России нарастало революционное брожение. В среду семинаристов проникали разного толка революционные элементы. Юноши, зараженные революционными идеями, теряли веру, становились атеистами. Для них идеалами были такие «прогрессивные» семинаристы, как Чернышевский и Добролюбов.
Среди преподавателей также завелось много вольнодумцев, либеральных демагогов, насаждающих дух сомнения, неверия, безбожия. Под их влиянием в учебном процессе сокращалось число церковных дисциплин и увеличивалось количество дисциплин светских. Вместо приготовления пастырей Церкви гуманисты готовили чиновников. По окончании семинарии многие уходили в университеты, и только 10–15 % шли в пастыри.
Праотеческая вера, все «старое», на чем держались главнейшие устои русской церковности, государственности и народного быта, чем жили предыдущие поколения, – все это стало ниспровергаться, опрокидываться, уничтожаться и заменяться новым знанием.
Александр Михайлович вспоминал, что, несмотря на название «духовной», его семинария выделялась среди других учебных заведений Костромы довольно прогрессивными взглядами своих учащихся. Безусловно, эта атмосфера в семинарии, а также довольно бурная и революционная жизнь в губернском центре накладывали отпечаток на политическое сознание Василевского.
Александр мечтал поступить в агрономическое учебное заведение или в Московский межевой институт. Но началась Первая мировая война, которая опрокинула все планы.