Прозаический перевод хвалы и кириллическую транскрипцию её текста на тибетском языке см. в изд.: Ло-санг Келсанг Гьяцо. Ньюнг Нэ. – М.: Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, 2002. – С. 110–113. (Прим. перев.)
Эти пять отрицательных карм – убийство собственного отца или матери, убийство архата, возбуждение раскола в Сангхе, нанесение вреда Будде – называются «немедленными», потому что если накопить такую карму, то сразу же после смерти без «промедления» в виде другой жизни, человека ждёт перерождение в низшем и жарчайшем из адов, по счёту в восьмом, наиболее невыносимом, страдания в котором – наивысшие. Пять карм, схожих с «незамедлительными» – это инцест с собственной матерью, которая является архатом, убийство бодхисаттвы, который должен был стать буддой в этой самой жизни, убийство хинаянского арьи, находящегося на ступени, отличной от архатства, присвоение имущества Сангхи и разрушение ступы или монастыря из-за ненависти.
Тантрическая самайя – это не только выполнение сад-хан, не просто произнесение слов. Во время высшего йога-тантрического посвящения ученик принимает на себя обязательства, самайи. Есть много сводов правил поведения, которые надо соблюдать. Это не только вопрос регулярного чтения садхан или определённого количества мантр того или иного божества, в которое был посвящён человек.
Согласно Ламе Сопе Ринпоче, это относится к держащей обеты Сангхе, которая живёт в целомудрии. Дословно: «вовлечённые в схожее поведение, ведущее к совершенству», что означает, что поведение того, кто держит обеты, наилучшим образом сориентировано на достижение Пробуждения. Эта фраза может также относиться к ваджрным родичам, – тем, вместе с кем мы получали посвящения.
Избегание святой Дхармы – тяжелейшая негативная карма, худшая, чем от разрушения любого священного объекта – статуи, ступы или писания, – самая плохая из тех, что существует в мире.
Это очень тяжёлая негативная карма, происходящая от уничижения святых существ, арьев – тех, кто обладает мудростью, что ясно постигает пустоту, и кто достиг пути ясного видения, пути медитации, и пути не-учения-более, что в Хинаяне, что в Махаяне. Сюда могут быть включены и другие члены Сангхи.
Размышляйте так: «От тех, от которых я могу воздержаться, воздержусь. От тех, отказаться от которых очень тяжело, я буду воздерживаться в течение одного дня, или часа, или минуты, или хотя бы одной секунды». Сделайте это обещание, но пусть оно будет таким, которое вы на самом деле можете сдержать, чтобы не пришлось лгать пред лицом поля заслуг. Воздержание – последняя из четырёх противоборствующих сил. Должны быть применены все четыре: прибежище, раскаяние, противодействие и воздержание.