Душа человека, испадшего из благодати Божией, есть разрушенный храм Божий. Враги, которые осквернили, обезобразили, опустошили его и поработили нас, суть грехи наши. Могущественный Царь, Который проповедует плененным отпущение (см. Лк. 4, 18) и дает способ восстановить разрушенный живой храм живого Бога, есть Господь наш Иисус Христос. Евангелие на наши духовные развалины посылает дух покаяния и веры, чтобы вновь воздвигнуть алтарь молитвы, возжечь огонь любви к Богу и подать нам надежду, что мы паки будем жить в помощи Вышнего, водворяться в крови Бога Небесного (см. Пс. 90, 1). Кто бы ты ни был, гражданин или пришелец духовного Иерусалима, священник или левит, князь отечеств или один из народа верующих, если ум твой не ослеплен чувственностью и может видеть сии развалины прежнего, сие основание нового храма духовного, если сердце твое не одебелело, как у неверующих, можешь ли ты в минуты спокойного и благоговейного размышления смотреть на свое состояние холодным оком и сердцем? Не должно ли прошедшее извлекать у тебя горькие слезы раскаяния, настоящее – кроткие слезы покаяния, будущее – сладкие слезы умиления и радости? В сем таинственном смешении печали и утешения, плача и веселия – уже и ныне начинается и ощущается блаженство плачущих, которое совершит и откроет Господь, отъяв, наконец, всяку слезу от очию их (Апок. 21, 4). Блажени плачущий, яко тии утешатся от утешителя Духа Святого. (2, с. 310–311)
Поспешим сеять слезы покаяния, чтобы пожать радость спасения. (4, с. 487)
Восчувствуем, участники всеобщей нищеты, восчувствуем каждый в своем духе нищету нашу в благах духовных и смиримся; признаем нашу греховность и покаемся; будем часто прибегать к дому Отца Небесного и просить от Него духовной милости ради Христа, Единородного Сына Его, для нас обнищавшего и нам богатство благодати стяжавшего кровью Своею; нет сомнения, что по сему ходатайству даст Он Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13) с верой, и Сей Утешитель паче слова опытом научит нас, как блажени нищии духом и что воистину их есть Царствие Божие. (2, с. 161)
Приближися Царство Небесное, – взывает божественный проповедник: блаженство, потерю которого вы оплакиваете и которое жаждете возвратить, не то, которое вы имели в Иерусалиме и в Давиде, и паки думаете иметь в царстве и царе земном; вы сами не понимаете, чего недостает сердцу вашему и к чему оно стремится сильным, но темным желанием; истинное блаженство есть то, которым вы обладали и которое утратили в раю и в Адаме грехопадением; и сие блаженство, которого так долго не имели и не знали в мире потому, что вси согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3, 23), сие Царство, не земное, а небесное, которого не видели на земле, потому что с тех пор, как грех в мир вниде, и грехом смерть… царствова смерть и над несогрешившими, по подобию преступления Адамова (Рим. 5, 12, 14), сие спасение, которого тень одну представлял закон Моисеев, о котором столь долго изыскивали и испытывали пророки (см. 1 Пет. 1, 10), готово теперь открыться в истине и силе; уже Царь Небесный призывает и собирает сынов Царствия, пройдя через крест и смерть, в воскресении получает Он всякую власть на небе и на земле, и, вознесшись на небо, уже посаждает с Собою на небесах (см. Еф. 1, 20) таких людей, которые ходят еще телом по земле, но которых по духу житие на небесах есть.
Приближися Царство Небесное. Из сего приближения Царства Небесного Божественный Наставник извлекает то заключение, что должно покаяться. Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное.
Покаяться – значит переменить прежние мысли, как погрешительные, оставить прежние желания, как безрассудные и суетные, прежние дела, как достойные осуждения и погибельные, и воспринять новые мысли, а следственно и желания, и дела.
Подлинно, надлежало покаяться иудеям, когда приближалось Царство Небесное, когда явился между ними Спаситель мира. Они думали о царстве земном, а им возвещается Царство Небесное: надобно переменить мысли земные на небесные. Они, как блаженства, желали изобилия и богатства, власти и славы между народами, а им проповедуют, что блаженны нищие духом, алчущие и жаждущие правды, изгнанные правды ради: надобно переменить желания чувственные и страстные на духовные и бесстрастные. Они слегка и наружно исполняли принятые обряды набожности, а оставляли вящшая закона, суд и милость и веру (Мф. 23, 23), и, хвалясь законом, преступлением закона, как обличает их апостол, Бога бесчествовали (см. Рим. 2, 23); надобно было переменить дела лицемерно благовидные или явно беззаконные на дела внутренне добрые и чистые и начать новую жизнь, которой бы Бог прославлялся в душах и телах.
Так должно разуметь проповедь Господню о приближении Царства Небесного в отношении к первоначальным ее слушателям – иудеям. Но и мы, братия, не находимся ли между слушателями сей Божественной проповеди? Не взывает ли Господь и к нам ныне в Евангелии: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное? Иудеи большею частью не вняли проповеди Господней, и ветхий Иерусалим, понеже не разуме времене посещения Его (Лк. 19, 44), разрушился у самого основания Царства Небесного. И вы блюдитеся, како слышите (Лк. 8, 18).
Дни земные приходят и проходят, и вечное Царство Небесное становится ближе и ближе. Царство благодати и спасения приблизилось и открылось уже давно через спасительную проповедь Господа нашего Иисуса Христа, через Его спасительную для нас крестную смерть и воскресение, через обильное излияние Святого Духа на апостолов, через распространение христианской веры во все концы вселенной, – через что и мы во святом крещении сделались сынами и наследниками Царства Небесного. Приближается новое более торжественное откровение Царства Небесного, как Царства славы и блаженства. Предреченные Господом знамения времен указывают сие великое событие со дня на день ближе. Востанет, – сказал Он, – язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы, и труси по местом. Вся же сия начало болезнем (Мф. 24, 7, 8). Сколько раз уже являлось сие начало последних времен! Как грозно было сие знамение между прочим и в сей самой области в дни наши! За умножение беззакония, – говорил еще Господь, – изсякнет любы многих (12). О, как беззаконие умножается! О, как возлюбленная любовь иссякает. И проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней (Мф. 24, 14), – предрекал Он еще; и оно проповедано и проповедуется. Что далее? И тогда приидет кончина (Мф. 24, 14). Когда? Я не знаю; не знают ни Ангели на небе (Мф. 24, 36), но знаю, и вам сказано, и теперь напоминается, что кончина придет точно в такой час, как нынешний, в который о том не знают и не полагают, чтобы то был час кончины, который, как сеть рыбу, захватит живущих на земле; знаю и не трудно всякому понять, что если время за тысячу восемьсот лет до нашего называлось уже кончиною лета, то наши дни, конечно, еще ниже висят на конце веков, над бездною вечности; знаю, что Тот, Который проповедовал во Иудеи и в Галилее, что приближися Царствие Небесное, вновь подтверждает в Иоанновом Откровении: время близ, и даже клянется: ей! гряду скоро (Апок. 22, 10, 20).
Покаемся, братия, и принесем плод, достойный покаяния, пока последний, решительный для всех или для каждого в особенности, час, то есть час ожидаемого пришествия Христова и великого суда, или час смерти, за которым также ничего не видно далее как суд, – пока сей великий час не постиг нас, беспечных, как потоп современников Ноя, как огнь и жупел сограждан Лота. Покаемся не на день, в который очищаем свою совесть перед служителем алтаря, но на все последующее время жизни. Покаемся и не только дела злые оставим, что и неверующие частью делают, избегая осуждения от человеков, но и сердца от страстей и похотей очистим, и помышления исправим, да будем благоугодны Испытующему сердца и утробы. Не будем обеспечивать себя во грехах наших тем, что много подобных нам грешников или и все грешны; может быть, те, которые кажутся нам по внешности подобными нам грешниками, много успели во внутреннем сердечном покаянии и в тайных добродетелях; притом, несмотря ни на какое число, потребит Господь вся делающия беззаконие (Пс. 100, 8)! Но да сохранит Он нас от сего страшного жребия и покаянием истинным да введет в Царство Небесное, дабы блаженствовать в Нем и славословить Его во веки. (2, с. 319–322)
Если… в чем находим себя уклонившимися от бдительной осторожности в соблюдении спасительных заповедей, да не умедлим покаянием и лучшими прежних намерениями и делами возвратиться к оным, преискренне приблизиться к Богу и положить сердца наши в силу Его (см. Пс. 44, 14). И да узрит Господь, что послушали заповедей Его; и таким образом о Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающия нам (Пс. 59, 14) враги видимые и невидимые. (5, с. 235)
Бывают минуты, в которые и преданный миру и плоти человек пробуждается от очарования, в каковом они держат его; видит ясно, что прошедшая жизнь его есть цепь заблуждений, слабостей, преступлений, измен Богу, что дела его естественно суть семя будущих казней и что сами добродетели его не постоят перед взором вечного Судии; осуждает сам себя, трепещет всем существом своим и, будучи отчаян в самом себе, через сие отчаяние влечется к упованию на Бога: «сие расположение»[1] к покаянию что есть иное, как не Тот Дух велик и крепок, разоряя горы и сокрушая камение (то есть низлагающий гордость и умягчающий жестокосердие), который посылает перед собою мимоходящий Господь (см. 3 Цар. 19, 11)? Что, как не то дыхание бурное, которое предвещает сошествие Святого Духа (см. Деян. 2, 2)? Что, как не тот страх Твой, Господи, среди коего мы во чреве приемлем Дух спасения Твоего (Ис. 26, 18)? Блажен, кто «с покорностью дает влещи и себя»[2] сему стремлению Духа Божия! Оно поведет его тесным путем (см. Мф. 7, 14) самоотвержения; заставит его самого исторгать то, что прежде посеял, и разрушать то, что созидал; научит его страдать и радоваться в страданиях (см. Кол. 1, 24); распять плоть со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), дабы совершенно предать дух в руки Божии. Мало-помалу бурное дыхание превратится в те кроткие, неизглаголанные воздыхания, коими Сам Дух о нас ходатайствует (см. Рим. 8, 26), – в тот живой глас, коим вопиет Он в сердцах наших: Авва Отче (Гал. 4, 6); и тогда человек исполняет Христову заповедь о непрестанной молитве (см. Лк. 18, 1), «что при одних собственных силах было бы для него невозможно и по его склонности к рассеянию, и по неведению предметов и образа истинной молитвы: о чесом бо помолимся»[3], якоже подобает, не вемы. (1, с. 4)
Полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от пагубного самопрельщения и поставить на путь истинного покаяния и исправления. (3, с. 275)
Мытарь, которого наименование знаменует человека, погрязшего в неправде и беззаконии, при свете обличающей совести усматривает свое гибельное состояние и помышляет об избавлении от него. Входит в церковь, но не смеет приблизиться к святыне ее, ни воззреть на небо, бьет себя в перси, то есть сам себя осуждает, смиряет, признает достойным наказания и произносит молитву покаяния: Боже, милостив буди мне грешному