Слово «счастье» для всех означает нечто желанное, прекрасное, в высшей степени приятное, даже блаженное, но и труднодостижимое, часто случайное и далекое, манящее человека из-за горизонта. Однако в разные времена и эпохи, в разных культурных и общественных слоях люди представляли счастье по-разному.
Во-первых, среди многих людей, ранее и теперь, сложилось мнение, что счастье – это удачное стечение обстоятельств, благоприятных условий жизни. То есть счастье – есть не что иное, как везение или удача. Золотоискатели называли находку крупного самородка «диким счастьем». Выигравшего в лотерею человека могут называть счастливым, не задумываясь над тем, что он сам чувствует или переживает. Это «счастье» – в бытовом, житейском значении слова. Поэтому каждый теперь чувствует, что это слабое и бледное понимание подлинного счастья человека. Оно настолько поверхностно, что жаль даже обесценивать им настоящее понятие счастья, к которому все действительно стремятся.
Иное понимание человеческого счастья сложилось в средние века, оно бытует иногда и теперь, особенно среди подростков. Счастье в этом понимании – состояние интенсивной радости, блаженства или упоения. В отличие от предыдущего представления, здесь неважно, какие условия породили это восхитительное переживание, главное – в его психологическом значении. Понятно, что такое «счастье» обычно кратковременно, и чаще всего заканчивается болезненным «похмельем». Алкоголизм и наркомания берут начало именно от таких желаний скорого и быстрого «кайфа», когда о последствиях стараются не думать. Блаженство, экстаз и упоение рождают секс, азарт, наркотические средства, опасные приключения, экстремальные виды спорта, даже некоторые «селфи» – фото на фоне своих смертельно рискованных трюков. Многое из этого – сомнительные средства достижения удовольствий, тем не менее, без блаженства и радости не бывает и настоящего счастья, к которому мы все стремимся.
В античности древние греки начали склоняться к третьему пониманию счастья, которое назвали эвдемонией. Мерилом счастья здесь выступает не удачное стечение обстоятельств и не интенсивная радость, но полнота и высота достигнутых человеком благ. По этому мнению счастье – в обладании благами, а радость есть лишь естественный результат обладания благами. Под благами обычно понимали материальный достаток, здоровье, свободу, безопасность, власть и т.п. Мыслитель Августин Блаженный писал, что счастливый человек – «тот, который имеет то, что хочет, но не хочет ничего дурного». Иными словами, это человек, который имеет все блага, к которым стремился, тот, кто имеет положительный баланс жизни, т.е. перевес удовольствий над страданиями.
На протяжении более полутора тысячелетий, начиная с Аристотеля, было распространено именно последнее понимание счастья – объективное, т.е. реальные блага. Это не вызывает, разумеется, сомнения: блага – это замечательно, – однако в этом нет и следа «психологии» человека. Удовлетворен ли он имеющимися у него благами. Или при своем изобилии он изнывает от скуки, страха, ревности, зависти, укоров совести или физической боли и считает себя настолько несчастным, что даже задумывается о самоубийстве? Поэтому в наше время такое понимание счастья – эвдемонии – кажется устарелым.
Четвертое, современное понимание счастья подразумевает удовлетворение человеком жизнью в целом. В отличие от предыдущего, такое понимание имеет характер субъективный. Критерием его служит удовлетворение своей личной жизнью, а не обладание благами. Счастье определяют не доставшиеся человеку внешние блага, а его личные чувства, то есть не то, чем он обладает, а как он это воспринимает.
Действительно, такое понимание много ближе к наблюдаемой и ощущаемой каждым человеком действительности. Однако причины разнообразной психической реакции человека на свою жизнь так и не были никем из философов удовлетворительно объяснены, хотя многие пытались это сделать. Религиозные учения в этом отношении подходят к истине много ближе.
Мыслителей на протяжении многих веков интриговала проблема счастья и поиск путей его достижения. Однако выводы остаются неутешительными. Прямые пути к счастью, как к некоей единой путеводной звезде, не просматриваются. Достижение счастья человеком через обилие удовольствий – и материальных и духовных, что многим представляется очевидным, также при ближайшем рассмотрении ожидает провал.
Римлянин Луций Сенека (начало Новой эры): «Чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься».
Американский философ Дж. Дьюи: «Лучший способ достижения счастья – не искать его».
Австрийский философ М. Шлик: «Счастье исчезает в той мере, в какой о нем заботишься».
Фридрих Ницше (“Так говорил Заратустра»): «Счастье бегает за мной. Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье – женщина».
Русский писатель Иван Тургенев: «Есть в жизни много хорошего и без счастья».
Драматург Бернард Шоу называл счастье «побочным продуктом».
А.П. Чехов (словами героев повестей): «Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». «Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом».
Напрашивается вывод: счастье надо искать в чем-то ином, чем в погоне за заведомо известными и ожидаемыми человеком удовольствиями. Это может быть нечто такое, что со всей страстью захватит человека, заставив его забыть о возможных несчастьях на его пути, и тогда наградой ему будет радость победы, ощущение удовлетворения от успеха своего дела и действительно счастье. Но сильные страсти далеко не всегда сопутствуют человеку в его жизни. Однако тогда страсть может заместиться в человеке глубоким и спокойным искренним интересом к чему-либо, ради чего он также «забывает» о радостях, ожидаемых впереди. Индийская мудрость призывает для успеха в работе забывать о вознаграждении за нее.
Побудительным мотивом к деятельности, ведущей к счастью, может быть чувство «исполнения долга», т.е. следование своим глубоким моральным принципам или личным убеждениям. Этот «долг» не есть обязательно общественно-нравственная установка. Более естественно и надежно убеждение, выработанное человеком самостоятельно. Это может быть религиозная или интуитивная вера в высшую цель и смысл своей жизни. Об этом будет подробно говориться в следующих главах этой книги.
В каждом случае радость, удовлетворение, счастье приходят к человеку, как «нечаянная» награда за успехи на выбранном пути. Однако страсть, глубокий захватывающий интерес и высокие убеждения – это психические состояния, рожденные вовсе не разумом, то есть мыслительным аппаратом человека. Все это зарождается в его подсознании, в «душе». Разум лишь помогает человеку, обслуживает его выбор по ходу возникающих затруднений на пути реализации этих устремлений.
В последующих главах будет представлены новые пути решения проблемы человеческого счастья через анализ взаимодействия разума человека, т.е. его мыслительного аппарата, и его «души», т.е. глубинного подсознания, имеющего прямую связь с природой – с общим Потоком жизни.