Глава 2. ТРИЗ

ТРИЗ можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта многих поколений изобретателей: отбираются и исследуются сильные решения, критически изучаются решения слабые и ошибочные3.

Генрих Альтшуллер

2.1. Что такое ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – технология инноваций, при которой процесс творчества управляем, а не хаотичен.

Эта технология позволяет решать творческие задачи, используя специальные законы, методы, правила и инструменты.

Применение ТРИЗ развивает творческое (изобретательское) мышление, качества творческой личности, дает возможность смотреть на вещи и явления по-новому, находить нетривиальные, принципиально новые решения высокого уровня, что повышает эффективность творческого труда.

Нередко в основе решения задачи лежит, на первый взгляд, «дикая» идея. ТРИЗ дает возможность человеку не только быть готовым к таким идеям, но и получать их.


ТРИЗ разработал ученый из России Генрих Саулович Альтшуллер

(1926‒1998 гг.), известный также как писатель-фантаст Генрих Альтов.

Он первый осознал необходимость создания технологии, позволяющей отказаться от метода проб и ошибок и направленно искать решение.


Генрих Саулович Альтшуллер

1926—1998 гг.


Г. С. Альтшуллер проанализировал десятки тысяч патентов и выяснил, что техника развивается закономерно. Эти закономерности можно познать и использовать для развития систем и при решении изобретательских задач. Альтшуллером Г. С. была разработана система законов развития техники. Он также выяснил, что для решения сложных изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия. Им были сформулированы постулаты ТРИЗ, которые показывают принципиальное отличие изобретательского от рутинного мышления.

При рутинноммышлении мы ищем компромисс. В изобретательском мышлении мы выявляем противоречие, лежащее в глубине проблемы. Углубляя и обостряя противоречие, мы определяем первопричины, породившие данное противоречие. Разрешая противоречие, получаем результат без недостатков.

Г. Альтшуллер пришел к выводу, что фундаментом будущей теории изобретательства должны быть законы развития технических систем.

Он сформулировал постулаты ТРИЗ, которые показывают принципиальное отличие изобретательского от рутинного мышления.


Постулаты ТРИЗ гласят:

1. Техника развивается закономерно. При решении задач и развитии систем необходимо использовать законы развития технических систем.

2. Для решения сложных изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречие, находящееся в глубине задачи.

3. Любую изобретательскую задачу можно классифицировать, и в соответствии с видом задачи подбирается вид решения.


Г. С. Альтшуллер отмечал: «…теория решения изобретательских задач принципиально отличается от метода проб и ошибок, и всех его модификаций, основная идея ТРИЗ: технические системы возникают и развиваются не „как попало“, а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества „пустых“ проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку. Решение изобретательских задач – вместо поисков вслепую – строится на системе логических операций»4.


Эта книга поможет вам справиться со многими проблемами, облегчить вашу работу и жизнь и сделать их более интересными и творческими.

Многие, впервые познакомившись с ТРИЗ, впоследствии изменяют свою жизнь. Расширяется круг интересов, углубляются знания, люди видят мир системно и привыкают к выявлению причинно-следственных взаимосвязей. Для некоторых ТРИЗ становится их профессией, их стилем жизни.

Приведем некоторые, наиболее характерные высказывания слушателей на вопрос: «Что Вам дало обучение ТРИЗ?»:

– Умение выявить суть задачи.

– Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь.

– Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.

– Научило находить пути отхода от традиционных решений.

– Умение мыслить логически, алогически и системно.

– Значительно повысить эффективность творческого труда.

– Сократить время на решение.

– Смотреть на вещи и явления по-новому.

– Дало толчок к изобретательской деятельности.

– Расширило кругозор.


Хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность вашей работы. Все не так просто. ТРИЗ не волшебная палочка. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Доведение применения ТРИЗ до автоматизма (приобретения навыка) требует еще больших усилий. Стадии овладения определенными навыками превосходно сформулировал великий русский режиссер и основатель театральной школы Константин Станиславский: «Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным». И далее он говорит о путях достижения этого: «Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы добраться до настоящего искусства, только знать систему – мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры»5.

2.2. Контрольные вопросы

1. Кто автор ТРИЗ?

2. Перечислите постулаты ТРИЗ.

Загрузка...