Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братия и сестры, наши предки, русские православные люди имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию. И Матерь Божия не оставляла эту веру тщетной, но подавала скорую помощь каждому просящему. История Государства Российского полна свидетельств об этих неисчислимых милостях Матери Божией, оказанных Ею как нашему народу в целом, так и отдельным людям.
Народ русский с самых древних времен отличался простотой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу нашему Иисусу Христу. И в этой простой, но твердой вере и искренней любви кроется причина особенного благоволения и милости Матери Божией к Русской Земле. Хотя целые страны считают Ее своей Покровительницей, в нашем Отечестве имя Пресвятой Богородицы всегда было окружено большим почитанием, нежели где-либо еще. И на наше Отечество более, чем на какую бы то ни было другую землю, излила Богоматерь Свои милости и Свою благодать. Посмотрите, во всяком крупном русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные образы. Всемилостивая Заступница восхотела дать людям как бы небесный залог Своей любви к ним – честные Свои иконы. И нет, кажется, уголка во всем христианском мире, где не было бы особо чтимого образа Царицы Небесной. И никакие иконы угодников Божиих не прославлены столькими чудотворениями, сколькими прославились иконы Богоматери.
В числе наиболее чтимых и прославленных икон Ее находится и икона, именуемая Казанской, в честь которой и установлен настоящий праздник. Историю этой чудотворной иконы вы в большинстве своем, наверное, знаете, а если кто не знает, то я кратко передам повествование о чудесном ее явлении.
Во второй половине шестнадцатого века была присоединена к России обширная область казанских татар. Вместе с тем положено было начало распространению здесь христианской веры; однако магометанство упорно боролось с Православием. Если первое время проповедь Евангелия имела большой успех, то затем, при недостатке проповедников, сильных духом и словом, благовестив христианское в новопокоренном крае стало заметно ослабевать. К тому же в 1579 году Казань пострадала от пожара, и это обстоятельство послужило для неверных оружием нападения на христиан: они указывали на пожар как на знак гнева Божия на них. И для того, чтобы укрепить веру среди колеблющихся и утешить православных, Господь явил им Свое человеколюбие, по выражению летописца, «оттуда же, откуда испустил праведный гнев Свой на них за согрешения их».
Недалеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. И вот, дочери этого стрельца, девятилетней отроковице Матроне, явилась во сне Богоматерь и сказала, что на самом пепелище их дома, в земле находится Ее икона, и повелела объявить об этом архиепископу. Девочка сказала о чудесном сне своей матери, но та не обратила на рассказ ее никакого внимания. Тогда во второй раз явилась Матроне Богоматерь и опять сказала то же. И снова мать не придала словам дочери значения. Наконец, видение последовало в третий раз. Девочка увидела икону Богоматери, от которой исходили огненные лучи. В то же время был слышен грозный голос, который говорил: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь».
Очнувшись от страшного этого видения, Матрона стала громко звать мать свою и умолять ее немедленно пойти к архиепископу. На этот раз мать послушалась своей дочери. Они отправились вместе к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил их словам. Тогда мать сама стала копать землю в указанном Царицей Небесной месте. К ней присоединились и другие люди, но сколько ни копали они, иконы найти не могли. Тогда лопату взяла сама отроковица Матрона и, начав копать землю, обрела драгоценный образ, от которого исходил чудесный свет. Весть об этом дивном явлении облетела весь город, и все жители собрались и со слезами умиления молились Пресвятой Богородице: «Владычице, спаси нас!»
С самого момента явления иконы стала очевидным образом проявляться и чудотворная ее сила. При перенесении ее в городской собор исцелился человек по имени Иосиф, который совершенно ничего не видел в течение трех лет. А в соборе прозрел от нее другой слепец, Никита, и с тех пор начали изливаться от нее токи чудес, причем в особенности много исцелений подавалось людям, страдающим глазами. Но более всего прославилась икона Казанской Божией Матери во время борьбы нашего Отечества против нашествия и владычества поляков в 1612 году, когда заступлением Царицы Небесной спасена была Русская Земля.
При воспоминании истории настоящего праздника обращает на себя внимание, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что явление Божией Матери было не кому иному, а только невинной и чистой по душе девятилетней отроковице, которая и сподобилась собственноручно откопать в земле указанную чудотворную икону Ее. Это приводит нас к тому рассуждению, что только чистые душой близки к Божественной святыне и что Богоматерь особенно благоволит к чистым душам. Господь еще через пророка Исаию говорил: Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16). Ясно, чего требует Господь через Пророка Своего. Он повелевает каждому измывать скверны своего сердца и приобретать чистоту души. А разве есть какая-либо нечистота в нашей душе? Разве греховные скверны имеют место в нашем сердце? Да, имеют. Всякий грех получает свое начало в нашей душе, и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни