Раздел 2. Выход из депрессии

Если у вас депрессия, то эта часть книги, возможно, будет для вас наиболее интересна. Здесь представлены конкретные предложения, что вы можете сделать в борьбе с недугом. Прочитать эти советы также, вероятно, полезно родственникам, близким людям и специалистам. В следующих главах описываются подходы, полезность которых подтверждена научными исследованиями и которые помогли множеству людей с симптомами депрессии.

Подумайте о наших советах как о некоем меню с разными идеями того, что вы можете сделать. Пусть количество вариантов вас не смущает. Важно, чтобы вы выбрали что-то, что хотели бы попробовать, и разработали комплекс мер, который подойдет именно вам с учетом ваших потребностей. Этот пакет мер также станет вашим планом боевой готовности, который можно использовать, если вы когда-либо еще заметите, что депрессия возвращается.

Иногда такую работу сложно проделать в одиночку. Многие сталкиваются с тем, что во время депрессии не видно конца болезни. Ситуация становится тупиковой из-за отсутствия надежды и снижения способности замечать возможности. В этом случае важно иметь союзника: человека, которому больной доверяет, который сумеет поддерживать и воодушевлять. Это может быть член семьи, друг или лечащий врач.

Многим помогает составление конкретного плана:

• Что является моей целью?

• С чего бы я хотел начать?

• Сколько времени я хотел бы отвести на это?

• Кто может поддержать меня и посоветовать что-то?

Если через какое-то время вы запишете свой опыт, вам будет легче понять, как работают эти методы. Также вы получите ценную информацию о том, что можете продолжить, а что изменить. В общем, вы извлечете наибольшую пользу из этой книги, если заведете рабочую тетрадь с вашими собственными заметками о том, что важно.

Многие советы в этой книге включают регулярное выполнение упражнений. Эффективность этих рекомендаций требует систематической работы. Однако при депрессии может быть сложно как помнить об упражнениях, так и концентрироваться на их выполнении. Здесь станет полезным использование так называемых «правил действия» (см. страницу 157).

Иногда стоит сначала обсудить план с семьей или другом. Если вы проходите лечение, можете поговорить со своим лечащим врачом о том, что будете делать. Важно спросить себя: каким образом мне адаптировать методы к моей конкретной ситуации?

Глава 4. Как преодолеть депрессивное мышление

Представьте, что вы на работе и встречаете коллегу, который с вами не здоровается. Вы расстраиваетесь и размышляете о том, что он может иметь против вас. Возможно, как-нибудь потом вы упомянете при нем об этом происшествии, и окажется, что он попросту вас не заметил. Обычно человек чувствует облегчение и забывает такой эпизод. Если же у вас депрессия, вы можете подумать, что коллега на самом деле не хотел с вами здороваться. Возможно, вы даже не спросите его об этом случае и никогда не узнаете, что ошиблись. Этот инцидент будет казаться вам грустным. Вы не задумываетесь о том, что есть другие, более позитивные способы интерпретации неоднозначной ситуации.

Люди с тяжелой депрессией снова и снова интерпретируют все в негативном ключе. Время от времени они могут оказываться правыми в своих мрачных предположениях (например, что друг в самом деле не хотел с ними здороваться). Но тенденция ясна: если депрессия сильна, все плохое воспринимается как данность и человек лишается возможности прояснить случайно возникшее недопонимание.

Люди с депрессией могут упрекать себя за то, что другим кажется незначительным. У некоторых доходит до того, что они называют себя ничего не стоящими, плохими, неудачниками, непригодными для жизни – самокритика может быть безжалостной. Жизнь воспринимается бессмысленной, а будущее безнадежным.

То, что самокритика воздействует на человека мотивирующе, – это миф. Напротив, обычно все происходит наоборот. Человек, постоянно находящий в себе недостатки, деморализован.

Постоянная самокритика заставляет нас чувствовать себя менее стоящими, и из-за этого мы не начинаем работать лучше. Важно разговаривать с собой так, чтобы это шло на пользу, а не вредило. Гораздо продуктивнее давать конструктивные и вдохновляющие комментарии.

Нагрузки и неудачи, как правило, сильно влияют на возникновение депрессии. Люди в депрессии обычно сталкиваются со вполне реальными проблемами. Но образ мышления характеризуется потоком неприятных мыслей, из-за чего человек становится нерешительным и впадает в ступор. Он пассивен, избегает общества других. Занятия, ранее воспринимавшиеся как терпимые, теперь кажутся тяжким бременем. Человек может сдаться заранее, потому что думает, что у него все равно ничего не получится. В то же время многие люди, переживающие депрессию, корят себя за пассивность и, сравнивая себя с тем, кем они были раньше, находят в себе нынешнем больше недостатков: «Почему я больше ничего не могу?» Ответы чаще всего приходят в виде новой, более жесткой самокритики.

Пропаганда

Один из наиболее часто встречающихся симптомов этой болезни наряду с прочими ее проявлениями, физическими и психологическими, – это чувство ненависти к самому себе, или, мягче говоря, недостаток самоуважения. И по мере того как мой недуг прогрессировал, я все более и более страдал от общего ощущения собственной негодности.

Уильям Стайрон. Зримая тьма

Тяжелая депрессия может представляться как форма пропаганды, когда человеку навязываются совершенно неразумные представления. Он может увериться в своей неполноценности и не видеть выхода из темного туннеля, в котором, как ему кажется, находится. Первый шаг в борьбе с этой пропагандой – осознать, что такое влияние неправильное. Второй шаг – научиться замечать негативные мысли, которые скрадывают воспоминания, чувства и ожидания. В этой главе мы рассмотрим, каким образом когнитивный подход и использование модели ABC могут оказаться полезными в такой работе.

Когнитивный подход

Человеку, который сталкивается с жизненными трудностями, важно научиться разговаривать с собой таким образом, чтобы это позволяло ему использовать собственные ресурсы и получать поддержку от окружения. В когнитивном подходе подчеркивается значение такого внутреннего диалога. Вопрос в том, каким образом вы можете дать себе уверенность, поддержку, понимание и утешение, а также конструктивные советы о том, что и кто сможет помочь вам в сложной ситуации.

Когнитивная терапия, также называемая когнитивно-поведенческой терапией, стала популярной и востребованной формой лечения в последние годы. Многие считают, что это разумный и трезвый способ работы с проблемами психического здоровья. Кроме того, исследования показывают, что когнитивно-поведенческая терапия помогла множеству пациентов обрести контроль над своими проблемами. Подход основан, в частности, на психологии обучения и когнитивной психологии, и требуется научная документация относительно приемов и результатов. Существуют различные формы когнитивной терапии, предназначенные для разных видов проблем: депрессии, тревожных расстройств, проблем со сном и расстройств пищевого поведения, а также симптомов, возникших в результате травм и/или нарушений прав, таких как низкая самооценка и отсутствие уверенности в своих силах. Кроме того, когнитивная терапия играет важную роль в лечении соматических болезней, например при заболевании раком, сердечных расстройствах и диабете, а также при хронических болях и истощении. Более подробно о когнитивной терапии как методе лечения мы пишем в книге «Внутренний диалог. Обучитесь когнитивной терапии».

Станьте своим собственным психотерапевтом

Осваивая когнитивную терапию, вы учитесь быть своим собственным психотерапевтом. Принципы этого подхода используются в психологии спорта, а также в программах по управлению стрессом на работе. Эффективность этого метода самопомощи доказана. В рекомендациях по мерам борьбы с депрессией органы здравоохранения рекомендуют так называемую управляемую самопомощь, основанную на когнитивном подходе.

Когнитивная терапия нацелена на решение реальных проблем и преодоление трудностей, возникающих в повседневной жизни, о чем пойдет речь в следующих главах. Человек заинтересован в нахождении пути к своим ресурсам, интересам и сильным сторонам: в чем вы хороши, какие ресурсы доступны в системе ваших контактов и связей, каким образом вы можете использовать их в контексте своих проблем? Когнитивная терапия также служит своего рода упражнением в искусстве ведения внутреннего диалога, когда человек развивает способность изучать собственные мысли и подвергать сомнению тупиковые модели мышления. Слово «когнитивный», то есть связанный с процессом познания, как раз обозначает непрерывную переработку человеком информации (например, того, как мы думаем, представляем или запоминаем конкретное событие). В процессе постоянно ведущегося внутреннего диалога мы размышляем и представляем то, что переживаем, комментируем наши поступки и воображаем, что может произойти. Обычно это происходит автоматически, и мы не вполне отдаем себе в этом отчет. Например, какой внутренний диалог вы ведете прямо сейчас, читая эти строки?

Когда тяжелые мысли берут верх

Для большинства из нас очевидно, что то, как мы думаем о каком-то событии, влияет на то, какие эмоции мы испытываем и как реагируем. Часто проблема заключается не в самой ситуации, а в том, что мы о ней думаем. Примером может служить плохая презентация, которую мы представили на рабочем совещании. Сильная самокритика впоследствии создаст больше проблем, чем само происшествие. Примером могут служить мысли, дающие начало ощущению неудачи или изобличения. Обнаружив, бросив вызов и изменив модель мышления, мы можем повлиять на наши чувства и, вероятно, также увидеть возможности и другие варианты поступков в ситуации, которую находим трудной.

Мы не говорим здесь о «позитивном мышлении», поскольку нереалистичное позитивное мышление может даже ослабить способность решать проблемы. Цель заключается в размышлении о значимости различных образов мышления и способности задавать вопросы к этим мыслям: существуют ли альтернативные способы понимания этой ситуации? Что бы подумал о происходящем сейчас кто-нибудь другой? Нет ли у меня необоснованных ожиданий от самого себя? Это важные вопросы, поскольку они помогают раскрыться для более конструктивного улаживания проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Это ядро когнитивного подхода к депрессии. В интервью журналу Oss foreldre imellom («Между нами, родителями». – Прим. пер.) Норвежского национального объединения родителей, переживших неожиданную детскую смерть, мать рассказывает, как после больших потерь и нагрузок она прибегла к когнитивным методам, чтобы выйти из тяжелой депрессии и снова начать функционировать. Интервью провели Трине Г. Карлстад и Лине Шрадер.

«Я только становилась все более и более апатичной и равнодушной. Больше не могла. Наконец, я поехала к врачу и попросила помощи,рассказывает Осе Линн. Она потеряла своего первого сына в результате четырехмесячной болезни. Через восемь месяцев от рака умерла ее мать. Период болезни был непродолжительным. Затем Осе Линн снова забеременела.Возможно, горе, вызванное смертью Эвена Аугуста, не получило того выражения, которого требовало. Сама я не оставила ему места, но и мои окружающие тоже. В конце концов, нести его стало слишком тяжело. Когда я работала и была беременна, на меня сильно давили тем, что теперь все снова стало хорошо. Но моя реальность была совсем иной. Беременность проходила в тревоге и переживаниях, и когда родился Ивар, славный и здоровый, у меня на самом деле были все причины радоваться и праздновать. Но мне было совсем не радостно».

Она все больше ощущала, что идет по курсу столкновения с ожиданиями других людей. Но об этом было сложно говорить, а она не хотела жаловаться. Люди вокруг нее молчали о том, что случилось, и горе по Эвену Аугусту становилось все более личным.

«Детская смерть – это по-прежнему табу. Представьте, что они бы разбередили мне душу, и я бы начала плакать! Я думаю, многие боятся именно этого»,говорит Осе Линн, которая, наконец, решила попросить о помощи.

Изначальная цель заключалась в том, чтобы нарушить молчание, окружающее горе, которое и привело ее к жизни в апатии и боли.

«Я не могла говорить, не говоря уже о том, чтобы выразить словами то, из-за чего это было так трудно. Мысли прицепились ко мне и захватили контроль над моей жизнью»,рассказывает Осе Линн.

Однако переломным моментом стала встреча с психотерапевтом. С помощью когнитивных методов женщине помогли нарушить собственную модель мышления и определить несколько ключевых областей, которые разрушали ее жизнь.

«Иногда встречи с терапевтом давались мне очень нелегко, мне бросали вызов, на меня возлагали ответственность. Терапевт помог мне увидеть проблемы, шагнув в сторону и рассмотрев альтернативные способы борьбы с конкретными мыслями и поступками. Это открыло мне новые перспективы в моем отношении как к другим людям, так и к самой себе»,уточняет Осе Линн.

Осе Линн предъявляет к себе большие требования. Она, как бывшая балерина, очень склонна к перфекционизму. Это может аукнуться, когда жизнь станет трудной, а ощущение контроля над ней уменьшится. В глазах Линн все другие были идеальны, но в себе она находила немало недостатков.

«Когда психотерапевт спросил, что бы я сказала своей лучшей подруге, если бы она сделала или сказала то же самое, я поняла, что относилась к себе несправедливо. Почему я должна быть сверхчеловеком, лучше, чем другие? Я научилась относиться к себе лучше,говорит Осе Линн, ощутившая, что со временем она стала позволять рациональным мыслям занимать больше места в голове.Повернув ситуацию, можно рассмотреть событие в перспективе, и тогда легче быть более рациональной. Через некоторое время мне удалось самой использовать это на себе, и рациональные мысли взяли верх. Не всем для этого нужна помощь психотерапевта. Наверное, не менее важно – вовлечь одного или нескольких знакомых, кто сможет помочь вам задавать важные вопросы и менять ситуацию. Всем полезно узнать больше о когнитивных методах. Мы должны осмелиться бросить друг другу вызов».

Осе Линн верит, что секрет успешности когнитивных методов частично заключается в том, что психотерапевт оказывает на пациента мягкое давление и чего-то от него ожидает:

«Мне давали домашнее задание, меня подталкивали, и я должна была активно принимать участие в лечении. Это возлагает ответственность».

Когнитивная терапия – это не чудесное лекарство, но было доказано, что она помогает многим, кто усердно работает. Однако необходимое условие – желание сделать что-то со своей ситуацией.

«Я осознала, что мне нужна помощь, и была готова к работе с собой. Я должна была вернуть свою жизнь. Это совершенно необходимое условие для улучшения ситуации при использовании когнитивных методов»,говорит Осе Линн в заключение.

Принятие дает основу для изменений

Часто необходимо принять наличие чего-то тревожного, грустного и плохого и распознать беспокойство, горе и боль, чтобы пойти дальше. Изменения всегда обуславливаются принятием того, что есть, потому что мы сначала должны оказаться в месте, откуда нам захочется уйти, вместо того чтобы корить себя за то, как мы себя чувствуем. Однако депрессия характеризуется чувством стыда, презрением к самому себе и ощущением вины. Больной больше не может быть себе союзником и теряет способность к принятию себя – в тот момент, когда он больше всего в этом нуждается!

Человек, переживающий депрессию, может думать о себе безжалостно, испытывать глубокое чувство одиночества. В этом случае важно изменить образ мышления с категоричного на сомневающийся, поскольку это открывает больше возможностей. Осе Линн подчеркивает, что для нее особую роль сыграл важный вопрос о том, есть ли другой способ думать о себе, более добрый и полезный? Если больной научится заботиться о себе, когда он находится в депрессивном состоянии, он сможет помогать себе в большей степени, тогда ему станет проще просить поддержки. Благодаря этому другие люди (члены семьи, друзья или коллеги) могут стимулировать укрепление самооценки, ощущения принадлежности к чему-либо и решительности больного.

Негативное мышление

По словам американского психиатра Аарона Т. Бека, у людей, столкнувшихся с депрессией, часто возникают негативные предположения в этих трех областях:

• о самом себе (неполноценный, недостойный, неудачник);

• об окружающем мире, включая других людей (скучный/бессмысленный; равнодушные/критикующие);

• о будущем (мрачное, безнадежное).


Эти негативные предположения могут быть результатом предыдущего травмирующего жизненного опыта и утрат. Новые утраты и испытания снова активируют старую схему реагирования. Согласно Беку, основные предположения, которые могут привести к депрессии, связаны с тремя следующими областями:


Потребность в том, чтобы достигать успеха и справляться с задачами

• Если я допустил ошибку, это значит, что я совершенно некомпетентен.

• Другие станут думать обо мне хуже, если я ошибусь.


Потребность в том, чтобы нравиться и быть любимым

• Для счастья мне нужно, чтобы меня принимали все.

• Если кто-то со мной не согласен, это значит, что я ему не нравлюсь.


Потребность в том, чтобы быть сильным и контролировать

• Если я впущу в себя других людей, они начнут контролировать мою жизнь.

• Если я прошу помощи, это признак слабости.


Представьте, что в этих трех областях вы можете оценить себя по шкале от 0 до 100, где 100 указывает на то, что потребность очень велика. Если вы набрали высокие баллы во всех трех областях и при этом у вас есть негативные предположения, как, например, те, что приведены в качестве возможных выше, это может означать, что вы уязвимы к депрессии. Такие предположения обычно трудно сформулировать или осознать, при этом их совсем не просто изменить. Они активируются, когда вы теряете работу или переживаете развод. Тогда они могут вызвать навязчивые негативные мысли о том, что о вас никто не беспокоится, что вас не уважают или что все проходит мимо вас. Чем больше основных негативных предположений у вас возникает, тем более уязвимыми вы можете стать.

Всем тяжело бороться с негативным мышлением, но у людей в депрессии основные предположения обычно ригидны, категоричны и строги. Они быстро приобретают самоисполняющийся характер. Пациент принимает как данность, что ему не удастся ничего осуществить. Он обречен на неудачу, и нет смысла даже пытаться.

Наши основные предположения могут составлять само ядро нашего представления о себе и других. Такие представления складываются в раннем детстве и подростковом возрасте и составляют важную часть нашей личности и самооценки. Основное предположение о том, что мы хуже других, может привести к тому, что всю жизнь мы будем страдать от низкой самооценки. При депрессии большинство предположений о значимости так далеко не заходят. Они больше связаны с ситуацией, в которой мы находимся здесь и сейчас. Таким образом, влиять на них гораздо легче.

Обычно у человека с депрессией есть и хорошее отношение к себе, миру и будущему, что оттесняется депрессивным состоянием. Эти положительные установки скрыты, они не активированы до определенного момента, но снова станут доступными, когда депрессия отступит. Большинство пациентов как раз рассказывают о том, что после депрессивного эпизода хорошая самооценка и оптимизм возвращались. Если человек пребывал в депрессии долго, то, возможно, предположения будет сложно изменить. Иногда они почти успевают стать частью личности человека. Если же другие попытаются выступить против них с опровергающими аргументами, человек воспримет это как нападки на свою личность.

Негативные автоматические мысли

Мужчину, проходившего лечение от депрессии, спросили, как часто, по его мнению, у него возникали негативные мысли. «Лишь изредка, может, два-три раза в день», – ответил он. Психотерапевт удивился, потому что мужчина страдал тяжелой депрессией, и попросил носить с собой блокнот и записывать мысли, приходившие в голову больного в трудных ситуациях. Мужчина тут же отреагировал, сказав: «Я не в силах этого сделать, это будет слишком утомительно, я с этим не справлюсь», – и тем самим предоставил психотерапевту возможность заметить: «Вот у вас уже три негативные мысли».

Этот пример показывает, что часто сложно отследить свои мысли. Это касается всех, вне зависимости от того, есть у нас депрессия или нет.

Во-первых, мы в принципе не осознаем, что думаем в тот или иной момент. Обычно мы смотрим не на мысли, но из и сквозь них. Вода для рыбы – естественная среда обитания. Она «не знает», каково ей под водой; она просто плавает. Человек «плавает» в своих мыслях, мы настолько вовлечены в них, что едва замечаем их присутствие. Поэтому важно научиться смотреть на свои мысли, а не только из или сквозь них. Мысли – это не факты, это просто мысли. Они могут отражать действительность или не отражать, могут быть конструктивными или деструктивными – в зависимости от ситуации. Их не нужно понимать буквально.

Во-вторых, многие из наших мыслей, например связанные с тем, что мы слышим, чувствуем или видим, часто имеют невербальное содержание: они возникают не как слова (например, подумайте, как бы вы описали вкус хорошего красного вина или аромат розы). Таким образом, часто мы должны «переводить» мысли в слова, чтобы стало легче размышлять об их значении.

В-третьих, негативные мысли потом бывает сложно ухватить, поскольку воспроизводить их в памяти неприятно.

В-четвертых, они часто связаны с ситуацией, в которой мы находимся здесь и сейчас, и нам сложнее получить к ним доступ, когда сама ситуация ушла в прошлое. Часто они столь краткосрочны, что мы не совсем отдаем себе отчет в том, что мысли проходят через голову; они непродуманные, и мы осознаем их лишь частично. Такие мысли можно охарактеризовать как автоматические, потому что они спонтанны и самоходны и необдуманно принимаются как действительные – они просто есть. Мысли могут возникать в форме обрывков предложений или короткого слова:

«Что за пытка!Я с этим не справлюсь.Кажется, она не рада меня видеть.Ну и глупость же я сказал!Они приглашают меня только потому, что чувствуют, что должны.Это бесполезно».

Также негативные автоматические мысли могут возникать в виде образов, которые мы представляем. Внутренним взором глядя на серию картинок или своего рода фильм, человек представляет себе болезненное поражение:

«Моя подруга не звонит, когда я того ожидаю. Вероятно, она гуляет с кем-то еще; они сидят в кафе, улыбаются друг другу и думают, что возможность побыть наедине друг с другом – это облегчение…» Через некоторое время фантазия воспринимается как нечто уже свершившееся: «Я стала обузой для своей подруги, она меня больше не любит».

Часто негативные мысли цепляются друг за друга, так что одна мысль ведет к другой. В случае подавленного настроения мысли могут образовать темный водоворот, который лишь глубже затянет вас в отчаяние. Ниже приведен пример подобного хода мыслей:

«Она не позвонила.Это из-за того, что она обо мне забыла.У нее наверняка есть занятие поприятнее.Если бы она действительно обо мне беспокоилась, она бы позвонила.Значит, ей на меня наплевать.Найду ли я когда-нибудь кого-то, кому будет не все равно?Что со мной не так?Со мной настолько скучно?Определенно да.Я ничего не могу с этим поделать.Я не выношу этой ситуации».

Серия безжалостных и безнадежных мыслей может пробегать так быстро, что вы успеете только почувствовать, как вами овладевает уныние. Вас раздражает ждать, пока вам кто-то позвонит, но здесь, в этом примере, в комплекте идут еще ощущение, что вас отвергли, и безнадежность.

Таким образом, депрессивные мысли – это мысли и картинки, которые рисует наше воображение. Они активизируются в определенной ситуации. Они краткосрочны, спонтанны, их трудно запомнить, так что обычно мы даже не осознаем их. Если подумать, они могут оказаться нецелесообразными и нереалистичными, но часто в момент возникновения воспринимаются как сами собой разумеющиеся: все обстоит именно так.

Ментальный фильтр

Если у вас депрессия, то обычно вы будете замечать то, что может подтвердить вашу низкую самооценку. Ваше внимание направляется на то, что можно воспринять как критику, а что-то хорошее упускается из виду, как если бы у вас были очки, которые отфильтровывали бы все хорошее и пропускали только плохое.

Внутренний диалог, к примеру, может вестись в форме мышления или-или, то есть человек рассматривает событие только в черно-белых категориях:

• Если я ошибусь, то я провалюсь.

• Если сейчас что-то пойдет не так, я никогда с этим не справлюсь.


Мышление может характеризоваться и чрезмерным обобщением, когда кажется, что одно отдельное событие приводит к общему выводу:

• Из-за того, что я потерял работу, на другую меня никто не возьмет.


Перекладывание на себя означает, что человек взваливает на себя всю ответственность за что-то плохое, даже если для этого нет оснований:

• Если эта кампания потерпит неудачу, это моя вина.

• Раз мой сын получает плохие оценки в школе, значит, я плохой отец.


Для многих депрессивных цепочек мыслей характерно чтение мыслей. Вы принимаете как должное, что знаете о том, что о вас думают другие. Вы не проверяете, правда ли это, спрашивая или ища противоположные представления и альтернативы. Безо всяких размышлений вы просто убеждены в том, что другие настроены по отношению к вам критически:

• Начальник наверняка мной недоволен.

• Я вижу, что я ей не нравлюсь.


Таким образом, депрессия характеризуется наличием особой формы «ментального фильтра». Выбирается одно плохое событие, которое окрашивает все впечатление, как капля чернил окрашивает воду. Как будто вы надели черные очки, отфильтровывающие хорошее и пропускающие плохое. Хорошее игнорируется, потому что не считается:

• Наверняка она хвалит меня только для того, чтобы успокоить.

• Ну конечно; все же с этим справились.

• Если бы они только знали о том хаосе, который за этим стоит!


Депрессивное мышление усугубляет депрессию, окрашивая впечатления от событий и восприятие ситуации в черный цвет. Оно напоминает о высказывании американского производителя автомобилей Генри Форда, что «цвет автомобиля может быть любым при условии, что он черный».

Мы не говорим, что депрессия возникает только из-за мыслей, но наличие депрессии обычно характеризуется определенным мышлением. Такие мысли – лишь одна сторона депрессии, но она очень важна, поскольку изменение негативных мыслей может облегчить ход ее течения. Как этого достичь – тема следующего раздела этой главы.

Модель ABC

Для изменения негативной модели мышления требуется работать систематически. Эта работа может начаться с модели, которая содержит следующие пункты:

A. Событие;

B. Мысли о событии;

C. Эмоции, связанные с событием.


Если вы стоите в очереди и человек перед вами сильно и больно наступает вам на ноги, то неудивительно, что вы раздражаетесь. Однако если окажется, что у этого человека в руке белая тросточка, что означает, что он слепой, вероятно, вы не просто будете думать о происходящем в ином ключе. Наверняка вы также почувствуете, что ваши эмоции резко переменятся: возможно, вам даже станет стыдно за то, что вы сначала разозлились. Несмотря на то что нога по-прежнему болит, ваше понимание ситуации радикально изменилось, а вместе с тем – и ваши чувства.

Если близкий друг обещал навестить вас одним конкретным вечером, но так и не появился, вы можете отреагировать по-разному: раздражаться, почувствовать себя уязвленным, расстроенным или испытать тревогу о том, что с ним случилось что-то плохое. И напротив: вы также можете вздохнуть с облегчением, потому что на самом деле думали заняться этим вечером другими делами. То, как вы отреагируете, разумеется, зависит от того, что, как вы полагаете, является причиной ситуации, и суть именно в этом – наши чувства тесно связаны со смыслом, которым мы наделяем происходящее.

Сортировка мыслей

Депрессии можно противодействовать, определив мысли, которые способствуют ей, поняв, в каких ситуациях они возникают, а затем бросив им вызов. Чтобы это стало возможным, вы должны научиться в большей степени осознавать свои негативные мысли и образы, а также то, как они на вас влияют. Ниже приведен простой пример.

Вы вдруг осознаете, что опаздываете на встречу. Вы тут же начинаете сильно волноваться, сердце стучит, и вы чувствуете, что куда-то падаете. У вас мало времени, но, сидя за рулем в машине, вы пытаетесь понять, почему вас так сильно это задело. Вы спрашиваете себя: «Какие мысли прошли через мою голову именно в тот момент, когда я почувствовал отчаяние и волнение?» Вы вспоминаете, как думали о том, что вам свойственно опаздывать, что это показывает, какой вы некомпетентный, что вы увидели перед собой сердитые лица людей, с которыми должны встретиться. Поразительно, что вы так неоправданно строги к себе. Вы же знаете, что обычно вы приходите вовремя, и те, с кем вы должны встретиться, тоже это знают. Так что нет никаких причин для отчаяния, даже если эпизод достоин сожаления. Короткий диалог с собой позволит вам снова собраться. В любом случае вы хоть немного успокоитесь к тому моменту, как доберетесь до места проведения встречи.

Депрессивные мысли – это мысли и образы, из-за которых вы чувствуете что-то мрачное на душе. Возникают потеря духа, упадок сил, чувство вины, неприятные ощущения, беспокойство, уязвимость, уныние или раздражение – часто смесь этих негативных эмоций одновременно. Если вы испытываете такие чувства, проследите, какие мысли приходят вам в голову. Особое внимание обратите на мысли, которые связаны с переменой эмоций к худшему, например когда вы чувствуете себя еще более бессильным и подавленным или взвинченным и беспокойным. Через некоторое время вы можете обнаружить, что те же самые негативные мысли совершенно определенным образом возникают снова и снова и что они влияют на ваше самочувствие.

Записывать мысли

Лучший способ не выпускать эти мысли из внимания – записывать их, когда они возникают, желательно, настолько точно, насколько это возможно, слово за словом. Если эти негативные мысли имеют форму внутренних образов, рисуемых воображением, опишите их как можно более подробно так, как вы видите ситуацию внутренним взором. Формулирование негативных мыслей в письменном виде – это прием, который помогает многим. Некоторые считают, что самому это делать сложно, однако это удается, если они получают поддержку от других, например психотерапевта, одного из друзей или партнера. Если вы решите не записывать мысли, вы можете получить пользу от принципов этого приема. Важнее всего – найти способ идти вперед, который, по вашему мнению, сможет подействовать в борьбе с депрессией.

Почему полезно записывать мысли? Когда вы это делаете, вы обращаете на них внимание и увеличиваете дистанцию между собой и ними. Теперь они черно-белые, на бумаге, их легче оценивать более нейтрально. Они больше не «в голове» и растеряли часть своей непосредственной достоверности. Это дает вам возможность оценивать мысли более критически и реагировать на них, как только они появляются в различных ситуациях. Кроме того, часто проще прочитать такие заметки позже, может, когда вы не настолько подавлены, и посмотреть на них в ином свете.

Ваши записи станут ценным вкладом в работу с депрессией. Вы начнете лучше понимать, какие конкретные мысли влияют на депрессию, и это станет отправной точкой для конструктивных идей о том, что вы можете изменить.

Записывание мыслей особенно помогает вначале, как поддерживающие колеса помогают ребенку научиться ездить на велосипеде. После тренировки контроль над негативными мыслями становится привычкой. Вы натренируете мозг замечать и распознавать мысли через несколько десятых долей секунды после их возникновения. Таким образом, вы создаете себе пространство, чтобы отнестись к мыслям конструктивно, либо выявив, найдя альтернативы, либо попросту игнорируя и направляя внимание на возможные варианты развития событий.

Лучше всего, если вы будете регистрировать мысли и образы как можно быстрее после того, как они появляются в сознании, но на практике это обычно трудно сделать. Тогда вы можете «зарубить себе мысли на носу» и выбрать время в течение дня, чтобы записать важные из них на листе для регистрации мыслей или в блокноте. Если к тому моменту вы не будете помнить, какие мысли в ситуации были ключевыми, вы можете повспоминать и подумать о том, что значило для вас то или иное событие. Спросите себя, какой смысл произошедшее могло иметь для вас, вашей жизненной ситуации и отношения к другим людям, с вашей точки зрения. Особенно тщательно проверьте, могли ли у вас возникать образы и мысли, тем или иным образом связанные с ощущением никчемности, бессмысленности или безнадежности. Эти чувства занимают центральное место в депрессии.

Многим регистрация мыслей, эмоций и ситуаций в письменном виде покажется непривычной, искусственной и сложной. Вам поможет использование листа, разделенного на четыре колонки, где первая колонка События, вторая – Мысли, а третья – Эмоции. Четвертая колонка, крайняя справа, предназначена для Альтернативных мыслей. Здесь вы можете написать о других возможных способах объяснения произошедшего с помощью ключевых слов. Ниже вы найдете иллюстрацию такой заметки и описание (в четырех шагах) того, как вы могли бы поступить.

Шаг первый: опишите ситуацию, в которой вы почувствовали себя подавленным

Представьте себе ситуацию, в которой вы почувствовали себя взволнованным или подавленным. Лучше всего, если эта ситуация будет свежа в памяти. Она необязательно должна быть серьезной. Ради этого упражнения, вероятно, проще будет выбрать ситуацию, мысли о которой не задевают вас слишком сильно. Опишите все настолько конкретно, насколько можете. В левой колонке, Событие, вы можете коротко записать то, что произошло, где вы были, что делали и кто был вместе с вами. Например: «Вторник, 12 сентября, один дома, получил телефонный звонок от Мэй Бритт, потом возмутился».

Порой трудно разобраться, с каким событием связано изменение настроения. Часто мы замечаем лишь то, что на душе стало тяжелее, не видя прямой связи с чем-то конкретным. Например, мы сидим и читаем газету – и вдруг у нас совершенно портится настроение. В таких ситуациях все равно отыскивается объяснение. Если мы поразмышляем о произошедшем, возможно, придем к тому, что было что-то, мысли о чем нас удручали, или что мы представляли себе, что произошло или может произойти что-то плохое.

Второй шаг: опишите свои чувства

Подумайте о том, что вы почувствовали в этой ситуации. Какие конкретные эмоции составили подавленное настроение, в которое вы вошли? В третьей колонке, Чувства, можете записать несколько ключевых слов о том, как вы себя чувствовали.

Депрессивное расположение духа часто состоит из смеси чувств: злости и грусти, беспокойства и тревоги. К тому же человек может чувствовать себя сильно задетым, униженным, виноватым, отвергнутым, фрустрированным, брошенным, уязвленным или одиноким. Часто сложно описывать чувства более подробно, чем «приятные» или «неприятные». Один из приемов – подумать о том, как отреагировало ваше тело, чувствовали ли вы напряжение в определенных его частях, возникали ли иные ощущения в теле. Еще один прием: закрыть глаза и представить случившееся настолько живо, насколько это возможно: что вы делали? Где находились? Кто еще был с вами? Что вы чувствуете сейчас?

Третий шаг: опишите свои негативные мысли

На этом этапе нужно воскресить в памяти и облачить в форму слов спонтанные мысли, которые, по вашему мнению, повлияли на ваше самочувствие в той или иной ситуации. Эти мысли вы можете коротко описать во второй колонке, Мысли. Ранее мы говорили об автоматических негативных мыслях, возникающих в определенной ситуации в виде мыслей или образов, которые краткосрочны, спонтанны, их трудно запомнить. Это может быть обрывок предложения или образ, проплывающий у вас в голове.

Порой нам сложно ухватиться за мысли, которые возникали у нас в конкретной ситуации, когда ситуация уже завершилась. Тогда можно задать себе вопрос: если бы мои чувстваумели разговаривать, что бы они сказали? Вы можете закрыть глаза, представить, что случилось, ощутить, что вы тогда испытали, и подобрать слова к вашим эмоциям. Если вы, например, почувствовали, что вас кто-то отверг, может ли быть так, что вам показалось, будто кто-то бросил на вас высокомерный взгляд или что вы восприняли зевок как выражение скуки, которую кто-то испытывает в вашем обществе? Если вы испытали гнев, о чем рассказывает вам это чувство? Связано ли раздражение с тем, что вы ощутили себя уязвленным, оскорбленным или испуганным?

Четвертый шаг: опишите альтернативные мысли

Первая фаза в работе – ухватиться за мысли, пробуждающие неприятные чувства в определенной ситуации. Следующий шаг – задать хорошие вопросы о том, на чем основываются ваши пугающие или депрессивные мысли. Затем вы можете предложить альтернативные образы мышления. Такие альтернативные мысли можно вписать в четвертую колонку, крайнюю справа, для Альтернативных мыслей.

В этой работе важно, чтобы вы попытались стать собственным сторонником. Сначала вам нужен здравомыслящий и разумный внутренний сторонник, который может предложить альтернативу депрессивной логике. Представьте, что вы ученый или журналист, который задает вопросы о том, на каких фактах базируются мысли:

• Забываю ли я важную информацию?

• Что самое худшее может случиться?

• Не думаю ли я, что что-то случится, только из-за того, что это может случиться?

• Какова вероятность этого?

• Использую ли я категоричные слова, такие как должен, обязательно, всегда или никогда?

• Что бы подумал о происходящем сейчас кто-то другой?

Депрессия – это состояние, при котором безжалостная и холодная критика часто получает полную свободу действий. Поэтому людям, находящимся в депрессии, нужно, чтобы их исправляли мягко. Большинство людей обладают способностью ставить себя на место других, понять их мотивы, извинить промахи и простить грехи. Наверняка вы показывали эту свою хорошую сторону близким людям, которых любите. Почему бы не использовать эту способность в отношении самого себя? Кроме разумного помощника, вам требуется еще один – дружелюбный. Представьте себе, что вы – ваш друг, который рассматривает ситуацию с теплом и пониманием, уважением и терпимостью. Задайте себе следующие вопросы:

• Нет ли у меня завышенных ожиданий от самого себя?

• Упрекаю ли я себя за что-то, что случилось не по моей вине?

• Что бы я сказал другу, оказавшемуся в такой же ситуации?

• Какой образ мышления был бы более терпимым и дружелюбным?

• Если бы я не был с собой столь суров, как бы я мог думать об этом?


Быть опорой себе – важная часть человеческой жизни. Таким же образом, как мы заботимся о других, мы должны проявлять к себе сочувствие и заботу в трудные времена. Депрессия включает самокритику и потерю духа, особенно в ситуациях, когда человек борется и встречает сопротивление. Важной целью работы по преодолению недуга является усиление нашей способности дать себе уверенность и понимание, утешение и вдохновение.

Подводя итоги

Мы описали депрессию как форму пропаганды. Тяжелая депрессия характеризуется постоянным притоком негативных мыслей и чувством безнадежности. Самая важная мера противодействия – осознание того, что вы подвергаетесь такому воздействию. Тогда можно оценить содержание передаваемого сообщения: на чем основаны негативные утверждения? В какой степени они правдивы?

В работе с депрессивными мыслями важно сделать шаг в сторону и изучить их с некоторого расстояния. Что я говорю себе? И что со мной происходит, когда я говорю себе это? Это может дать пространство для возникновения других мыслей: могу ли я понять это иным образом? Можно ли думать об этом в более конструктивном ключе? Таким образом мы получаем возможность оценивать негативные мысли и сравнивать их с другими, более позитивными и плодотворными.

Глава 5. Виды деятельности для борьбы с депрессией

Уставшим и измученным людям уместно немного отдохнуть, но, в случае если усталость вызвана депрессией, лучше стать активнее. Если вы ляжете, можете почувствовать себя более подавленным и изможденным. Обычно советуют заниматься почти чем угодно, лишь бы быть более активным. Лучше сидеть за кухонным столом, чем лежать в постели, лучше одеться, чем разгуливать в пижаме. Однако лучше всего больше заниматься такими вещами, которые подарят вам удовлетворение и ощущение, что у вас все получается. Если вам это удастся, то вы здорово продвинетесь в борьбе с депрессией. Женщина, столкнувшаяся с депрессией, описывает этот утомительный труд таким образом:

«Сложнее всего вставать по утрам. Одних только мыслей обо всем, что я должна сделать, может хватить, чтобы привязать меня к кровати. Обычно я просыпаюсь чуть свет и лежу беспокойно, глядя в потолок, пока не зазвенит будильник. Затем наступает момент выбора: встать или нет. Я знаю, что должна, и испытываю отвращение. Я представляю, что должна делать: двигаться, выйти в туалет, приготовить завтрак, съесть его, одеться, приготовить и упаковатъ обед, пойти на работу. Даже напряжение, связанное с тем, чтобы встать с кровати, кажется непреодолимым препятствием. Но больше всего я боюсь, что останусь лежать. Если я сделаю это сегодня, то что будет завтра и послезавтра? Да и вообще, в постели со временем будет становиться все хуже и тяжелее. В любом случае, моя депрессия питается состоянием покоя. Она становится больше и могущественнее, если я остаюсь лежать. Так что я поднимаюсь.

Как только я встаю на ноги, у меня возникает множество стратегий, как остаться на ногах. Одна из них – думать только о сегодняшнем дне, как будто это единственный день, который у меня остался. «Все, что тебе нужно сделать,говорю я себе,это прожить этот единственный день». Если меня это не убеждает, то я привожу в пример то, с чем уже справилась ранее, ведь это же не первый день, когда я встаю. У меня такое было уже много раз, и я справлялась с большими трудностями, чем эти, так что это наверняка возможно. Я совсем в это не верю, но в любом случае меня это расшевеливает.

Другая стратегия построена на шутке про слона: как съесть слона? Да, ножом и вилкой. Если я буду долго думать обо всем, что я должна сделать, мне просто станет дурно. Так что я беру один кусочек за раз, разбиваю все дела на небольшие частички, с которыми, как я вижу, смогу справиться. Я не пытаюсь сделать все и сразу. Поэтому я делаю все дела маленькими шажочками. Я цитирую поговорку, легонько и осторожно похлопывающую меня по плечу: «Рим не один день строился. Путешествие длиною в тысячу миль начинается с одного шага».

Ключевые слова, которые помогут пройти через рутину,это заблаговременное планирование. Несмотря на то что мне удается вставать по утрам, я не просыпаюсь до середины дня и хожу на автопилоте. Вечером же я более-менее прихожу в себя. Поэтому последнее, что я тогда делаю,составляю список дел на следующий день. Я кладу его в свою сумочку. Через день по дороге с работы я достаю список и начинаю вычеркивать то, что сделала. Обычно то, что не сделала, я пишу в список дел на следующий день. Рано или поздно я это сделаю. Во-первых, мне не нужно доверять своей памяти. Она становится ненадежной, когда депрессия достигает пика. Кроме того, хорошо иметь список вечером. Когда я прокручиваю в памяти прошедший день, мне кажется, что я вообще ничего не сделала. Елядя на список, вижу, что сделала хотя бы часть.

Еще одно ключевое слово – активизация. Чем меньше я делаю, тем больше устаю. Я становлюсь более активной благодаря различным занятиям. Я слежу за тем, чтобы задания в списке были распределены по времени, чтобы у меня было чем заняться в течение дня. Важно избегать долгих промежутков, во время которых мне некуда себя деть.

Также я слежу за тем, чтобы у меня было много обязанностей, которые держат меня в строю. Часто это маленькие, незначительные вещи: если я беру книгу в библиотеке, должна вернуть ее, если покупаю растение, должна поливать его, если я покупаю пленку, то должна сделать фотографии, проявить и забрать их. Часто это кажется совершенно бессмысленным, но я все равно это делаю. Дела заставляют мою жизнь казаться более нормальной, они позволяют мне отвлекаться, и они означают, что у меня есть будущее».

Апатичный и подавленный

Люди, столкнувшиеся с депрессией, часто упрекают себя в том, что делают слишком мало. Они думают, что ни с чем не справятся, и ничто их не радует. Так работает депрессия. Депрессия противоположна инициативности и радости жизни. Депрессия – это потеря способности быть счастливым.

Поэтому люди, страдающие депрессией, часто избегают других и редко участвуют в мероприятиях и совместных с другими занятиях. Это может стать порочным кругом, когда отсутствие внешних импульсов приводит к упадку сил и чувству подавленности. Чем более вы подавленны, тем менее активным становитесь.

Многие преувеличивают сложность даже простых задач и преуменьшают свою способность справиться с ними. Поэтому они избегают занятий или останавливаются при возникновении первой же преграды. Однако обычно люди в депрессии верят в то, что делают меньше, чем фактически делают. Они недооценивают масштабы сделанного.

То, что вы делаете, влияет на ваше самочувствие. В этой главе мы опишем, каким образом вы можете использовать различные виды деятельности систематически, чтобы преодолеть депрессию. Многие научные исследования показали, что меры, которые мы предлагаем, имеют положительный эффект даже на тяжелую депрессию, и поэтому органы здравоохранения рекомендуют их для управляемой самопомощи и лечения. Важным ключевым понятием здесь становится систематичность. Люди с депрессией часто получают советы в духе «сходи в кино и посмотри какой-нибудь фильм, тебе определенно станет лучше», и они охотно стараются стать более активными, но сталкиваются с тем, что проще сказать, чем сделать. Мы рекомендуем действовать постепенно и систематически оценивать, какое влияние оказывают различные занятия на депрессивное расположение духа.

Хорошей привычкой будет ведение записей о маленьких и больших повседневных делах. Эта работа состоит из двух этапов. Первый – ведение дневника, в который вы записываете то, что в действительности делаете в течение одного дня. Второй – ведение планера, куда вы записываете свои цели. Гораздо лучше начинать с дневника, а потом уже заводить планер. Будет полезным записать то, что вы фактически делаете, когда соберетесь планировать то, что хотите сделать. Однако некоторые предпочитают начать непосредственно с планера.

Ведение дневника

В дневнике или журнале описывайте повседневные дела с помощью ключевых слов. Просто записывайте, что вы делаете, и примерное время, когда вы это делаете. Вы можете записать то, что только что сделали, или то, что делаете прямо сейчас: если смотрите телевизор, то записываете это. Если вы лежите на диване, то тоже это записываете. Другие примеры занятий: поговорить с кем-нибудь по телефону, выпить чашечку кофе, почитать газету, отвезти детей в садик, постирать одежду, приготовить обед, помыть машину, сходить на деловую встречу или в гости к другу.

Некоторые считают, что заниматься заполнением дневника более нескольких дней подряд слишком утомительно, что это отнимает много времени. Тогда можно выбрать несколько показательных дней, например два будних и один выходной определенной недели. Еще можно выбрать определенный период времени в течение дня, например после обеда или вечером. Можно комбинировать эти приемы, записывая занятия в обеденное время в понедельник, в послеобеденное в среду, вечером в пятницу и воскресным утром. Цель состоит в получении систематического обзора того, что вы делаете и как эти занятия влияют на ваши эмоции и уровень энергии.

Сделайте на листе колонку слева, в ней запишите время, например 08:00, 12:00 и т. д., или напишите «утро», «обед» и т. п. В правой колонке запишите, что вы делали: купались, ходили на прогулку, читали, ходили в гости и т. д. Таким образом вы получите обзор того, на что тратите свое время. Также вы можете узнать о важных изменениях вашего уровня энергии и настроения. Они могут вызываться сильнейшими симптомами проявления депрессии. И наоборот: когда депрессия наименее мучительна, например в связи с различными занятиями и событиями (хождение в гости, работа по дому и в саду или сотрудничество с определенным коллегой), эти показатели также могут меняться. Даже в тяжелые и мрачные дни часто бывают занятия, которые на несколько минут приносят немного больше заинтересованности и жизни (беседа с соседом в магазине или с коллегой в комнате отдыха или письмо на электронной почте от старого знакомого). Знания о таких исключениях из правила важны в работе с депрессией.

В этом описании можете также дополнительно указывать, как вы себя чувствуете в связи с выполнением каждого дела. Например, вы можете начать со шкалы от 0 до 10, где 0 означает, что вы совсем не чувствуете себя подавленным, в то время как 10 будет сигнализировать о том, что ваша депрессия проявляется худшим образом. Если вы станете делать это в течение недели, то получите ответы на многие вопросы. Во-первых, увидите, как меняются проявления вашей депрессии в течение дня. Неужели вы чувствуете себя одинаково подавленным, что бы ни делали? И если на депрессию влияет не то, что вы делаете, то что именно заставляет вас чувствовать себя хуже? Становится ли вам лучше, когда вы находитесь вместе с какими-то определенными людьми? Есть ли периоды в течение дня, когда вам особенно тяжело, есть ли существенные различия между вашим самочувствием в разные дни недели? Какие занятия заставляют вас впоследствии чувствовать себя более подавленным, а какие, напротив, обладают антидепрессивным эффектом?

Некоторым людям использование чисел кажется странным. Они предпочли бы слова: от «крайне слабо» до «крайне сильно». Еще можно использовать символы: улыбающиеся и грустные мордочки. Важно, чтобы вариации депрессивного расположения духа, связанного с различными видами деятельности, проявлялись достаточно четко.

Некоторые предпочитают записывать ключевые слова о своем самочувствии: негативные эмоции «злой», «разочарованный», «испуганный», «сконфуженный» или положительные эмоции «полный надежд», «уверенный» и «счастливый».

Дневник может кое-что рассказать о соотношении приятных и неприятных дел в будний день. Если почти все, что вы делаете, связано с рутиной и обязательствами, может быть так, что у вас слишком мало занятий, которые приносят удовлетворение. В таком случае вам следует обратить особое внимание на это при планировании дел.

Само по себе ведение дневника может способствовать увеличению вашего уровня активности. Вы перенаправляете внимание с мрачных мыслей на повседневные дела и возможности. Однако в случае тяжелой депрессии ведение такого дневника может оказаться непосильным. В этой ситуации особенно важно обратиться за профессиональной помощью.

При ведении дневника старайтесь найти разумный баланс между объемом записываемой информации, чтобы ее было не слишком много и не слишком мало. Если записи станут слишком общими, вы получите мало информации. «8.00-16.00 Скучный рабочий день» – такая запись менее важна, чем несколько других, описывающих изменения вашего настроения в течение рабочего дня, и именно эти изменения могут иметь значение. С другой стороны, если вы будете записывать все происходящее каждый час, то записи могут оказаться слишком подробными, а их ведение утомительным.

Дневник также будет инструментом для других мер, которые мы описываем в этой книге. Можно использовать его для регистрации времени и места наступления тяжелых периодов размышлений (см. главу 6, посвященную размышлениям и переживаниям). Также вы можете записывать в дневник «воспоминания дня» (более подробно об этом сказано в главе 9, посвященной тренировке памяти). Удобно использовать дневник для поиска приятных ситуаций, в которых вы можете зафиксировать мысли и чувства по шаблону ABC (см. главу 4).

Время для самого себя

У некоторых в повседневной жизни слишком много дел. Каждая минута полна занятий, и люди, запыхавшись, носятся от одной задачи к другой. Они чувствуют, что им не хватает времени, они не справляются и не отдыхают. Благодаря дневнику вы можете задуматься о том, что было бы неплохо сделать, чтобы изменить ситуацию. Все ли ваши дела одинаково необходимы? Нуждаетесь ли вы в помощи и разгрузке? Стоит ли вам поставить в приоритет самого себя, заложив в дневной план занятия, которые, как вы знаете, приятны и интересны, расслабляют и увлекают вас? Такие вопросы могут стать основой для размышлений о том, что на самом деле стоит желать в жизни.

У человека в депрессии может быть 101 причина ничего не делать или ничего не заслуживать. Отдельные люди чувствуют свою вину за то, что выделяют время на самих себя. Они могут сказать:

• Я воспитан так, что не могу тратить время на себя.

• Я могу сделать что-то приятное для себя только тогда, когда позаботился о других.

• Я балансирую между работой и домом, супружескими и материнскими обязанностями, как же я должна найти время на саму себя?

• У меня пожилые родители, и кто-то должен о них заботиться, неправильно ставить себя на первое место.


Такие комментарии показывают, как человека тянут в разные стороны одновременно. Тем не менее есть одна сторона, которую мы можем заметить: комментарии очень общие и подразумевают, что в них нет места изменениям. Но несмотря на это, посреди суеты всегда представится мгновение покоя, когда вы можете сделать что-то приятное для себя. Особенно важно найти возможность выдохнуть, когда жизнь бурлит и много обязательств.

Ведение планера

Планер – это планирование дел на следующий день. Для многих людей с депрессией особенно тяжелым ощущается утро, и они могут испытать облегчение из-за того, что уже днем ранее решили, с чего начнут день, и что они могут следовать четкому плану. Другим кажется, что выходные пусты и скучны. Для них особенно важно составить план действий на дни отдыха.

Некоторым особенно трудно вечерами. Они приходят домой из школы или с работы, ужинают, а затем сидят без дела. Тогда могут пристать плохие мысли, а депрессия усилится. Полезно запланировать определенные занятия, которые заполнили бы эту пустоту. Поход в спортзал, в гости к кому-то, прогулка, просмотр фильма, чтение хорошей книги или газеты. Многие, несмотря на депрессию, с удовольствием посещают курсы продолжительностью в несколько недель. Записавшись на курс, они чувствуют дополнительные обязательства, а внесение полной предоплаты может мотивировать еще больше.

Ежедневное планирование может побудить вас заняться большим количеством вещей и в большей степени структурировать ваши будни. Также важно следить за тем, чтобы на каждый день планировать какие-либо занятия, при которых вы контактируете с другими людьми.

Один из самых значительных и распространенных выводов в исследованиях депрессии: пассивность усиливает депрессию, а активность ее ослабляет. Меры, которые мы описываем в данной главе, могут казаться простыми и бессмысленными. Однако исследования показывают, что они являются ключевыми и их значимость нельзя недооценивать. Почему активность особенно важна для людей с депрессией? Ниже приведено несколько причин.

• Оставаясь активным, вы чувствуете себя менее уставшим. Обычно так приятно отдохнуть, когда вы устали. Однако если у вас депрессия, то мы говорим об иной форме усталости. Если вы не станете чего-то делать, то, вероятно, почувствуете себя только еще более измученным. Отсутствие энергии при депрессии – это признак того, что вам нужно стать активнее, а не наоборот.

• Активность оттягивает немного внимания от болезненных ощущений. Вы меньше думаете о плохом и грустном и можете по крайней мере на несколько мгновений освободиться от тяжелых эмоций.

• Активность возбуждает аппетит. Депрессия означает, что вы вообще не хотите ничего делать. Чем больше вы делаете, тем больше вы, вероятно, захотите сделать.

• Активность оставляет меньше простора для депрессии. Она может ослабить чувство безнадежности и беспомощности. Станет легче замечать возможности и решать проблемы.


Большинство людей решают чем-то заняться, когда замечают, что у них есть желание заниматься именно этим. Например, пойти в кино, потому что хочется посмотреть конкретный фильм. Но если человек с депрессией будет ждать, пока ему захочется что-то делать, то ждать, скорее всего, придется долго. Часто вы можете оценить, как пошло дело, только после того, как начнете чем-то заниматься.

Как пользоваться планером – несколько советов

Планы можно описывать очень сжато. Довольно одного или двух слов. Вначале нам не нужно включать очень много занятий. Самое важное – чтобы их можно было реализовать. План занятий не должен восприниматься как что-то, что вы обязаны сделать. Это руководство и стимулятор, а не пакет требований. Он должен вдохновлять и мотивировать, а не вызывать чувство вины. Его важная цель – побуждать к наблюдению и изучению, а не осуждению или оцениванию.

Предназначение планера не в выполнении всего запланированного – обычно это не так. Не будьте слишком самокритичны: это только усугубит депрессию. Существует немало вещей, на контроль над которыми вам не приходится рассчитывать. К вам могут неожиданно прийти гости, или погода может оказаться плохой. Вы можете недооценить ваше самочувствие – то, насколько подавленным и измотанным окажетесь.

Планы, которые вы записываете, должны быть реалистичными, то есть соответствовать тому, насколько подавленным вы себя чувствуете. Если у вас тяжелая депрессия, возможно, вам удастся выполнять хотя бы несколько запланированных дел каждый день. Важно не быть слишком амбициозным. Лучше начинать с осторожностью. В любом случае план дел должен преимущественно стимулировать возникновение чувства, что у вас все получается, а не вызывать ощущение, что вы снова провалились. Здесь важно, что вы делаете, а не как вы это делаете. Смысл не в том, чтобы записать, как много вы сделали или как прекрасен, по вашему мнению, результат. Важно обуздать самокритику. Не обращайте внимания на то, что у вас не получается. Похвалите себя за то, что вы в действительности делаете.

Значимость маленьких шагов

В планере освещаются большие и маленькие дела повседневной жизни: от заправки постели и похода за покупками в ближайший магазин до участия в родительском собрании или похода в кино. Задачи, которые из-за депрессии вы воспринимаете как трудновыполнимые, можно делить на меньшие, более удобные в исполнении подцели. Если у вас есть проблемы с поддержанием чистоты на всей кухне, вы можете начать с уборки разделочного стола.

Таким образом, задачу можно разделить на более мелкие. Тогда вы начинаете с того дела, с которым наверняка справитесь. Здесь также стоит действовать осторожно. Если основная цель – приготовить себе обед, первым шагом может быть варка яйца. Дилемма в том, что многие люди, столкнувшиеся с депрессией, предъявляют к себе слишком высокие требования. Поэтому разделение целей на более мелкие может восприниматься как оскорбление. У других снизится продуктивность, даже если им удастся исполнить все, что они поставили себе в качестве цели: до депрессии я бы смог сделать это в два раза быстрее.

Даже маленькие, простые дела могут иметь большое значение в работе с депрессией. Здесь кто-то возразит, что такие занятия – это то, что, как ожидается, каждый должен делать просто так. Тогда важно напомнить о том, что для людей, борющихся с депрессией, часто даже выполнение простых задач становится достижением: это как поднять килограмм сахара, когда в рюкзаке за спиной и без того уже лежит 50 кило. Депрессию можно сравнить с тянущимся за вами тяжелым якорем: все, что вы делаете, становится тяжелее.

План Кнута

Кнут получил больничный и сидел дома из-за тяжелой депрессии. Его ужасно мучила праздность. Он жаловался на отсутствие энергии и инициативности. Это стало проблемой, с которой важно было что-то сделать. Прежде всего было необходимо, чтобы Кнут разобрался, на что он в действительности тратит свое время, а затем увеличил количество полезных дел. Сначала он стал описывать в дневнике, чем занимался каждый день в течение недели. Таким образом он собрал ценную информацию. На следующей неделе Кнут перешел к другому этапу и по вечерам стал записывать план грядущего дня. В своем планере он указывал время и ключевое слово для различных дел. В начале дня ему нужно было просто-напросто встать с кровати и заправить ее, умыться и одеться, выпить кофе и почитать газету. Затем он описывал различные виды деятельности вне дома. Также он с помощью ключевых слов намечал дела, которыми планировал заниматься в течение дня.

Кнут был склонен недооценивать свои ресурсы и возможности. Поэтому он решил каждый вечер прогнозировать вероятность выполнения поставленных им целей по шкале от 0 (совершенно маловероятно) до 10 (очень вероятно). Таким образом Кнут узнал, когда он бывал реалистичным в своих предсказаниях, а когда слишком пессимистичным.

Уверенность в своих силах и удовлетворенность

Многие люди, столкнувшиеся с депрессией, избегают видов деятельности, которые раньше приносили им удовлетворение или чувство, что все получается. Это может касаться совершенно простых, но приятных повседневных дел. Из-за этого жизнь кажется больным беднее, и теперь они не находят в ней радости. В рамках работы с депрессией важно, чтобы вы испытывали меньше дискомфорта, по крайней мере короткое время. В перспективе нужно, чтобы у вас получалось выполнять больше дел, которые могли бы принести вам удовлетворение и уверенность в ваших силах. Тогда порочный круг, в котором пассивность и безрадостность лишь усиливают друг друга, сменится добродетельным кругом.

Некоторые люди, переживающие депрессию, могут возразить, что они вообще не заслуживают ничего хорошего. Другие будут настаивать: что бы они ни делали, они будут воспринимать это только как долг и безрадостный труд. В качестве эксперимента можно определенное количество раз в день делать простые дела, которые раньше приносили удовольствие. Таким образом, можно проверить, изменилось ли настроение хотя бы в некоторой степени во время или после занятия.

Фиксация уверенности в своих силах и удовлетворенности

Вы также можете использовать как дневник, так и планер, чтобы получить информацию о делах, которые приносят вам определенное чувство уверенности в своих силах или удовлетворение. Уверенность в своих силах – это чувство, что вы справились с чем-то. Занятие само по себе не обязано приносить вам удовлетворение, но должно давать приятное ощущение, что вы сделали работу. Вы чувствуете, что достигли цели, но она не должна быть большой и трудной. Подойдет мытье посуды, стрижка газона, наведение порядка на письменном столе или написание письма. Чтобы лучше замечать чувство уверенности в своих силах, вы можете оценить каждое занятие по шкале от 0 (чувство уверенности в своих силах не возникает) до 10 (очень сильное чувство уверенности в своих силах). Если вы ставите цифру 6 возле записи «13.00-14.00 – помыть машину», это будет значить, что вы вполне удовлетворены тем, как выполнили задачу.

Многие виды деятельности, такие как мытье машины, могут быть настоящим мучением, вне зависимости от того, есть ли у вас депрессия. Тогда из плана дел будет следовать, что это занятие в самом деле настолько скучно, как вам представлялось. Но часто причина отсутствия позитивных эмоций заключается в доминировании негативных мыслей в сознании. У женщины, ранее находившей радость в выполнении работы по дому, испортились впечатления, поскольку она все время укоряла себя за то, насколько медленнее теперь трудилась.

Если раньше вам нравилось заниматься чем-то конкретным, разумно внести эти занятия в планер. Вы можете ежедневно оставлять комментарии к занятиям, в действительности принесшим вам удовлетворение. Также можно оценить степень удовлетворенности или радости по шкале от 0 (никакого удовлетворения) до 10 (весьма удовлетворительно). И снова цель состоит в том, чтобы сделать занятия, противодействующие депрессии, более заметными. Что это может быть? Ответ таков, что даже в этом люди сильно различаются. То, что нравится одному, другие считают просто скучным. Бывает и такое, что какие-то занятия приятны, только если делать их вместе с другими людьми. А кому-то предпочтительно все выполнять в одиночку. Ниже приведено несколько примеров видов деятельности, которые могут принести удовлетворение.

Купить что-то новое, например одежду или предметы обихода, сходить к кому-то в гости, посмотреть телевизор, прогуляться, съездить куда-нибудь на поезде, сшить или связать что-то, сходить на футбольный матч, послушать музыку, почитать, поплавать, сходить на бинго, подстричься, посетить антикварный магазин, приготовить что-то особенно вкусное, поработать в саду, сходить на лекцию, посетить курсы, сходить в книжный магазин, в кино, поесть вне дома, прогуляться в музей, на концерт, побывать в спортзале, позвонить кому-нибудь, сходить в кафе, писать, чертить, рисовать, играть в карты, отправиться в поход, решить кроссворд, сходить в церковь на службу, принять горячую ванну, побыть с животными, спеть в хоре, посидеть в баре или пабе, танцевать, поучаствовать в интересной беседе, смотреть на звезды, поесть снеки, побыть с детьми, обсудить политику, любить, заняться каким-то хобби, курить, принимать гостей, побыть вместе с тем, кого любите, сходить в библиотеку, оказать услугу другим, почитать газету, сходить на массаж, подремать днем, посетить баню, побыть с семьей, порыбачить, дать кому-то совет, пофотографировать, провести лекцию, вести учет, послушать радио, рассказать шутку, рубить дрова, кататься на лыжах, посидеть в интернете, поиграть в компьютерную игру, помыть голову, понюхать цветы, водить моторную лодку, посидеть на солнце, рисовать, думать о чем-то приятном, бриться, ремонтировать старую мебель, принять участие в конференции, собирать ягоды или грибы, играть в бильярд, читать книгу.

Если вы уже какое-то время находитесь в депрессии, то дела, которые раньше приносили вам удовлетворение, могут стать сложными и разочаровывающими. Тогда в дневнике или планере вы наверняка поставите низкую оценку: 0 или 1. Однако здесь важно исходить из вашего текущего душевного состояния. Таким образом, учитывая, что в настоящее время у вас депрессия, насколько вам приятно заниматься этим делом сейчас?

Полезно различать, насколько приятно было выполнять само дело и как вы почувствовали себя после. Многие ощущают, что удовлетворение длится недолго, что после завершения дела проходит не так уж много времени, прежде чем они снова станут мрачнее. Один из советов заключается в том, чтобы оценивать то, что вы испытали, пока занимались делом, а не то, как почувствовали себя потом. Кроме того, важно, чтобы вы записывали оценку как можно раньше после завершения занятия. Если вы будете ждать слишком долго, например до позднего вечера, депрессия может выбросить все хорошее из памяти. Воспоминания окрашиваются в черный, и вы помните исключительно то, что было скучным или изматывающим. Если сразу после завершения вы ставите оценку 5 по шкале от 0 до 10, это значит, что вы вполне довольны. Через несколько часов возрастает риск, что вы поставите оценку ниже, например 2 или 1, что значит, что вы не так уж и довольны. Частично цель в присвоении цифры степени вашей уверенности в своих силах и удовлетворенности заключается в том, чтобы помешать депрессии стереть те хорошие впечатления, которые возникают вопреки всему.

Черт на плече

У депрессии своя способность делать все бессмысленным. Поэтому в процессе выполнения какого-то занятия будут возникать депрессивные мысли о том, чтобы «все бросить»; они попытаются убедить вас, что ничего не получается, лучше не будет и что во всем виноваты вы сами. Эти мысли как маленький чертик на плече, который говорит, что никакого проку ни от чего не будет. Хороший совет – дождаться этих мыслей, но не вступать с ними в дискуссию. Чем меньше внимания они получают, тем быстрее исчезнут. Позвольте чертенку остаться на своем месте и лучше обратите внимание на то, чем вы планируете заняться. Попробуйте вовлечься в дело, насколько сможете. Сфокусируйтесь на том, что вы делаете здесь и сейчас, а не на том, что случилось раньше или что может случиться. Перестаньте оценивать то, что вы делаете: «Это не работает, я чувствую себя таким же подавленным». Лучше поставьте под сомнение этот тип парализующих мыслей, спросив: «Помогают ли эти мысли в том, чтобы я сделал то, что запланировал? Помогают ли они мне почувствовать себя лучше?» Кроме того, существует практическое правило, что новые занятия нужно попробовать трижды, прежде чем вы сможете оценить, каким образом они влияют на ваше настроение.

Загрузка...