А в некоторых книгах пишут:
ВВЕДЕНИЕ.
Правда, встречается и
ПРЕДИСЛОВИЕ.
А если попробовать
ПРИСКАЗКА?
Или более грозное:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!!!
О чем книга? О музыке?
Тогда, быть может,
ПРЕЛЮДИЯ?
Но и не о музыке!
Скорее о нас с вами. О наших безграничных возможностях.
ПРЕАМБУЛА? (Звучит весьма научно!)
А теперь – первый парадокс:
Я отвлекал ваше внимание ВЫДЕЛЕННЫМИ СЛОВАМИ, а в это время незаметно для вас написал то, с чего действительно собираюсь начать.
О музыке, но и не о музыке.
О нас с вами.
О наших безграничных возможностях.
Эта книга – для тех, кто в любой момент может побывать в Библиотеке Конгресса США.
А оттуда немедленно отправиться в путешествие по гималайским храмам. Эта книга для тех, кто больше всего любит плыть по улицам Венеции и всегда причаливать у набережной ОСПЕДАЛЕ ДЕЛА ПЬЕТА. Долго искать не надо. Следующее за Палаццо дожей здание вдоль набережной в сторону от площади Святого Марка. Там, где 300 лет назад преподавал скрипку и дирижировал оркестром, состоящим из несчастных девочек-подкидышей, аббат Римско-католической церкви Антонио Вивальди.
То есть эта книга для всех тех, кто имеет доступ к Интернету и может получить любую информацию из любой точки планеты. С открытием Интернета на Земле произошли изменения, равных которым человечество даже и не знает.
И самые большие изменения – в сфере получения информации.
Кто такой (с точки зрения Интернета) школьный учитель?
Это странное существо, которое знает обо всем примерно в миллион раз меньше, чем Интернет.
Что такое, скажем, учебник географии?
Это странная книга, необходимость в которой в связи с появлением Интернета может оказаться весьма сомнительной. Почему?
Откройте учебник географии и посмотрите главу о высочайшей вершине нашей планеты – горе Эверест. Там есть одна фотография, несколько цифр и предложений.
…Сейчас я открою Интернет…
В нем слово «Эверест» упоминается 242 000 раз (только по-русски!). Наберите слово, означающее второе название горы, – «Джомолунгма». Лучше не считать!
Это значит, что если вы поставите перед собой цель прочитать все, что написано об Эвересте, и на каждую статью потратите только одну (!) минуту, то вам придется беспрерывно работать в течение двадцати суток. Там – более 5000 фотографий.
Пожалеем себя и введем восьмичасовой рабочий день.
Тогда не пройдет и двух месяцев, как вы успеете мельком глянуть на все статьи.
А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую? Два года!
А сколько времени про Эверест может говорить ваш учитель географии?
Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы выбрать для вас самые необходимые сведения об Эвересте и тем самым избавить вас от двухлетней работы?
А возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи? Думаю, что цель учителя – не столько информировать, сколько выстроить урок таким образом, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать о Джомолунгме как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать исследователем Джомолунгмы, взобраться на нее. А для этого под впечатлением рассказа учителя погрузиться в Интернет и начать самостоятельное изучение этого чуда на нашей планете. Таким образом, учитель географии станет проповедником географии, то есть создаст в ученике высокую и святую потребность жить на планете с любовью к ней, с потребностью в постоянном познании ее. А ведь Джомолунгма находится в Гималаях. А Гималаи – это… Нет, нельзя увлекаться, иначе мне не окончить мою книгу. А ведь она совсем не о Гималаях…
Книга, которую вы начали читать, – о музыке.
Правда, она не похожа на большинство книг о музыке.
Ибо все, что во всех остальных книгах об искусстве находится на самых почетных местах, в моей книге – в приложениях. То есть – информация.
А что же главное в моей книге о музыке?
То, о чем вы не прочитаете в Интернете, во всех его миллионах статей. И не найдете в учебниках.
Что же в этой книге вместо информации?
ВОЛНА!!!
ВОЛНЫ!!!
???
Должен признаться – я давно пришел к убеждению, что информация о произведениях искусства почти никогда не ведет к глубинному восприятию этих творений.
После тысяч и тысяч концертов-общений, проведенных мной в течение тридцати лет для сотен тысяч слушателей в разных странах, я твердо знаю, что для восприятия музыки Баха необходимы в первую очередь не столько знания о жизни Баха (информация), сколько состояние Души воспринимающего. Души, настроенной на волну его, Баха, музыки.
Потому что великое искусство (и особенно музыка как вершина всех искусств) – это часть ноосферы, то есть грандиозной космической энергии.
Энергии Духа.
И цель творения искусства – попасть в человеческую принимающую душу (ибо энергия человеческой Души – часть всеобщей космической энергии).
Но выполнить свою функцию искусство может только при условии полного совпадения ВОЛНЫ ПРИЕМНИКА И ВОЛНЫ ПЕРЕДАТЧИКА.
Совпадения микрокосма Человека и Макрокосма Вселенских энергий. Поэтому музыка в книге появится лишь в самом конце каждой главы-встречи, но не раньше, чем вы попадете в ее поле, на ее волну.
Для того чтобы вы еще лучше поняли принципы построения книги, приведу один очень простой пример.
Вы находитесь в одиночестве, и у вас есть радиоприемник. Вам необходимо срочно услышать важную информацию. Вы начинаете искать волну последних известий.
Вы проходите через сотни радиостанций, звучат неизвестные вам языки, и вдруг… вы резко останавливаете движение поисковой ручки.
Вы услышали свой язык, свою речь.
Это значит, что вы нашли ту волну, на которую настроены ваши речевые и слуховые приемники.
Вы услышали тот язык, который вы понимаете и который вызывает ваше сопереживание.
То же самое – с музыкой.
Ибо музыка – это высшая форма выразительности и музыка – это язык.
Но язык, напрямую связанный с Космосом, с его Энергией.
И с нашей возможностью восприятия этой энергии.
К тому же если представить себе все виды искусства в виде пирамиды с подножием на земле, а вершиной в небе, то можно не сомневаться – вершиной пирамиды всех искусств будет музыка (я попытаюсь доказать это каждой строчкой книги).
А чтобы добраться до вершины пирамиды, необходимо взбираться по ее ступеням.
На каждой ступени этой невероятной пирамиды находятся различные виды искусства: литература, поэзия, живопись, архитектура.
И как только мы почувствовали, что в потребности услышать музыку мы достигли крайней степени нетерпения, – мы сделаем это.
Мы должны добраться до состояния нетерпения еще и для того, чтобы преодолеть трагедию великой музыки в XX веке, произошедшую с появлением радио и телевидения.
Именно радио и телевидение оказали классической музыке медвежью услугу.
Они превратили всю музыку в фон.
Ведь в любой момент звуками Баха или Моцарта, Хиндемита или Шостаковича музыка может вторгнуться в вашу кухню, коридор и даже ванную комнату – есть уже телевизионные аппараты в самых невероятных местах, и им ничего не стоит превратить музыку в обои, в пирожное к чаю. Здесь-то эта незваная музыка и получит весь негатив хозяина. Да еще какой!!!
Хотя она, классическая музыка, в этом нимало не виновата. Просто, в отличие ото всех других видов музыки, она ревниво требует к себе совершенно особого внимания.
«Виновато» само существование радио и телевидения, которые погубили для миллионов людей даже самую возможность услышать классическую музыку, приобщиться к ее энергетическим корням. То есть, с одной стороны, радио и телевидение выполнили просветительскую функцию – принесли классическую музыку в каждый дом, но…
Дело в том, что подобная музыка не может быть фоном жизни. Классика требует предельной настроенности, интенсивного сопереживания. Для ее восприятия нужно особое состояние, потребность – она не может просто так прийти и аккомпанировать обыденной жизни.
Отсюда главная задача книги в целом и каждой главы (встречи) в частности – вызвать максимальную потребность Души услышать, настроив ее на волну музыки.
Причем поскольку каждое произведение имеет свою волну, свое уникальное поле, то и подготовка к восприятию каждого произведения будет обладать особой волной, цель которой – найти прямую дорогу между настроенностью Души и конкретным музыкальным произведением конкретного композитора, представляющим определенное время и стиль.
Так, для того чтобы услышать озорную музыку С. Прокофьева, нам предстоит немало поозорничать самим.
Для того чтобы оценить высшую трагедийность музыки Дмитрия Шостаковича, нам придется определить масштабы энергии Зла и Разрушения, которые вызвали к жизни его грандиозные творения, превратиться в мыслителей, пытающихся осознать причины существования Зла.
Для того чтобы понять одержимость Скрябина, нам нужно почувствовать, что такое одержимость как человеческое качество, и определить ее (одержимости) место в истории Творчества Гениев.
Но главная особенность книги и ее отличие от других книг заключаются в том, что она предполагает наличие обратной связи, или обоюдной и равной возможности общения между автором и читателями книги.
В конце каждой главы-встречи есть чистый лист для ваших собственных впечатлений, заметок, стихов, наблюдений. Я предлагаю вам творческие задания.
И вы сами удивитесь, какой творческий потенциал заложен в каждом из вас.
Я уверен, что среди них будут гениальные мысли. Я опубликую их в следующей книге.
Доказательства того, что это возможно, есть уже в книге, которую вы начали читать (стихи учеников школы Санкт-Петербурга).
Только не забудьте отчетливо написать ваши имя и фамилию. (Это, разумеется, касается писем, написанных от руки).
И еще, желательно, возраст.
Вдруг вы – чудо рано расцветшей мысли или человек солидных лет, открывший для себя и для нас новый мир.
Книга состоит из двух частей.
По поводу названия первой части, думаю, вопросов никаких не возникает.
А вот что касается непривычного названия второй части, то здесь у меня возникли серьезные проблемы.
Книга была уже написана, но я все не мог определить, что же в ней вторая часть.
Ведь вначале я планировал, что напишу примечания к шестнадцати встречам.
По мере того как я писал эти примечания, становилось ясно, что написанное – вовсе никакие не примечания.
Ибо каждый раз я увлекался и всякое примечание превращалось в самостоятельный этюд.
Может быть, это приложение? Но тогда к чему?
Да и само слово такое канцелярское, что и Остап Бендер над ним смеялся. Помните у Ильфа и Петрова? «Приложение: без приложений».
Наконец после долгих поисков я, как мне кажется, нашел это слово: МОДУЛЯЦИЯ.
Почему вторая часть получила название «Модуляции»?
Во-первых, оно – музыкальное.
Во-вторых, тот, кто знает, что оно означает в музыке, сможет со мной согласиться.
Потому что именно модуляция, как переход из одной музыкальной тональности в другую, лучше всего объясняет то, что я хотел сделать.
Принцип модуляции – когда один из аккордов предыдущей тональности меняет свою функцию и объявляется аккордом в тональности последующей. Я не смогу кратко объяснить это для немузыкантов, но попробуем сделать это на примере из литературы.
Например, если в первой встрече поэт Державин – лишь один аккорд, то, модулируя в тональность Державина во второй части, мы оказываемся целиком в его власти.
Имя Роберта Шумана в первой части выглядит словно звено в цепочке, но, модулируя, мы как бы попадаем в тональность Роберта Шумана во второй части.
И ни на секунду не забывайте, что перед вами – не учебник, не научный труд, не энциклопедия.
ЭТА КНИГА – О НАШИХ С ВАМИ ВОЗМОЖНОСТЯХ.
ЭТА КНИГА – СОТРУДНИЧЕСТВО.
ВСЕ, ЧТО Я ПЫТАЮСЬ В НЕЙ СДЕЛАТЬ, ЭТО ВОЗБУДИТЬ НАШИ С ВАМИ ГЛУБИННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.
И это, кроме всего, означает, что автор субъективен и предлагает вам СОБСТВЕННЫЕ МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ, связанные с музыкой и жизнью.
Они могут совпадать и не совпадать с вашими ощущениями. И тогда смысл книги – сверить разные точки зрения.
И последнее. Когда я начал писать книгу, я мыслил ее для детей. Не для малышей, но для самого критического возраста – 13–16-летних. Почему этот возраст критический?
Да потому, что до тринадцати мы – дети, а после шестнадцати – взрослые. А между тринадцатью и шестнадцатью мы – дети и взрослые одновременно.
И знаете, что произошло? По мере того как я писал эту книгу, мои воображаемые читатели начали взрослеть. Я все больше и больше проникался к ним уважением, все больше верил в то, что мои «взрослодети» поймут все, даже самые серьезные утверждения. И теперь, когда я перечитываю книгу, я понимаю, что она – для любого возраста.
Она – для всякого, кто хочет забраться в мир музыкальных и поэтических тайн, кто испытывает потребность в иных измерениях, кто желает постоянно обогащать свой мир, где каждый день принесет заряд неповторимости. Где можно каждое утро просыпаться с радостной улыбкой и сознанием того, что всё иногда кажущееся однообразие мира – всего лишь декорации. Но в этих декорациях разворачивается уникальный и неповторимый спектакль, где актеры, играющие главные роли, – это
ПОЭЗИЯ, МУЗЫКА И МЫСЛЬ.