В прошлом своём сборнике анекдотов я хотел закончить на серьёзной ноте, чтобы выходящие из головы тараканы не вернулись – но не получилось. Потому что анекдоты придумываться не перестали. Как говорится, первый блин – всегда комом. Или как сказал бы классик гештальт-терапии – написали, но хреново. Хотя почему же? – хреново, но написали!
А кроме того, мне стало интересно, а что же такого Польстеры написали про дифлексию как сопротивление? А начинали они с утверждения о том, что человек стремится к наиболее эффективному контакту с миром – если мир продуктивен, то он открывается ему навстречу. А если открытость приносит сплошные обломы – он начинает контакт «искривлять», что и называется сопротивлениями. И в этом моменте мне вспоминается мудрая мысль Джона Энрайта, сумевшего преподать Гештальт-подход как модель просветления, о том, что каждый человек в данный момент времени имеет тот контакт и то осознание, которое для него достаточно. Искусственно увеличивать или уменьшать его – прерогатива психотерапевта в рамках приёма «тяни-толкай». Мне кажется – это другая, более живая форма парадоксальной теории изменений Арнольда Бейсера: «изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является». В Большой Жизни это правило часто встречается в виде рекомендации меняться малыми шагами, тренироваться малыми упражнениями. И этому есть нейрологическое подтверждение – Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга» объясняет, что в мозге каждого из нас заключён механизм самообучения, позволяющий восстановить жизненно важные функции даже при потере части мозга, но упражнения должны быть достаточной интенсивности – «не использовать – значит потерять», но и «перенапрячься – значит устать – значит потерять». Выходит, что когда я становлюсь тем, кто я есть, я отбрасываю кучу поступков, ведущих к перенапряжению, и чувствую шаги ближайшего развития – «использовать – значит преумножить». Ну чем не пробуждение от кошмара?